Династии в авиации. Теги: история авиации и космонавтики; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации.
Введение:
Как - то сложилось, что династии в любой свере деятельности вызывают подозрение - корупция: "Сын полковника спрашивает: папа я буду полковником? Отец отвечает-будешь. А генералом? спрашивает сын. Нет, говорит полковник, у генерала есть свой сын". Однако, на мой взгляд династия, в нормальном понимании смысла, это высокие показатели профессионализма будущего воина, или просто специалиста.
Надеюсь, что читатели будут присылать материалы о династиях в авиации Казахстана для публикаций на этой страничке. Я сам знаю о многие династии лично, но у меня нет подробной информации о них. Вот некоторые фамилии: генерал-майор авиации С.К.Нургажин и его сын Марат (инженер, полковник), полковник Л.В.Доледутко и его сын (летчик, капитан), подполковник Д.Н.Койшибаев и его сын (летчик, майор)...
Мне самому довелось стать продолжателем фамилии в профессии авиационного инженера, и по этой причине начну страничку с рассказа о своем отце...
Династии
Глава династии авиационных техников и инженеров из Казахстана - Стешенко Николай Леонтьевич (1930 - 2012)
Подполковник в отставке Стешенко Николай Леонтьевич родился 26 декабря 1930 года в поселке Уил, Актюбинской области. В 1950 году он поступил в Военно-морское авиационно-техническое училище города Пермь (тогда город Молотов). После его окончания он проходил службу в качестве техника авиационного вооружения, начальника группы обслуживания, преподавателя Выборгского ШМАС. С 1960 года по 1966 год Николай Леонтьевич обучался в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского, по окончанию которой он был назначен преподавателем Ачинского Военного авиационно-технического училища. В 1970-1972 годах он был откомандирован в АРЕ (Египет), где выполнял правительственное задание по подготовке авиационных кадров этого государства. С 1972 по 1976 годы он старший преподаватель Пермского Военного авиационно-технического училища, ИО начальника цикла авиационного вооружения. С 1976 года подполковник в запасе. Награжден 11 медалями СССР, в том числе медалью «За боевые заслуги» (хотя в 1972г. представлялся к награждению орденом Красной Звезды), медалью Арабской Республики Египет, медалью Республики Казахстан. На фото слева медаль АРЕ, на аверсе надпись "С нами Аллах! Верь, трудись и жертвуй!", на реверсе "ОВТУ 1-й выпуск, 1971 г.". Николай Леонтьевич имел более 50 зарегестрированных рационализаторских предложений. После демобилизации работал в городе Уральск в областном Автоуправлении.
Николай Леонтьевич, будучи в запасе и отставке много сил и энергии уделял патриотическому и профессиональному воспитанию молодых офицеров. Он выделялся энциклопедическими знаниями и высокими моральными качествами. С ним знакомы многие офицеры Военно-воздушных сил нашего государства и стран СНГ. После возникновения проблем со здоровьем он проживал с младшим сыном, по местам его службы. Николай Леонтьевич за активную деятельность в ветеранском движении был награжден юбилейной медалью "20 лет Вооруженным Силам Республики Казахстан" (на фото аверс и реверс медали), но получил ее 6 мая 2012 года его сын Валерий. Собрание ветеранов Вооруженных Сил Республики Казахстан города Астана, минутой молчания почтили память Николая Леонтьевича. Он ушел из жизни 02 мая 2012 года.
Николай Леонтьевич воспитал двоих сыновей, которые пошли по его стопам – стали специалистами инженерно-авиационной службы. Старший сын Сергей - майор в запасе, младший Валерий - полковник в запасе. Четверо его племяников тоже стали высококвалифицированными специалистами ИАС. В 2012 году, его внук, названный в честь деда Николаем (Стешенко Николай Валерьевич), закончил обучение в Авиационном центре по специальности техник сверхлегкой авиации.
Слева направо: Стешенко Валерий Николаевич, Стешенко Николай леонтьевич, Стешенко Сергей Николаевич (1994 год).
Сыновья Стешенко Николая Леонтьевича: майор запаса Стешенко Сергей Николаевич и полковник запаса Стешенко Валерий Николаевич.
В ВВС срочную службу проходил младший брат Николая Леонтьевича, - Александр Леонтьевич, сыновья которого Сергей Александрович и Николай Александрович стали офицерами ИАС, сейчас в запасе.
Слева на фото: Стешенко Александр Леонтьевич, справа его старший сын - майор запаса Стешенко Сергей Александрович.
На двух фото сверху: младший сын Александра Леонтьевича - Стешенко Николай Александрович.
На фото слева: Стешенко Александр Леонтьевич
и его сыновья Сергей и Николай.
Еще два племянника Стешенко Николая Леонтьевича и Александра Леонтьевича служили в ИАС ВВС Юрий Жарков и Александр Нарыжнев.
Фотографии будут добавлены.
На верхнем фото - часть династии, которую заложил авиационный инженер - Стешенко Николай Леонтьевич, справа налево: Я - Стешенко В.Н. (изучаю ТТХ учебного самолета, парк г.Саратова), Стешенко Сергей Николаевич (родной брат), Юрий Жарков (двоюродный брат), Стешенко Сергей Александрович (двоюродный брат) - уже офицеры в запасе (2012г.).
На фотографиях: слева на корточках внук Николая Леонтьевича в Авиационном центре (г.Астана) с друзьями-курсантами и Заслуженным летчиком-испытателем СССР, первым космонавтом Казахстана, Героем Сов. Союза и Народным героем РК генерал-майором авиации Т.О.Аубакировым. На второй фото правнук Данил...
В мае 2013г. майора запаса Стешенко С.А. наградили медалью "за труды во благо русской православной церкви" (несколько лет он работает начальником охраны в саратовской епархии).
Я и мой сын Николай 9 мая 2013 года (г.Астана). Николай в 2012 году закончил курс подготовки техника сверхлегкой авиации в РГП "Государственный авиационный центр".
Везет лучшим!
из газеты Караван
"Когда над тобой "висит" чужой истребитель, мало приятного", – говорит заслуженный пилот СССР Владислав Марышев.
Владислав МАРЫШЕВ – глава летной династии, один из немногих в Казахстане, кто удостоился высокого звания “Заслуженный пилот СССР”. За плечами у пилота – 23 148 часов налета, или три года (!) в воздухе! Оба его сына сегодня тоже работают в авиации.
С детства Владислав Марышев “болел” небом и авиацией, увлекался авиамоделизмом. Потом были аэроклуб, Краснокутское летное училище. Когда пришло время выбирать место работы, начальник училища порекомендовал Казахстан. За штурвал Владислав Васильевич сел в 19 лет, а в 27 стал командиром Ил-19. В 29 его отправили работать в Африку, Республику Мали, – оказывать техническую помощь слаборазвитым странам.
– Два раза в неделю мы летали в Париж, – вспоминает 79-летний пилот. – За полтора года я посмотрел почти весь мир! Не был только в Австралии и Америке.
– Особенно запомнился полет правительственной делегации во главе с президентом Мали – Мадибо Кейта – на празднование КНР в ноябре 1963 года, – продолжает наш собеседник. – Для полета в Китай из трех экипажей выбрали наш. За неделю до вылета китайская сторона нам с точностью до секунды расписала расчетное время встречи с истребителями сопровождения, посадки и даже открытия дверей самолета! За 80 километров от аэродрома Пекина в точно указанное время я заметил – на левом и правом крыльях “висело” по истребителю. Если честно, во время поворотов было не по себе. А на другой день я побывал на банкете у Мао Цзэдуна, где присутствовали главы 147 стран! На следующий день был салют. Ошеломительное зрелище! Представьте себе: в небе возникла золотая рамка, а в ней – портрет Мао Цзэдуна. Такое можно увидеть раз в жизни!
По стопам летчика пошли сыновья – Дмитрий и Владимир. Оба работают в РГП “Казавиаспас”. Дмитрий Марышев – командир самолета Ту-154, а Владимир Марышев – борт-инженер Ил-76.
– Любовь к небу им перешла по наследству, – улыбается Владислав Марышев. – И хотя дети самолет изучили еще в школьном возрасте, я всегда им напоминаю: тщательно готовьтесь к полету. Некоторые вещи выпадают из памяти, вроде так, мелочевка. А в авиации мелочей нет!
Так выглядел ИЛ-62 после ЧП, о котором в те годы никто не распространялся
В практике заслуженного пилота немало случаев, когда только высший пилотаж спасал от неминуемой беды.
В 1978 году произошло то, что в мировой авиации бывает раз в четверть века. По пути из Москвы в Актюбинск нос пилотской кабины попал в зону статического разряда облаков. В считанные секунды на стеклах фонаря кабины поползли “нити”, и лайнер начал разрушаться. Владислав Марышев принял решение уменьшить скорость Ил-62, что и спасло самолет.
Только на земле экипаж увидел, что в носовой части фюзеляжа – огромная дыра. Как оказалось, у экипажа был всего один шанс из ста, и он его использовал".
Все права на материалы газеты «Караван» принадлежат
ТОО «Агентство “Kazakhstan Today”».
Казах Таштуан Тотейулы основал в Монголии династию летчиков
Заслуженный лётчик Монголии подполковник в отставке Таштуан Тотейулы в интервью радио Азаттык (15.08.2009г., Есенгуль КАПКЫЗЫ) рассказал о первом среди казахов Монголии генерале авиации Хамзе Зайсанове, своей службе в ВВС и семейных традициях.
Таштуан Тотейулы рассказал о своем двоюродном брате Хамзе Зайсанове. Первый летчик Монголии, казах по национальности, был в числе одиннадцати военных, которым в 1944 году впервые в истории Монголии было присуждено звание генерала. Рассказ приводится с сокращениями.
- Говорят, что Хамза Зайсанов эмигрировал в Монголию в возрасте 10 лет из региона Зайсан Восточно-Казахстанской области. Сироту, который прибыл издалека, с другой стороны Алтайских гор, приютил и вырастил человек по имени Райысхан, - рассказывает Таштуан Тотейулы. В те времена в Монголии, по словам Таштуана Тотейулы, устанавливались новые порядки и внедрялась новая система образования. Зайсанова направляют в город Кобду, для того чтобы он там обучался на ветеринарного врача. Потом один год он учится в Москве, а затем поступает на курсы подготовки офицеров конницы в Тамбове
Наш собеседник продолжает, что после окончания этих курсов, благодаря знанию русского языка Хамза Зайсанов получает работу переводчика в лётном училище в Оренбурге, где он помогает монгольским студентам.
- Работая здесь переводчиком, он усердно осваивает ремесло лётчика и поступает в школу авиаторов. В общей сложности он обучается в России в течение десяти лет и возвращается на родину в 1939 году, - вспоминает подполковник в отставке. Во время войны у Халхин-Гола Хамза Зайсанов командует Военно-воздушными силами Монголии, затем в 1948 году поступает в Академию имени Гагарина (в то время - Академия Монина) в Подмосковье и учится там три года, продолжает свое повествование Таштуан Тотейулы, который тоже там учился.
- В те годы Китай угрожал Советскому Союзу. В 1969 году мы, группа из трех человек, отправились из Монголии обучаться в СССР. Во время обучения там один пожилой преподаватель математики спросил меня о том, знаю ли я Зайсанова. Наш двоюродный брат к тому времени скончался, - говорит Таштуан Тотейулы. Далее он рассказал, что Хамза Зайсанов был лётчиком-истребителем на войне, которую вели Советский Союз и Монголия против Японии у Халхин-Гола, и сражался доблестно в боях. По словам Тотейулы, советское правительство за проявленное мужество награждает его орденом «Красной Звезды».
- После того как мы закончили 9-й класс средней школы в округе Баян-Ольгий в 1957 году, нас – шестерых юношей – отправили в Улан-Батор. Здесь мы поступили на специальный подготовительный факультет. Нам платили стипендию и готовили для обучения за рубежом, в том числе в СССР, - продолжает свой рассказ Таштуан Тотейулы. После окончания школы и прохождения экзаменов молодым людям предложили самим выбрать учебное заведение для дальнейшего обучения. В то время Хамза Зайсанов уже вышел в отставку.
- Я пошел к своему двоюродному брату и спросил его о том, куда мне лучше будет пойти учиться. Мне кажется, это не понравилось ему, он что-то написал на маленьком листе бумаги и направил меня в комитет национальной безопасности, посоветовав встретиться с полковником по имени Цэрэндорж, - вспоминает бывший летчик. При этом Таштуан Тотейулы отмечает, что тогда люди боялись даже подходить к этой конторе. Но он все же пошел туда, нашел указанного человека и передал ему записку. Наш собеседник продолжает свой рассказ:
- Так ты говоришь, являешься последователем Зайсанова? В какое учебное заведение лётчиков ты сам хотел бы поступить? – спросил он вдруг неожиданно.
Я сперва не знал что ответить, так как никогда до этого не думал о том, что стану пилотом. Таким образом, я поехал в городок Сасово, в 360 километрах от Москвы в Рязанской области, и обучался там три года в училище гражданской авиации. Интересно, что если среди первых студентов, которые поехали туда учиться из Монголии, числился я, то мой сын Есболат закончил его в числе последних студентов. Так как в тот год, когда закончил это училище мой сын, оно и закрылось, - вспоминает Таштуан Тотейулы.
После окончания училища Таштуан Тотейулы в течение девяти лет летал на двенадцатиместном самолете АН-2 в города, расположенные на западе Монголии – в Баян-Ольгий, УВС, Кобду. В 1968 году он приезжает работать в Улан-Батор и начинает летать на самолетах АН-24, АН-26, АН-30 на внутренних авиарейсах. В 1969 году Таштуан Тотейулы поступает в академию имени Гагарина в Москве.
Таштуан Тотейулы говорит, что в Военно-воздушных силах Монголии служит около десяти казахов, в том числе и его сын.
- Мой старший сын Ауэз и самый младший - Есболат пошли по моим стопам и стали лётчиками. Ныне Ауэз служит в Военно-воздушных силах Монголии, а Есболат работает главным менеджером и командиром экипажа в совместной англо-японской фирме «Изнесс». Младший брат Таштуана Тотейулы, Асет, тоже стал пилотом и летает на аэробусе. Азы этой профессии освоил и его внук. Продолжить обучение представитель младшего поколения Тотейулы собирается в Америке.
Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.