История авиации Учарала
История авиации Учарала
Ушарал — город в Казахстане, центр и крупнейший город Алакольского района Алматинской области. Город расположен на реке Тентек в 40 км западнее озера Алаколь. Природные условия благоприятны для животноводства и растениводства. Город расположен в Балхаш-Алакольской котловине между Джунгарским Алатау и хребтом Тарбагатай.
Населенный пункт возник приблизительно в 1871-72 годах. Из Воронежской губернии сюда прибыли переселенцы, создавшие село Степановка, которое позже стало городом Учарал.
В середине 1960-х годов осложнилась международная обстановка между СССР и Китаем. Дело доходило до пограничных конфликтов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали постановление от 23 октября 1970 г. № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии». В соответствии с ним были созданы четыре отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр), в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР), Вооруженных Сил СССР (ВС СССР), которые были размещены и приступили в 1970 г. к строительству и реконструкции дорог Иркутск-Чита и Актогай-Дружба. Финансирование строительства и реконструкции АД осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Формирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью около 5 000 человек в каждой, было поручено заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск и главкам военно-строительного комплекса МО СССР.
146 одсбр в 1971 году сформировало Главное управление специального строительства МО СССР (ГУСС МО) и направило её на строительство автодороги Актогай-Учарал-Бесколь-Коктума-Дружба, протяженностью 373,5 км. Строительство было завершено в 1977 году. В Учарале дислоцировалось управление (штаб) бригады.
В 1984 года Учарал получил статус города и новое имя — Уч-арал.
Население на 2013 год порядка 17000 человек.
Авиация Учарала
В окрестностях города имеется два военных аэродрома («Учарал» и «Учарал-2»).
«Учарал» — военный аэродром в Алакольском районе Алматинской области Казахстана, в 5 км западнее города Ушарал. До начала 1990-х годов аэродром носил наименование «Уч-Арал» (три озера). Аэродром 1 класса, способен принимать самолёты Ил-76, Ан-22, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. До 1992 года на аэродроме базировались самолёты МиГ-27 (27-й Гвардейский истребительный авиационный Выборгский Краснознаменный полк, входивший в состав 10-й истребительной авиационной дивизии). Позже на аэродроме базируются вертолёты Ми-24 и Ми-8 (486-й вертолётный полк), которые в 2013 году передислоцированы в г. Семипалатинск (г. Семей).
В 8 км юго-восточнее аэродрома находится ещё один военный аэродром — «Учарал-2» ("Багор"). Аэродром 4 класса, способен принимать самолёты Ан-2 и подобные, а также вертолёты Ми-8 и более лёгкие. На аэродроме базируются вертолёты Ми-8.
27-й Гвардейский истребительный авиационный Выборгский Краснознаменный полк входивший в состав 10-й истребительной авиационной дивизии (войсковая часть 55748)
Использованы воспоминания и фотоматериалы участников форумаАВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ на AVIA.RU - Учарал - авиаполкforumavia.ru/forum/2/8/444293858417... и другие открытые источники.
Полк сформирован 22 ноября 1942 года путём преобразования 123-го истребительного авиационного полка. В составе действующей армии с 22 ноября 1942 года по 15 октября 1944 года. На момент преобразования полка он в основном был задействован на обороне коммуникаций, проходящих по Ладожскому озеру и железной дороги в районе Волхова. На вооружении полка состояли самолёты Як-1 до 1943 года, Як-7 до начала 1944 года, Як-9 с начала 1944 года, с осени 1944 года полк был вооружён истребителями «Спитфайр» модификации Mk IX,
До конца войны полк действует в районе Ленинграда, базируясь с февраля 1944 года на Гатчинском аэродроме, привлекался ко всем операциям, проходившим в регионе. Так, в сентябре-октябре 1942 года он поддерживает действия наземных войск в районе Шлиссельбурга, Невской Дубровки, в январе 1943 года — при прорыве блокады Ленинграда, в феврале 1943 года — при проведении частной Красноборской опрации, летом 1943 года — во время Мгинской наступательной операции.
В январе 1944 года полк принимает участие в Ленинградско-Новгородской операции, так 1 февраля 1944 года штурмует колонны противника севернее Луги.
В июне 1944 года он принимает участие в Выборгской наступательной операции. В августе-сентябре 1944 года - прикрывает советские войска в Эстонии, во время проведения Прибалтийской наступательной операции.
С октября 1944 года полк участия в боевых действиях не принимал, барражируя над Ленинградом.
Почетное наименование «Выборгский» полк получил 2 июля 1944 года за отличие в боях при прорыве линии Маннергейма и овладении 20 июня 1944 года городом-крепостью Выборг (командир полка подполковник Мажаев Николай Павлович).
В Казахстан (г.Учарал) полк перебазирован был из Ленинградского ВО (аэродрома г.Пушкин) в 1971 году. Тыловое обеспечение полка осуществлял 301 ОБАТО.
…Книгу «Боевой путь и краткая история 27 Гвардейского (22 ноября 1942 года - полк становится Гвардейским и получает 27-й номер, вместо 123 иап, сформированного в марте 1940 года), Выборгского (20 июня 1944 года), Краснознаменного (23 февраля 1968 года) истребительного авиационного полка», пишет внук ветерана Великой Отечественной войны, сын военного лётчика 27 Гв. иап послевоенного периода, полковник в отставке Веричев Андрей Валентинович (тел.+7921-779-81-41)…
Из воспоминаний полковника в отставке Бориса Кузьмина (служившим в этом полку с 1971 года, после окончания Харьковского военного училища летчиков): "27 Гв.иап получил боевой приказ на перебазирование в новый гарнизон в Средне Азиатский Военный Округ в 1970 году. Командовал полком полковник Чуйков Владимир Иванович. Полк был оснащён самолётами МиГ-19 п, пм, с. Перед отправкой часть была укомплектована лётным и техническим составом. Лётчики готовили маршрут перелёта и облётывали технику, комплектовались передовые команды, ТЭЧ полка готовилась к перебазированию железнодорожным транспортом. Для перегона самолётов готовили и выпускников 1970 года, успешно переучившихся на самолёт МиГ-19 за три-четыре месяца.
Подготовка МиГ-19 к перелету.
Командир полка Чуйков В.И., нач. штаба Блинов.
…В октябре полк убыл к дальнейшему месту службы в посёлок Уч-Арал, что находится в юго-восточной части Казахстана, на границе с Китаем. Часть поступила в непосредственное подчинение командованию 10 Смешанной Авиационной Дивизии. Командиром дивизии был п-к Новиков, заместителем п-к Гришин. В состав дивизии, кроме 27 Гв иап, входил 134 апиб, находившийся в п. Жангиз-Тобе и летавший на самолётах МиГ-17.
Гарнизон Уч-Арал конечно к приёму готов не был. Наступила осень, с непогодой, ветрами, а дома были построены по летнему варианту, к холодам не готовы."...
Самолет МиГ-17.
...Таким образом, в состав 10 сад (смешенная авиационная дивизия) входили: 27 гиап и полк 134 апиб в Жангиз-Тобе (номер ?).
На вооружении 27 гиап стояли самолеты Миг-19, с 1971 года МиГ-21бис, в 1988 году полк передан в ПВО. По некоторым данным в полку стояли на вооружении самолеты МиГ-25.
Под именем «rafik» на форуме учаральцев (11.10.2008г.) опубликовано следующее:
«Штаб, аэродром, укрытия продолжали достраиваться. Автотехника выстроилась в открытом поле. Командование требует без промедления приступать к лётной работе. Полёты начались с отказов авиатехники, автотранспорта, обслуживающего полёты, неразберихи в работе обеспечивающих частей, складов и т.д. Уже в ноябре 1970 года в полк прибыло первое пополнение молодых лётчиков, выпустившихся из ВАУЛ на самолётах МиГ-17. В этих тяжелых условиях командование полка смогло перестроить стиль работы от размеренного «пушкинского» на сложный в техническом обеспечении Уч-Аральский! Тщательно готовились лётчики и инженерно-технический состав к полётам. Отказы техники порой срывали на нет усилия всего коллектива, но работа шла, день ото дня люди привыкали к новой обстановке. Большую помощь полку оказывало командование, инженеры, офицеры боевого управления, начальники служб 10 САД, которые днями и ночами проводили в полку. Очень большая работа и ответственность легла на плечи технического состава. Отказы техники происходили из-за низких зимних температур, условий хранения, отсутствия и отказов спецтехники на предварительных подготовках к полётам.
Руководил инженерно –авиационной службой в полку в 1971 году выпускник академии им. Жуковского капитан Шевченко. Требовательный, грамотный и воспитанный офицер. Он не давал спуску ни техникам, ни лётчикам при обнаружении «пробелов «в знании и эксплуатации авиатехники, пользовался большим авторитетом и у руководящего состава полка. В этот период в полку происходит большой уход личного состава, имеющего льготную выслугу лет и не совсем надёжное положение с оставленным в Пушкине жильём. Кроме того, условия жизни в Уч-Арале не позволяли многим из них содержать семьи, в которых были уже не маленькие дети, проходящие обучение в Ленинградских учебных заведениях, жены, находящиеся на наблюдении в медицинских учреждениях города и т.д. Бытовая не обустроенность на новом месте приводила к распадам семей, бытовым неурядицам и другим негативным последствиям. Всё это привело к тому, что к середине 1972 года в полку из бывших «пушкинцев» оставались единицы лётчиков и техников, это были те, кто не имел жилья в Пушкине, холостяки.
Решение проблемы с пополнением лётного и технического состава было за счёт поступления в полк выпускников военных училищ. Но, как оказалось, и их стало не хватать. Пополнение технического состава решено было за счет выпускников технических ВУЗов страны. Так уже в 1971 году в полк прибыли «инженеры-двухгодичники» из Московского авиационного института на должности техников самолётов. Пополнение технического состава выпускниками ВУЗов ещё долго существовало в полку. Лётный состав пополнялся каждый год молодыми выпускниками училищ.
На самолётах МиГ-19 в полку произошло две катастрофы. В воздухе произошло столкновение самолета, выполнявшего перехват воздушной цели, летчик не видя цель продолжал сближение до столкновения с ней. Во втором случае погиб молодой лётчик л-т Подзоров, выполнивший снижение с маршрута в мощно-кучевое облако.
Весной 1971 года вместо списанного по здоровью п-ка Чуйкова В.И. полк принял п/п-к Шаврыгин М.П. В часть начали поступать сверхзвуковые истребители второго поколения МиГ-21 пф. Лётный состав был отправлен на переучивание и без промедления приступил к полётам.
Прибывшие в полк лётчики, ранее летавшие на самолётах МиГ-21, и являвшиеся инструкторами, быстро начали готовить летный состав. В этот период в полк пришли опытные инструктора из Центральных Курсов подготовки лётного состава в Луговой - м-р Попов А.Ф. м-р Буров О.Ф. м-р Березинец М.М. и многие другие, составившие костяк руководящего состава полка.
В декабре 1971 года в один из лётных дней в полк прибыли молодые лётчики, выпускники Харьковского ВВАУл. Лётчики выпустились из училища на самолётах МиГ-21пф, на которые только что переучился лётный состав полка. Перед вылетом из Алма-Ата лётчиков принял заместитель Командующего 73 Воздушной Армии генерал-майор авиации Новиков В.И.
Генерал поздравил с назначением в 27-й Гвардейский Выборгский Краснознамённый истребительный авиационный полк, сказал, что едут они служить в обустроенный городок, в «Горную Швейцарию», на сложную, но интересную службу.
На аэродроме в Уч-Арале встречал командир полка, подполковник Шаврыгин М.П. Подлетел на «Газике», улыбался, здоровался со всеми за руку, а трём лейтенантам, прибывшим вместе с жёнами, вручил ключи от квартир»…
Бывший командир полка М.П.Шаврыгин с заместителем командующего.
Из других источников (с сокращениями и правками): «…В 1972 году выпускники 1971 года сдали на 3 класс и уже принимали следующее пополнение, заняв вакантные должности в полку.
Аэродром, казармы, штаб требовали доработок, поэтому многое приходилось делать своими руками. Привозили дёрн с реки Тентек, проводили водопровод, сеяли траву на капонирах, отделывали внутренние помещения штабов эскадрилий и инженерных домиков. Тоже наблюдалось и в жилом городке. Телевидения не было, по радио – только Китайская пропаганда. Летом организовывались поездки с семьями на озеро Уялы или Алаколь. Зимой на зимнюю рыбалку. Среди недели, при срыве полётов командир полка п/п-к Шаврыгин М.П. организовывал футбольные турниры, являясь нападающим в команде «стариков».
Уже с 1972 года полк участвует в систематических комплексных проверках боевой готовности с привлечением других авиационных частей и посадками на запасных аэродромах. Как вспоминает бывший командир звена Кузьмин Б.К. – «Особенно запомнился вылет ведомым, у тогдашнего заместителя командира полка м-ра Крикотненко Е.Е. Мы атаковали пару самолётов, которая разомкнулась, выполнив маневр по высоте. По команде ведущего, я атаковал ведомого лётчика и сумел быстро пристроиться к м-ру Крикотненко. По остатку топлива нам пришлось выполнить посадку на аэродроме Талды-Курган, где уже заправлялись самолёты наших товарищей. Взлёт с запасного аэродрома и вот уже наведение на пару Як-28р из Сары-Шагана. ЯКи маневрируют и применяют активные помехи нашим прицелам, однако удалось обнаружить их визуально и тут уж Евгений Емельянович, не выдержав, восклицает: «Не уйдёшь!».
Самолет Як 28р. Памятник в г. Талды-Кургане (в настоящее время снесен).
Зимой 1972 года произошла катастрофа самолёта МиГ-21ус, пилотируемого лётчиком, л-том Каньшиным и заместителем командира АЭ по политчасти к-ном Зулиным. При выполнении полёта в зону на пилотаж у самолёта отказало управление, лётчики катапультировались, но из-за нештатного срабатывания системы спасения САПС к-н Зулин погиб от удара о фонарь передней кабины (по данным официальных источников: "Катастрофа произошла 22 января 1974 г. на самолёте МиГ-21УС № 07685121 (выпущен 16.03.1961 г., налёт 846 часов). Через 6 минут после взлёта, на вводе в косую правую петлю с высоты 650 м на скорости 940 км/ч по прибору произошёл взрыв в левой задней части самолёта. Лётчики катапультировались. Капитан В.С. Зулин был убит фонарём задней кабины. Первопричиной катастрофы стал пожар на самолёте").
В 1973 году командиром полка был назначен п/п-к А.Жекалов.
Начальником штаба полка м-р Мчедлишвили. Командир полка сразу объявил личному составу, что он дал слово Главнокомандующему ВВС, о наведении порядка в полку. По воспоминаниям служивших тогда лётчиков, признать полк в беспорядочном состоянии было нельзя. Единственным, чем могли упрекать командира, это низким уровнем классности лётного состава. П/п-к Шаврыгин М.П. не шёл на очковтирательство и погоду не делал.
Порядок наводился Жекаловым и в будние дни и в выходные. Лётчики забыли о футболе, сократились выезды на озёра. Взыскания, отстранения от полётов, вызовы на службу в выходные дни и т.д. Всё это сказывалось и на полётах и на домашней обстановке личного состава. В этот период происходит катастрофа самолёта Миг-21 пф, пилотируемого заместителем командира полка м-ром Константиновым. Лётчик в условиях ограниченной видимости, ночью, снизился на посадочном курсе и столкнулся с землёй.
Будучи заместителем командира полка, м-р Константинов вообще не уезжал с аэродрома (казарма, штаб, плановые таблицы). Гибель этого порядочного лётчика и офицера глубоко затронула души однополчан и их жён. Именно женсовет полка был инициатором высказать свое мнение по поводу правильности курса наведения порядка п/п-ком Жекаловым в приёмную Министра Обороны СССР. В гарнизоне долго работала комиссия МО. С офицерами проводили встречи без присутствия вышестоящих командиров и политорганов. С жёнами - по такому же признаку. Получив реальную картину службы и быта в полку комиссия убыла в Москву и через некоторое время в полк прибыл новый командир п/п-к Седов С.В.
В 1973-74 годах полк участвует в различных учениях и проверках боевой готовности, на учениях ПВО Сухопутных войск.
В 1974 году прибыла первая замена лётному составу – эскадрилья из Чехословакии и звено из ГСВГ. Это были лётчики 1 класса, что сразу повысило уровень лётной подготовки полка. В это же время летный состав первой АЭ приступил к освоению программы маневренных воздушных боёв.
22 августа 1974 года ( уточнение: это событие произошло в 1975г. на самолетах МиГ-21БИС) пара командира звена к-на Юрьева Б.К. и ст. лётчика ст. л-та Карасёва Л.Н. выполняла полёт на свободный воздушный бой. Капитан Юрьев первым увидел ведомого и атаковал его на форсированном вираже. Ст. л-т Карасёв, выполняя форсированный вираж, резко отдал ручку управления от себя и, выполнив полубочку внутрь разворота, перевёл самолёт в разворот в другую сторону. Атакующий, к-н Юрьев ручку управления не отдал и ввёл самолёт в полубочку с зарыванием, с последующим столкновением с землёй.
Зимой 1975 года (уточнение: в декабре 1974г. -в начале 1975г.) полк начал получать новейшие по тому времени истребители МиГ-21бис.
Перегоном с завода занимались лётчики и техники полка, первые переучившиеся летом 1974 года в Липецке. В том же году первая АЭ была проверена на спецполигоне в Красноводске, с практическими пусками управляемых ракет.
С осени 1975 года командованием 10 САД было принято решение о централизованной подготовке на класс лётного состава дивизии. Подготовка проводилась сборовым методом с лётчиками двух полков на одном аэродроме, что позволило, не распыляясь и не затягивая, в короткий срок, подготовить большую группу классных специалистов.
В 1976 году произошла катастрофа самолёта МиГ -21 бис пилотируемого командиром звена к-ном Ершовым (требует уточнения за период 1974г. по июль 1976г. катастроф не происходило).
В 1978 году п/п-к Седов С.В. был переведён на вышестоящую должность в 10 САД и его сменил п/п-к Рыжов Владимир Степанович. Заместителем по политчасти был м-р Семёнов, начальником штаба полка оставался м-р Мчедлишвили, зам по ИАС п/п-к Попуцевич. Полк являлся инициатором Социалистического соревнования среди частей 73 ВА, по результатам боевой и политической подготовки был награждён Почётной грамотой МО.
Осенью 1979 года в полку произошло тяжелое лётное происшествие, повлекшее гибель людей. Ночью, в ПМУ летчик ст.л-т Шаров на самолёте Миг-21бис потерял пространственное положение и столкнулся с землёй. К месту катастрофы вылетел экипаж ПСС с командиром полка п/п-ком Рыжовым В.С., начальником ПДС полка и дежурным врачом части. Командир вертолёта с посадкой на неподготовленную площадку ночью не справился. Вертолет задел лопастями землю и от удара взорвался. Все находящиеся на борту погибли. Гибель командира полка и сослуживцев тяжело задела сердца всех военнослужащих гарнизона.
На смену погибшему командиру прибыл п/п-к Кот В.С. Заместителем по политчасти был м-р Шемякин, зам по ИАС Будник, Папирный.
В июне 1981 года полк был направлен выполнять интернациональный долг в республику Афганистан составом двух эскадрилий и управления полка:
Ком. полка – п-к Кот В.С.
Замполит –п/п-к - Шемякин
Зам. ком. полка - п/п-к Яремчук
Нач. штаба –п/п-к Шуров Юрий Сергеевич
Зам. ком. по ИАС – п/п-к Будник
Ст. Штурман полка – Ворожбит Александр Михайлович
Нач. ВОТП – м-ор Алексеенко Виктор Ефимович
Нач. разведки – м-ор Пудовкин Геннадий
Нач. ПДС до 15.6.1981г. – м-ор Московчук Юрий Алексеевич
Нач. ПДС с ноября 1981г – к-н Апатенко Юрий Григорьевич
РП – п/п-к Камлач Владимир Владимирович
Ком. 1 АЭ – м-ор Лысенко Валерий
замполит – м-ор Капралов
начальник штаба – м-ор Редкодубский,
зам. по ИАС – м-ор Козлов А.П.
Ком 2 АЭ – п/п-к Веропотвельян Владимир Ваганович
Замполит 2АЭ – м-ор Казнадий Валерий
Зам ком. 2АЭ – м-ор Самохвалов Александр
Нач. Штаба 2 АЭ – м-ор Холодилин Александр
Ком. Звена - к-н Семёнов Валерий Анатольевич
Лётчик - ст.л-т Реберко Иван Васильевич
Ст. лётчик до 15.06.1981, ком звена – к-н Железов Александр Николаевич
Лётчик – ст.л-т Даниловский Виктор
Ком. Звена до 15.6.1981г – к-н Корчинский Михаил
Лётчик к-н Сергеев
Ст. лётчик – к-н Якименко Сергей
Лётчик – ст. л-т Срыбный Андрей
Ком.Звена – к-н Головань Александр
Лётчик ст.л-т Лисин
Ст. лётчик - ст.л-т Гусев Андрей Николаевич
Летчик - ст. л-т Казьмин Александр
Прибыв в ДРА, часть поэскадрильно базировалась: 1аэ в г. Кандагар, 2аэ в г. Баграм и приступила к несению боевого дежурства, выполнению бомбоштурмовых ударов, ведению воздушной разведки в районах боевых действий и других задач в интересах сухопутных войск».
В период с 05.06.1981 год по 06.07.1982 год (по другим данным по 18.06.1982 год) 27 гв. истребительный авиационный полк участвует в боевых действиях в Афганистане: аэродром Баграм 1-я аэ, Кандагар 2-я аэ и 4 самолета полка несли боевое дежурство в составе дежурного звена на аэродроме Шиндандт. В СССР полку был присвоен номер в/ч 55748 (г. Уч-Арал, ВВС САВО), в Афганистане полк имел номер полевой почты 18076. Командиром полка в тот период был полковник Кот Виктор Севастьянович, начальником штаба п/п-к Шуров (1981-1982 годы).
Из воспоминаний полковника в отставке Бориса Кузьмина: «В Уч-Арал прибыл в декабре 1971 года на должность лётчика 27 Гвардейского истребительного авиационного полка. Руководил полком гвардии подполковник Шаврыгин Михаил Петрович. Полк прибыл в Уч-Арал за год до моего прибытия из моего родного города Ленинграда (Пушкинский гарнизон) на самолётах Миг-19. Проживал я по адресу: дом 171 кв.11 (крайний, с почтой и общежитиями). Убыл в ГСВГ в 1975 году командиром звена, вместо к-на Веропотвельян В.В. В период с 1971 по1975 годы командовали полком: п/п-к Шаврыгин М.П., п/п-к Жекалов, п/п-к Седов С.В. Заместители – м-р Константинов (погиб на ПК в 12 км от ВПП) м-р Крикотненко, п/п-к Буров О.Ф., п-/п-к Осадчий А.Ф. Зам по ИАС м-р Шевченко, нач. штаба п/п-к Блинов, м-р Мчедлишвили.
В настоящее время ветераны 6 армии ПВО, в состав которой входил 27
Гв. ИАП готовят книгу воспоминаний о боевом пути частей Армии. 27-й Гв. ИАП внёс большой вклад в дело Победы Советского народа в Великой
Отечественной войны, а также в мирное время с честью доказал, что
традиции ветеранов продолжены. Полк под командованием гв. полковника Кот Виктора Севостьяновича успешно выполнил боевые задачи в республике
Афганистан, а командир был удостоен звания Героя Советского
Союза. Хотелось бы включить в книгу воспоминаний и период службы полка в Уч-Арале и Афганистане. К сожалению период с 1975 года по дату расформирования полка плохо охвачен участниками написания книги, хотелось бы получить какую-либо информацию об этом периоде (кто были командирами полка, заместителями, зам. по. ИАС, Начальники штаба, командиры АЭ. Потери полка в Уч-Арале и в Афганистане, когда полк убыл в Афганистан и как справлялся с поставленными задачами, реорганизация полка и расформирование, что делалось в гарнизоне, какие наиболее памятные события происходили, когда появилось телевидение, как развивался гарнизон и посёлок, что с нашими домами, кто там живёт, что сейчас находится на аэродроме и много других вопросов, в том числе и личных хотелось бы задать Вам). Мне довелось служить в Афганистане старшим инспектором – лётчиком ВВС 40 Армии под командованием Героя Советского Союза Кот В.С. - одним из Ваших командиров. Надеюсь на переписку и Вашу помощь. С уважением, Б.Кузьмин».
Примечание: Кот Виктор Севастьянович родился в 1940 году в пос. Алексеево-Орловка (ныне в черте г.Шахтерск), Донецкая область, Украина, Герой Советского Союза (1982г.), генерал-полковник (1993г.), заслуженный военный летчик России (1993г.). С июля 2000 года генерал-полковник В.С.Кот — в запасе. Живёт в Москве. В 2000-2012 годах работал советником губернатора Московской области.
Из переписки с Агарковым Сергеем (E-mail: aso-56@mail.ru):
«…служил я в 27 гвардейском полку, подразделение – ТЭЧ, механиком по самолету и двигателю, в 1974-1976 годах, на тот период командир полка - подполковник Седов, начальник штаба - Мчедлишвили, начальник ТЭЧ капитан - Черненко. Некоторые события, которые вы описали я помню, самолет Миг-21 бис при выполнении тренировочного полёта, упал не далеко от аэродрома, я участвовал в поисках лётчика. Может быть вы подскажете, как можно осуществить поиск сослуживцев. Конечно я всех не помню по отчеству и год рождения, но мы почти все 1956 года рождения. у меня сохранились некоторые фотографии, если интересно могу прислать».
Вот некоторые из этих фотографий: