Первый сайт, который полностью посвящен истории развития авиации и авиации Казахстана в частности:

 

 

 

  • истории авиации в городах Казахстана;
  • истории ВВС и инженерно-авиационной службы Казахстана;
  • истории санитарной авиации;
  • безопасности полетов в Казахстане;
  •        героям -  авиаторам казахстанцам; 
  • патриотическому воспитанию, династиям в авиации;
  • на сайте публикуются новости авиации и космонавтики Казахстана,  выдержки из книг автора, включающие биографические очерки о изобретателях, конструкторах и просто авиаторов;
  • материалы Международной олимпиады по истории развития авиации и воздухоплавания имени А.Ф.Можайского в Москве;
  • цитаты и афоризмы посвященные авиации и многое другое, связанное с авиацией и космонавтикой.
  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ на сайт: http://aviaengeneer.ru !

 Содержание сайта (странички) приведено ниже слева.


Для связи с автором щелкните клавишу

"Задать вопрос" (слева на экране).

 

 Автор готов оказать помощь, содействие авиационным компаниям, организациям и структурам в разработке нормативно-правовых актов, технической документации в сфере применения авиационной техники.

Прошу уважаемых читателей учитывать авторское право на материалы данного сайта.

Теги: авиация Казахстана, ВВС, история авиации и космонавтики; патриотическое воспитание; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история. 

История авиации Учарала

История авиации Учарала

Ушарал — город в Казахстане, центр и крупнейший город Алакольского района Алматинской области. Город расположен на реке Тентек в 40 км западнее озера Алаколь. Природные условия благоприятны для животноводства и растениводства. Город расположен в Балхаш-Алакольской котловине между Джунгарским Алатау и хребтом Тарбагатай.

Населенный пункт возник приблизительно в 1871-72 годах. Из Воронежской губернии сюда прибыли переселенцы, создавшие село Степановка, которое позже стало городом Учарал.

В середине 1960-х годов осложнилась международная обстановка между СССР и Китаем. Дело доходило до пограничных конфликтов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали постановление от 23 октября 1970 г. № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии». В соответствии с ним были созданы четыре отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр), в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР), Вооруженных Сил СССР (ВС СССР), которые были размещены и приступили в 1970 г. к строительству и реконструкции дорог Иркутск-Чита и Актогай-Дружба. Финансирование строительства и реконструкции АД осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Формирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью около 5 000 человек в каждой, было поручено заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск и главкам военно-строительного комплекса МО СССР.

146 одсбр в 1971 году сформировало Главное управление специального строительства МО СССР (ГУСС МО) и направило её на строительство автодороги Актогай-Учарал-Бесколь-Коктума-Дружба, протяженностью 373,5 км. Строительство было завершено в 1977 году. В Учарале дислоцировалось управление (штаб) бригады.

В 1984 года Учарал получил статус города и новое имя — Уч-арал.

Население на 2013 год порядка 17000 человек.

Авиация Учарала

В окрестностях города имеется два военных аэродрома («Учарал» и «Учарал-2»).

«Учарал» — военный аэродром в Алакольском районе Алматинской области Казахстана, в 5 км западнее города Ушарал. До начала 1990-х годов аэродром носил наименование «Уч-Арал» (три озера). Аэродром 1 класса, способен принимать самолёты Ил-76, Ан-22, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. До 1992 года на аэродроме базировались самолёты МиГ-27 (27-й Гвардейский истребительный авиационный Выборгский Краснознаменный полк, входивший в состав 10-й истребительной авиационной дивизии). Позже на аэродроме базируются вертолёты Ми-24 и Ми-8 (486-й вертолётный полк), которые в 2013 году передислоцированы в г. Семипалатинск (г. Семей).

В 8 км юго-восточнее аэродрома находится ещё один военный аэродром — «Учарал-2» ("Багор"). Аэродром 4 класса, способен принимать самолёты Ан-2 и подобные, а также вертолёты Ми-8 и более лёгкие. На аэродроме базируются вертолёты Ми-8.

 

27-й Гвардейский истребительный авиационный Выборгский Краснознаменный полк входивший в состав 10-й истребительной авиационной дивизии (войсковая часть 55748)

Использованы воспоминания и фотоматериалы участников форумаАВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ на AVIA.RU - Учарал - авиаполкforumavia.ru/forum/2/8/444293858417...  и другие открытые источники.

Полк сформирован 22 ноября 1942 года путём преобразования 123-го истребительного авиационного полка. В составе действующей армии с 22 ноября 1942 года по 15 октября 1944 года. На момент преобразования полка он в основном был задействован на обороне коммуникаций, проходящих по Ладожскому озеру и железной дороги в районе Волхова. На вооружении полка состояли самолёты Як-1 до 1943 года, Як-7 до начала 1944 года, Як-9 с начала 1944 года, с осени 1944 года полк был вооружён истребителями «Спитфайр» модификации Mk IX,

До конца войны полк действует в районе Ленинграда, базируясь с февраля 1944 года на Гатчинском аэродроме, привлекался ко всем операциям, проходившим в регионе. Так, в сентябре-октябре 1942 года он поддерживает действия наземных войск в районе Шлиссельбурга, Невской Дубровки, в январе 1943 года — при прорыве блокады Ленинграда, в феврале 1943 года — при проведении частной Красноборской опрации, летом 1943 года — во время Мгинской наступательной операции.

В январе 1944 года полк принимает участие в Ленинградско-Новгородской операции, так 1 февраля 1944 года штурмует колонны противника севернее Луги.

В июне 1944 года он принимает участие в Выборгской наступательной операции. В августе-сентябре 1944 года - прикрывает советские войска в Эстонии, во время проведения Прибалтийской наступательной операции.

С октября 1944 года полк участия в боевых действиях не принимал, барражируя над Ленинградом.

Почетное наименование «Выборгский» полк получил 2 июля 1944 года за отличие в боях при прорыве линии Маннергейма и овладении 20 июня 1944 года городом-крепостью Выборг (командир полка подполковник Мажаев Николай Павлович).

В Казахстан (г.Учарал) полк перебазирован был из Ленинградского ВО (аэродрома г.Пушкин) в 1971 году. Тыловое обеспечение полка осуществлял 301 ОБАТО.

 …Книгу «Боевой путь и краткая история 27 Гвардейского (22 ноября 1942 года - полк становится Гвардейским и получает 27-й номер, вместо 123 иап, сформированного в марте 1940 года), Выборгского (20 июня 1944 года), Краснознаменного (23 февраля 1968 года) истребительного авиационного полка», пишет внук ветерана Великой Отечественной войны, сын военного лётчика 27 Гв. иап послевоенного периода, полковник в отставке Веричев Андрей Валентинович (тел.+7921-779-81-41)…

Из воспоминаний полковника в отставке Бориса Кузьмина (служившим в этом полку с 1971 года, после окончания Харьковского военного училища летчиков): "27 Гв.иап получил боевой приказ на перебазирование в новый гарнизон в Средне Азиатский Военный Округ в 1970 году. Командовал полком полковник Чуйков Владимир Иванович. Полк был оснащён самолётами МиГ-19 п, пм, с. Перед отправкой часть была укомплектована лётным и техническим составом. Лётчики готовили маршрут перелёта и облётывали технику, комплектовались передовые команды, ТЭЧ полка готовилась к перебазированию железнодорожным транспортом. Для перегона самолётов готовили и выпускников 1970 года, успешно переучившихся на самолёт МиГ-19 за три-четыре месяца.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовка МиГ-19 к перелету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Командир полка Чуйков В.И., нач. штаба Блинов.

…В октябре полк убыл к дальнейшему месту службы в посёлок Уч-Арал, что находится в юго-восточной части Казахстана, на границе с Китаем. Часть поступила в непосредственное подчинение командованию 10 Смешанной Авиационной Дивизии. Командиром дивизии был п-к Новиков, заместителем п-к Гришин. В состав дивизии, кроме 27 Гв иап, входил 134 апиб, находившийся в п. Жангиз-Тобе и летавший на самолётах МиГ-17.

Гарнизон Уч-Арал конечно к приёму готов не был. Наступила осень, с непогодой, ветрами, а дома были построены по летнему варианту, к холодам не готовы."...

 

 

 

 

 

 

 

Самолет МиГ-17.

...Таким образом, в состав 10 сад (смешенная авиационная дивизия) входили: 27 гиап и полк 134 апиб в Жангиз-Тобе (номер ?). 

На вооружении 27 гиап стояли самолеты Миг-19, с 1971 года МиГ-21бис, в 1988 году полк передан в ПВО. По некоторым данным в полку стояли на вооружении самолеты МиГ-25.

Под именем «rafik» на форуме учаральцев (11.10.2008г.) опубликовано следующее:

«Штаб, аэродром, укрытия продолжали достраиваться. Автотехника выстроилась в открытом поле. Командование требует без промедления приступать к лётной работе. Полёты начались с отказов авиатехники, автотранспорта, обслуживающего полёты, неразберихи в работе обеспечивающих частей, складов и т.д. Уже в ноябре 1970 года в полк прибыло первое пополнение молодых лётчиков, выпустившихся из ВАУЛ на самолётах МиГ-17. В этих тяжелых условиях командование полка смогло перестроить стиль работы от размеренного «пушкинского» на сложный в техническом обеспечении Уч-Аральский! Тщательно готовились лётчики и инженерно-технический состав к полётам. Отказы техники порой срывали на нет усилия всего коллектива, но работа шла, день ото дня люди привыкали к новой обстановке. Большую помощь полку оказывало командование, инженеры, офицеры боевого управления, начальники служб 10 САД, которые днями и ночами проводили в полку. Очень большая работа и ответственность легла на плечи технического состава. Отказы техники происходили из-за низких зимних температур, условий хранения, отсутствия и отказов спецтехники на предварительных подготовках к полётам.
Руководил инженерно –авиационной службой в полку в 1971 году выпускник академии им. Жуковского капитан Шевченко. Требовательный, грамотный и воспитанный офицер. Он не давал спуску ни техникам, ни лётчикам при обнаружении «пробелов «в знании и эксплуатации авиатехники, пользовался большим авторитетом и у руководящего состава полка. В этот период в полку происходит большой уход личного состава, имеющего льготную выслугу лет и не совсем надёжное положение с оставленным в Пушкине жильём. Кроме того, условия жизни в Уч-Арале не позволяли многим из них содержать семьи, в которых были уже не маленькие дети, проходящие обучение в Ленинградских учебных заведениях, жены, находящиеся на наблюдении в медицинских учреждениях города и т.д. Бытовая не обустроенность на новом месте приводила к распадам семей, бытовым неурядицам и другим негативным последствиям. Всё это привело к тому, что к середине 1972 года в полку из бывших «пушкинцев» оставались единицы лётчиков и техников, это были те, кто не имел жилья в Пушкине, холостяки.

 Решение проблемы с пополнением лётного и технического состава было за счёт поступления в полк выпускников военных училищ. Но, как оказалось, и их стало не хватать. Пополнение технического состава решено было за счет выпускников технических ВУЗов страны. Так уже в 1971 году в полк прибыли «инженеры-двухгодичники» из Московского авиационного института на должности техников самолётов. Пополнение технического состава выпускниками ВУЗов ещё долго существовало в полку. Лётный состав пополнялся каждый год молодыми выпускниками училищ.
На самолётах МиГ-19 в полку произошло две катастрофы. В воздухе произошло столкновение самолета, выполнявшего перехват воздушной цели, летчик не видя цель продолжал сближение до столкновения с ней. Во втором случае погиб молодой лётчик л-т Подзоров, выполнивший снижение с маршрута в мощно-кучевое облако.

Весной 1971 года вместо списанного по здоровью п-ка Чуйкова В.И. полк принял п/п-к Шаврыгин М.П. В часть начали поступать сверхзвуковые истребители второго поколения МиГ-21 пф. Лётный состав был отправлен на переучивание и без промедления приступил к полётам.

Прибывшие в полк лётчики, ранее летавшие на самолётах МиГ-21, и являвшиеся инструкторами, быстро начали готовить летный состав. В этот период в полк пришли опытные инструктора из Центральных Курсов подготовки лётного состава в Луговой - м-р Попов А.Ф. м-р Буров О.Ф. м-р Березинец М.М. и многие другие, составившие костяк руководящего состава полка.

В декабре 1971 года в один из лётных дней в полк прибыли молодые лётчики, выпускники Харьковского ВВАУл. Лётчики выпустились из училища на самолётах МиГ-21пф, на которые только что переучился лётный состав полка. Перед вылетом из Алма-Ата лётчиков принял заместитель Командующего 73 Воздушной Армии генерал-майор авиации Новиков В.И.
Генерал поздравил с назначением в 27-й Гвардейский Выборгский Краснознамённый истребительный авиационный полк, сказал, что едут они служить в обустроенный городок, в «Горную Швейцарию», на сложную, но интересную службу.

На аэродроме в Уч-Арале встречал командир полка, подполковник Шаврыгин М.П. Подлетел на «Газике», улыбался, здоровался со всеми за руку, а трём лейтенантам, прибывшим вместе с жёнами, вручил ключи от квартир»…


 

 

 

 

Бывший командир полка М.П.Шаврыгин с заместителем командующего.

Из других источников (с сокращениями и правками): «…В 1972 году выпускники 1971 года сдали на 3 класс и уже принимали следующее пополнение, заняв вакантные должности в полку.

Аэродром, казармы, штаб требовали доработок, поэтому многое приходилось делать своими руками. Привозили дёрн с реки Тентек, проводили водопровод, сеяли траву на капонирах, отделывали внутренние помещения штабов эскадрилий и инженерных домиков. Тоже наблюдалось и в жилом городке. Телевидения не было, по радио – только Китайская пропаганда. Летом организовывались поездки с семьями на озеро Уялы или Алаколь. Зимой на зимнюю рыбалку. Среди недели, при срыве полётов командир полка п/п-к Шаврыгин М.П. организовывал футбольные турниры, являясь нападающим в команде «стариков».

Уже с 1972 года полк участвует в систематических комплексных проверках боевой готовности с привлечением других авиационных частей и посадками на запасных аэродромах. Как вспоминает бывший командир звена Кузьмин Б.К. – «Особенно запомнился вылет ведомым, у тогдашнего заместителя командира полка м-ра Крикотненко Е.Е. Мы атаковали пару самолётов, которая разомкнулась, выполнив маневр по высоте. По команде ведущего, я атаковал ведомого лётчика и сумел быстро пристроиться к м-ру Крикотненко. По остатку топлива нам пришлось выполнить посадку на аэродроме Талды-Курган, где уже заправлялись самолёты наших товарищей. Взлёт с запасного аэродрома и вот уже наведение на пару Як-28р из Сары-Шагана. ЯКи маневрируют и применяют активные помехи нашим прицелам, однако удалось обнаружить их визуально и тут уж Евгений Емельянович, не выдержав, восклицает: «Не уйдёшь!».



 

 

 

 

 

 

Самолет Як 28р. Памятник в г. Талды-Кургане (в настоящее время снесен).

Зимой 1972 года произошла катастрофа самолёта МиГ-21ус, пилотируемого лётчиком, л-том Каньшиным и заместителем командира АЭ по политчасти к-ном Зулиным. При выполнении полёта в зону на пилотаж у самолёта отказало управление, лётчики катапультировались, но из-за нештатного срабатывания системы спасения САПС к-н Зулин погиб от удара о фонарь передней кабины (по данным официальных источников: "Катастрофа произошла 22 января 1974 г. на самолёте МиГ-21УС № 07685121 (выпущен 16.03.1961 г., налёт 846 часов). Через 6 минут после взлёта, на вводе в косую правую петлю с высоты 650 м на скорости 940 км/ч по прибору произошёл взрыв в левой задней части самолёта. Лётчики катапультировались. Капитан В.С. Зулин был убит фонарём задней кабины. Первопричиной катастрофы стал пожар на самолёте").

В 1973 году командиром полка был назначен п/п-к А.Жекалов.
Начальником штаба полка м-р Мчедлишвили. Командир полка сразу объявил личному составу, что он дал слово Главнокомандующему ВВС, о наведении порядка в полку. По воспоминаниям служивших тогда лётчиков, признать полк в беспорядочном состоянии было нельзя. Единственным, чем могли упрекать командира, это низким уровнем классности лётного состава. П/п-к Шаврыгин М.П. не шёл на очковтирательство и погоду не делал.
Порядок наводился Жекаловым и в будние дни и в выходные. Лётчики забыли о футболе, сократились выезды на озёра. Взыскания, отстранения от полётов, вызовы на службу в выходные дни и т.д. Всё это сказывалось и на полётах и на домашней обстановке личного состава. В этот период происходит катастрофа самолёта Миг-21 пф, пилотируемого заместителем командира полка м-ром Константиновым. Лётчик в условиях ограниченной видимости, ночью, снизился на посадочном курсе и столкнулся с землёй.

Будучи заместителем командира полка, м-р Константинов вообще не уезжал с аэродрома (казарма, штаб, плановые таблицы). Гибель этого порядочного лётчика и офицера глубоко затронула души однополчан и их жён. Именно женсовет полка был инициатором высказать свое мнение по поводу правильности курса наведения порядка п/п-ком Жекаловым в приёмную Министра Обороны СССР. В гарнизоне долго работала комиссия МО. С офицерами проводили встречи без присутствия вышестоящих командиров и политорганов. С жёнами - по такому же признаку. Получив реальную картину службы и быта в полку комиссия убыла в Москву и через некоторое время в полк прибыл новый командир п/п-к Седов С.В.

В 1973-74 годах полк участвует в различных учениях и проверках боевой готовности, на учениях ПВО Сухопутных войск.

В 1974 году прибыла первая замена лётному составу – эскадрилья из Чехословакии и звено из ГСВГ. Это были лётчики 1 класса, что сразу повысило уровень лётной подготовки полка. В это же время летный состав первой АЭ приступил к освоению программы маневренных воздушных боёв.
22 августа 1974 года ( уточнение: это событие произошло в 1975г. на самолетах МиГ-21БИС) пара командира звена к-на Юрьева Б.К. и ст. лётчика ст. л-та Карасёва Л.Н. выполняла полёт на свободный воздушный бой. Капитан Юрьев первым увидел ведомого и атаковал его на форсированном вираже. Ст. л-т Карасёв, выполняя форсированный вираж, резко отдал ручку управления от себя и, выполнив полубочку внутрь разворота, перевёл самолёт в разворот в другую сторону. Атакующий, к-н Юрьев ручку управления не отдал и ввёл самолёт в полубочку с зарыванием, с последующим столкновением с землёй.

Зимой 1975 года (уточнение: в декабре 1974г. -в начале 1975г.) полк начал получать новейшие по тому времени истребители МиГ-21бис.

Перегоном с завода занимались лётчики и техники полка, первые переучившиеся летом 1974 года в Липецке. В том же году первая АЭ была проверена на спецполигоне в Красноводске, с практическими пусками управляемых ракет.

С осени 1975 года командованием 10 САД было принято решение о централизованной подготовке на класс лётного состава дивизии. Подготовка проводилась сборовым методом с лётчиками двух полков на одном аэродроме, что позволило, не распыляясь и не затягивая, в короткий срок, подготовить большую группу классных специалистов.

В 1976 году произошла катастрофа самолёта МиГ -21 бис пилотируемого командиром звена к-ном Ершовым (требует уточнения за период 1974г. по июль 1976г. катастроф не происходило).

В 1978 году п/п-к Седов С.В. был переведён на вышестоящую должность в 10 САД и его сменил п/п-к Рыжов Владимир Степанович. Заместителем по политчасти был м-р Семёнов, начальником штаба полка оставался м-р Мчедлишвили, зам по ИАС п/п-к Попуцевич. Полк являлся инициатором Социалистического соревнования среди частей 73 ВА, по результатам боевой и политической подготовки был награждён Почётной грамотой МО.

Осенью 1979 года в полку произошло тяжелое лётное происшествие, повлекшее гибель людей. Ночью, в ПМУ летчик ст.л-т Шаров на самолёте Миг-21бис потерял пространственное положение и столкнулся с землёй. К месту катастрофы вылетел экипаж ПСС с командиром полка п/п-ком Рыжовым В.С., начальником ПДС полка и дежурным врачом части. Командир вертолёта с посадкой на неподготовленную площадку ночью не справился. Вертолет задел лопастями землю и от удара взорвался. Все находящиеся на борту погибли. Гибель командира полка и сослуживцев тяжело задела сердца всех военнослужащих гарнизона.

На смену погибшему командиру прибыл п/п-к Кот В.С. Заместителем по политчасти был м-р Шемякин, зам по ИАС Будник, Папирный.

В июне 1981 года полк был направлен выполнять интернациональный долг в республику Афганистан составом двух эскадрилий и управления полка:

Ком. полка – п-к Кот В.С.

Замполит –п/п-к - Шемякин

Зам. ком. полка - п/п-к Яремчук

Нач. штаба –п/п-к Шуров Юрий Сергеевич

Зам. ком. по ИАС – п/п-к Будник

Ст. Штурман полка – Ворожбит Александр Михайлович

Нач. ВОТП – м-ор Алексеенко Виктор Ефимович

Нач. разведки – м-ор Пудовкин Геннадий

Нач. ПДС до 15.6.1981г. – м-ор Московчук Юрий Алексеевич

Нач. ПДС с ноября 1981г – к-н Апатенко Юрий Григорьевич

РП – п/п-к Камлач Владимир Владимирович

Ком. 1 АЭ – м-ор Лысенко Валерий

замполит – м-ор Капралов

начальник штаба – м-ор Редкодубский,

зам. по ИАС – м-ор Козлов А.П.

Ком 2 АЭ – п/п-к Веропотвельян Владимир Ваганович

Замполит 2АЭ – м-ор Казнадий Валерий

Зам ком. 2АЭ – м-ор Самохвалов Александр

Нач. Штаба 2 АЭ – м-ор Холодилин Александр

Ком. Звена - к-н Семёнов Валерий Анатольевич

Лётчик - ст.л-т Реберко Иван Васильевич

Ст. лётчик до 15.06.1981, ком звена – к-н Железов Александр Николаевич

Лётчик – ст.л-т Даниловский Виктор

Ком. Звена до 15.6.1981г – к-н Корчинский Михаил

Лётчик к-н Сергеев

Ст. лётчик – к-н Якименко Сергей

Лётчик – ст. л-т Срыбный Андрей

Ком.Звена – к-н Головань Александр

Лётчик ст.л-т Лисин

Ст. лётчик - ст.л-т Гусев Андрей Николаевич

Летчик - ст. л-т Казьмин Александр

Прибыв в ДРА, часть поэскадрильно базировалась: 1аэ в г. Кандагар, 2аэ в г. Баграм и приступила к несению боевого дежурства, выполнению бомбоштурмовых ударов, ведению воздушной разведки в районах боевых действий и других задач в интересах сухопутных войск».

В период с 05.06.1981 год по 06.07.1982 год (по другим данным по 18.06.1982 год) 27 гв. истребительный авиационный полк участвует в боевых действиях в Афганистане: аэродром Баграм 1-я аэ, Кандагар 2-я аэ и 4 самолета полка несли боевое дежурство в составе дежурного звена на аэродроме Шиндандт. В СССР полку был присвоен номер в/ч 55748 (г. Уч-Арал, ВВС САВО), в Афганистане полк имел номер полевой почты 18076. Командиром полка в тот период был полковник Кот Виктор Севастьянович, начальником штаба п/п-к Шуров (1981-1982 годы).

Из воспоминаний полковника в отставке Бориса Кузьмина: «В Уч-Арал прибыл в декабре 1971 года на должность лётчика 27 Гвардейского истребительного авиационного полка. Руководил полком гвардии подполковник Шаврыгин Михаил Петрович. Полк прибыл в Уч-Арал за год до моего прибытия из моего родного города Ленинграда (Пушкинский гарнизон) на самолётах Миг-19. Проживал я по адресу: дом 171 кв.11 (крайний, с почтой и общежитиями). Убыл в ГСВГ в 1975 году командиром звена, вместо к-на Веропотвельян В.В. В период с 1971 по1975 годы командовали полком: п/п-к Шаврыгин М.П., п/п-к Жекалов, п/п-к Седов С.В. Заместители – м-р Константинов (погиб на ПК в 12 км от ВПП) м-р Крикотненко, п/п-к Буров О.Ф., п-/п-к Осадчий А.Ф. Зам по ИАС м-р Шевченко, нач. штаба п/п-к Блинов, м-р Мчедлишвили.

В настоящее время ветераны 6 армии ПВО, в состав которой входил 27
Гв. ИАП готовят книгу воспоминаний о боевом пути частей Армии. 27-й Гв. ИАП внёс большой вклад в дело Победы Советского народа в Великой
Отечественной войны, а также в мирное время с честью доказал, что
традиции ветеранов продолжены. Полк под командованием гв. полковника Кот Виктора Севостьяновича успешно выполнил боевые задачи в республике
Афганистан, а командир был удостоен звания Героя Советского
Союза. Хотелось бы включить в книгу воспоминаний и период службы полка в Уч-Арале и Афганистане. К сожалению период с 1975 года по дату расформирования полка плохо охвачен участниками написания книги, хотелось бы получить какую-либо информацию об этом периоде (кто были командирами полка, заместителями, зам. по. ИАС, Начальники штаба, командиры АЭ. Потери полка в Уч-Арале и в Афганистане, когда полк убыл в Афганистан и как справлялся с поставленными задачами, реорганизация полка и расформирование, что делалось в гарнизоне, какие наиболее памятные события происходили, когда появилось телевидение, как развивался гарнизон и посёлок, что с нашими домами, кто там живёт, что сейчас находится на аэродроме и много других вопросов, в том числе и личных хотелось бы задать Вам). Мне довелось служить в Афганистане старшим инспектором – лётчиком ВВС 40 Армии под командованием Героя Советского Союза Кот В.С. - одним из Ваших командиров. Надеюсь на переписку и Вашу помощь. С уважением, Б.Кузьмин».

Примечание: Кот Виктор Севастьянович родился в 1940 году в пос. Алексеево-Орловка (ныне в черте г.Шахтерск), Донецкая область, Украина, Герой Советского Союза (1982г.), генерал-полковник (1993г.), заслуженный военный летчик России (1993г.). С июля 2000 года генерал-полковник В.С.Кот — в запасе. Живёт в Москве. В 2000-2012 годах работал советником губернатора Московской области.

Из переписки с Агарковым Сергеем (E-mail: aso-56@mail.ru):

«…служил я в 27 гвардейском полку, подразделение – ТЭЧ, механиком по самолету и двигателю, в 1974-1976 годах, на тот период командир полка - подполковник Седов, начальник штаба - Мчедлишвили, начальник ТЭЧ капитан - Черненко. Некоторые события, которые вы описали я помню, самолет Миг-21 бис при выполнении тренировочного полёта, упал не далеко от аэродрома, я участвовал в поисках лётчика. Может быть вы подскажете, как можно осуществить поиск сослуживцев. Конечно я всех не помню по отчеству и год рождения, но мы почти все 1956 года рождения.  у меня сохранились некоторые фотографии, если интересно могу прислать».

Вот некоторые из этих фотографий:

По материалам сайта: www.skywar.ru «Авиация в локальных конфликтах»:

27 мая 1982 г. произошла боевая потеря самолета МиГ-21бис №37 2-й аэ 27-го гиап (Учарал). Пара м-р А.Н.Железов – ком звена к-н А.И.Срыбный Группа из четырех самолетов выполняла задачу по подавлению средств ПВО противника в районе кишлака Авунд. На выводе из атаки ведомый первой пары вошел в зону заградительного огня ДШК, попадание в РБК-250 вызвало его детонацию и самолет взорвался в воздухе. Летчик к-н Срыбный А.И. погиб.

25 июня 1982 г. произошла боевая потеря самолета МиГ-21бис 2-й аэ 27-го гиап (Учарал). Командир эскадрильи п/п-к Владимир Ваганович Веропотвельян. Нанесение удара составом восьмерки по цели в Чарикарской долине. Вскоре после взлёта, при выполнении разворота, ведомый лидера группы Александр Самохвалов доложил, что наблюдает за самолетом ведущего ком аэ В.Веропотвельяна (умер 19.01.2013г.) шлейф керосина, выбивающегося из района накладного топливного бака. Вскоре у самолета "встал" двигатель и летчик был вынужден катапультироваться, незначительно повредив ногу. Был подобран парой Ми-8МТ 262-й овэ.

На форуме «Стрижей» (515 ИАП Тёкёль. ВВС ЮГВ. Венгрия
Ответ #206 - 12.02.2006г.)  
я нашел фото статьи о Веропотвельяне:


 


 

Примечание: Через ВВС 40-й армии, в порядке ротаций воинских частей, поэтапно прошли 11 истребительных авиационных полков (иап), 1 отдельный разведывательный авиационный полк (орап), 1 отдельная разведывательно-тактическая авиационная эскадрилья (ортаэ), 1 штурмовой авиационный полк (шап), 1 отдельная штурмовая авиационная эскадрилья (ошаэ), 1 отдельный смешанный авиационный полк (осап), 7 истребительно-бомбардировочных авиационных полка (ибап), 4 отдельных вертолётных авиационных полков (овап), 6 отдельных вертолётных авиационных эскадрилий (оваэ). С территории СССР для нанесения ударов по целям на территории Афганистана привлекались 3 бомбардировочных авиационных полка (бап), 9 тяжёлых бомбардировочных авиационных полка Дальней Авиации (тбап) и экипажи 17-и отдельных вертолётных авиационных полков (овап). В подчинении ВВС 40-й Армии находилось 7 отдельных батальонов охраны (обо — в сущности мотострелковый батальон на БТР), 8 отдельных батальонов аэродромно-технического обеспечения (обато), 9 отдельных рот аэродромно-технического обеспечения (орато), 7 батальонов и 3 роты связи и радиотехнического обеспечения (обсрто и орсрто).

В 1984 году полк возглавил п/п-к Булавкин В.П.

В марте 1985 года полк отмечал 45 летие своего создания. На фото памятный знак полка.

 

 

 

 

 

 

 

 В полку ежегодно происходили тяжёлые лётные происшествия…

В 1985 году при заходе на посадку на аэродроме Вазиани самолёт МиГ-21 ус, пилотируемый начальником разведки полка С.Чекуновым и ст. лётчиком В.Спициным, сорвался на крыло из-за потери скорости, лётчики погибли.

В 1987 году произошла авария самолёта МиГ-21 бис пилотируемого заместителем командира полка п/п-ком Самохваловым. При заходе на посадку оборвалась лопатка турбины, лётчик вовремя катапультировался.

В 1987 году _ катастрофа двух самолётов Миг-21 бис, пилотируемых командиром звена ст. л-том Ю.Барабановым и лётчиком ст. л-том А.Андреевым, выполнявших маневренный воздушный бой.

С 1988 года полк передан в ПВО. Изменилось руководство полка.
Командиром был назначен п/п-к Рябикин, начальник штаба п/п-к Галкин.

В 1989 году произошла катастрофа самолёта МиГ-21бис, пилотируемого молодым лётчиком ст. л-том Сергеем Семенюк. Лётчик потерял пространственное положение при выполнении перехвата воздушной цели, самолёт упал в озеро Алаколь.

В этом же году, лётчики, заместитель командира полка м-р Баландин А.С., командир аэ Виноградов А.В., заместитель командира полка Кращенко и нач. ВОТП полка Н.Ивченко, на самолётах Миг-21 ум выполняли маневренный воздушный бой пары истребителей против одиночного самолёта МиГ-21 бис в зоне пилотажа на удалении 10-20 км от аэродрома. На нисходящем маневре ведущий пары МиГ-21 ум принял нижнюю кромку облаков за безопасную высоту для вывода, не увидев одиночной горы Улькен-Сайкан, на которую легла облачность. Самолеты столкнулись с горой, лётчики погибли.

В том же году произошла катастрофа самолёта МиГ-21 бис, пилотируемого лётчиком л-том Ткаченко. Лётчик выполнял второй самостоятельный полёт в зону на простой пилотаж. Самолёт упал в озеро Алаколь. Причины катастрофы выяснить не удалось.

Весной 1989 года 10-й иад была преобразована в УАЦ (учебный авиационный центр) для подготовки выпускников училищ до уровня 3 класса. Командиром полка был назначен п/п-к Федоренко. В УАЦ входили три полка: Домбаровский (МиГ-23), Купино (МиГ-23) и Учарал (Миг-21). Полку была поставлена задача в подготовке всех штатных летчиков к инструкторской работе до прибытия первых групп выпускников. В эскадрильи по штату были добавлены спарки. Для увеличения интенсивности полетов было принято решение о посменной дислокации одной эскадрильи в Аягузе. К тому времени, Сарышаганский полк (Миг-23) около года назад был переброшен в Арцыз (Одесская область), на аэродроме была одна комендатура, помещения (казармы, столовая, высотка, классы) в ужасном состоянии. До нового 1990 года на едва подготовленный аэродром посадили 3 аэ под командованием Сокила. Полк выполнял подготовку лётчиков – выпускников авиационных училищ, как на аэродроме Уч-Арал, так и на аэродроме Аягуз.

В 1990 году командиром полка был назначен п-к Тютенков, начальником штаба был м-р Берикчиян. В том же году тяжелое дорожное происшествие омрачило жизнь гарнизона. Четыре техника погибли в результате наезда грузовика при их возвращении с аэродрома в жилой городок. Водитель с места происшествия скрылся, но был найден силами личного состава гарнизона.

В августе 1991 года в посёлке Уч-Арал состоялось открытие памятной стелы в честь подвига Героя Советского Союза, командира аэ к-на И.Ф.Беляева. Открытие стелы проходило в торжественной обстановке для всех военнослужащих посёлка и его местных жителей, присутствовало множество гостей и ветеранов.

Из воспоминаний Сергея Шемчак: «Я с 1983г. в полку. До меня командиром полка был Кот. При мне Шуров, Булавкин, Рябикин, Федоренко, Тютенков. С 1987г. по 1992г. погибли 10 лётчиков: Чекунов, Спицын, Барабанов, Андреев, Баландин, Виноградов, Кращенко, Ивченко, Семенюк, Ткаченко. Удачно катапультировалось двое: Самохвалов, Столбовский. Полк до 1988г. был в составе ВВС, затем передали в ПВО. В 1989 г. сняли боевое дежурство и создали учебный полк. Крайние полеты полк совершил 20 мая 1992 года. При расформировании лётному составу предложили прохождение дальнейшей службы в Канске, Братске, Норильске. Не согласившихся уволили.».

…Самолеты МиГ-21БИС, УМ и УС передали на базу хранения Талды-Курган...

Из воспоминаний А.П.Акчурина: «Документы, полковое знамя все передавалось в Подольский архив. Весной 1992 года приезжали из Москвы из кадров по распределению л/с по частям в России, для тех, кто не желал оставаться в армии независимого Казахстана. Поэтому торжественного построения как такового не было, люди разъезжались по полученным разнарядкам до октября. За все это время проводились утренние построения, с последующим роспуском по домам. Незначительная часть летчиков и технического состава занималась сдачей и перебазированием а/т в Талды-Курган, по - моему это были военнослужащие, пожелавшие остаться в Казахстане по личным причинам. Остающиеся квартиры, сразу же заселялись местными или л/с вертолетного полка, перебазировшегося из Германии вначале в Аягуз, а затем в Учарал. Аэродром, со всеми строениями, штабом, клубом и казармами, был занят местными. Видел музей полка или то, что от него осталось. Брать оттуда что-либо нечего, а и если брать, то куда вывозить, начальникам из Москвы было наплевать. Мы предлагали переименовать какой-нибудь полк в 27 гвиап, передать музей и т.д. Ведь богатая история и боевой путь полка подтверждается 16 героями Советского Союза, в конце концов фильм "Балтийское небо", да и последние события. Что тут говорить, если полк Нормандия-Неман на дальнем Востоке также расформировали. Дебилы, не "помнящие родства".

После вывода из Афганистана (3 июня 1982 года) для "приземления" "героических настроений" у личного состава полк подвергся жестким проверкам МО. Полку был вручен вымпел МО. В этом же году состоялись учения, с привлечением полков 10 САД. Полк выполнял задачи по уничтожению АВАКС в условиях применения помех (МИ-8ПП, МИ-10ПП, АН-12ПП), преодоления ПВО (реальные позиции ЗРК) и нанесение ударов по наземным целям на незнакомых для летчиков полигонах. Кстати, в звене управления аэ со мной летал и начальник штаба аэ Саня Гончаров (царство ему небесное). После этого началась подготовка к боевым стрельбам по воздушным целям днем и ночью в Астрахани. Большой сложностью при этом, было то, что летный состав менялся по замене, прибывали новые летчики, которых вводили в строй продолжая подготовку. После выхода из Афганистана, командовал полком Шуров Юрий Сергеевич. После всех проверок, вскоре его перевели начальником штаба в Тираспольскую дивизию Од. ВО».

Так закончилась 52 летняя история 27-го Гвардейского Выборгского Краснознамённого истребительного авиационного полка…

С 1992 года в Учарале базируются вертолёты Ми-24 и Ми-8 (486-й вертолётный полк). Этот вертолетный полк был сформирован в 1989 году в Германии (ГДР) из 3-х овэ (241 овэ – Хаслебен, 311 овэ – Шлоттгейм, 345 овэ – Шлоттгейм). В процессе вывода советских войск из Европы, 486 вертолетный полк 08.01.1991 года был выведен в г.Аягуз (Каз.ССР), с 1992 года он перебазируется в Учарал, где позже переименован в 607 Авиационную базу (войсковая часть №01852) Республики Казахстан (РК).

В 2009 году, во время выполнения учебно-тренировочных полетов, при посадке с высоты 15 метров упал вертолет Ми-24 войсковой части №01852 (Учарал Алакольского района Алматинской области) с последующим возгоранием, - передавало агентство "Казахстан Сегодня" (Thursday, 18 June 2009г.) со ссылкой на пресс-службу Министерства по ЧС (МЧС) РК. В результате падения вертолета три члена экипажа - 36-летний майор и два лейтенанта, 25 и 24 лет, - госпитализированы в больницу, уточнили в МЧС.

По информации пресс-службы МО РК, военная техника и летный состав 607 АБ в 2013 году перебазировали в Восточный Казахстан г.Семей (г.Семипалатинск). Материальное и техническое имущество авиабазы заняло 40 железнодорожных платформ. То, что не поместилось в вагоны, пришлось доставлять на место самолетами типа Ан-12 и вертолетами Ми-26 армейской и военно-транспортной авиации ВВС Республики Казахстан. В настоящее время, перевозка имущества завершилась, и военнослужащие авиабазы сейчас наводят порядок на новом месте. На 2014 год, новое место базирования освоено, новый район полетов и особенности управления воздушным движением в Семейском аэроузле изучены и начаты учебно-тренировочные полеты...

«Учарал-2» - пограничники

Выше я уже упоминал об еще одном аэродроме «Учарал-2», что расположен в 8 км юго-восточнее уже бывшего аэродрома 607 АБ. На этом аэродроме базируются вертолёты Ми-8.

По материалам сайта газеты "Литер" в Казахстане были сформированы авиационные части КГБ СССР:

- 10-й отдельный пограничный авиационный полк (10-й оап) Краснознамённого Восточного Пограничного Округа. Дислоцировалась в г.Боралдай КазССР;

- 22-я отдельная пограничная авиационная эскадрилья (22-я оаэ) Краснознамённого Восточного Пограничного Округа, которая дислоцировалась в г.Ушарал КазССР.

Примечание: авиационные части выполняли как боевые задачи по уничтожению противника, по огневой поддержке пограничников, переброске ДШМГ (десантно-штурмовых маневренных групп) так и задачи по снабжению подразделений пограничных войск.

С началом боевых действий в Афганистане они приняли там активное участие.

Журнал "Ветеран границы", № 2, 1997 года опубликовал сокращенный вариант главы из готовящейся к выходу в свет книги «История авиации пограничных войск» (автор статьи - В.С. Новиков, журнал "Пограничник"), которая называлась «Испытание боем»: «…Авиация пограничных войск принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан с января 1980 года по февраль 1989 года. В начале 1980 года в составе Среднеазиатского погранокруга была одна отдельная авиаэскадрилья, которая базировалась в г. Мары. 31 января 1980 года четыре экипажа вертолетов «Ми-8» под командованием майора Ф.С. Шагалеева совершили первые вылеты на территорию Афганистана по маршруту Пяндж-Нанабад-Янгикала-Московский. Из-за нехватки сил и средств в начальный период боевых действий в Афганистане привлекались экипажи с вертолетами из двух соседних погранокругов – Восточного и Закавказского. Одновременно шло наращивание авиационных сил и средств в Среднеазиатском пограничном округе: в Душанбе и Марах. По сравнению с началом военных действий в Афганистане к 1984 году численность авиационной техники САПО увеличилась в 5,5 раза.

С 1984 года Восточный пограничный округ начал проводить самостоятельные операции на самых высокогорных участках стыка двух округов, которые обеспечивала авиация отдельного авиационного полка, базирующегося в Алма-Ате, и отдельной авиационной эскадрильи в Учарале. Таким образом, уже к середине афганских событий авиационные группировки Среднеазиатского и Восточного погранокругов были вполне способны обеспечить проведение операций пограничных войск в своей зоне ответственности, охватывающей северные районы северных провинций Афганистана (примерно 80-100 км. в глубину от государственной границы).

Необходимо подчеркнуть, что в пределах зоны ответственности пограничниками был создан первый рубеж охраны и защиты границы СССР путем выставления гарнизонов свободных боевых отрядов (СБО) и мотоманевренных групп (ММГ).

Авиационные части и подразделения никогда не базировались на сопредельной территории, а выполняли боевые задачи из базовых районов или же из временных оперативных точек. Несмотря на то, что в северных регионах Афганистана боевые действия не принимали столь ожесточенный характер, как это имело место на юге и западе страны, военный потенциал противника был все же высок»...

По материалам газеты «ЛИТЕР-Неделе» (Руслан ЕСКЕНДИР) от 4 июля 2013 года, Ушаральская отдельная авиационная эскадрилья КНБ РК расположена в Алматинской области. Под ее крылом находится пять пограничных отрядов: Курчумский, Маканчинский, Ушаральский, Зайсанский и Усть-Каменогорский (с сокращениями и изменениями): «Авиаторы несут службу на границе Казахстана с Китаем на одном из сложных горных участков. Для многих летчиков полеты в таких условиях – это уже героический подвиг, а для пилотов эскадрильи – ежедневная работа. Впрочем, порой им действительно приходится выполнять, казалось бы, невыполнимые задания. Так, пограничники с большим уважением говорят о командире эскадрильи подполковнике Ерболате Смагулове, который не раз доказывал свой профессионализм на деле. Благодаря его умениям и навыкам на границе спасено немало жизней военнослужащих и гражданского населения».

…Одним из запоминающихся случаев стала операция по спасению пограничника из ущелья Аргайты, который был укушен ядовитой змеёй.

Вниз, с зависшего вертолета, чтобы эвакуировать пострадавшего, спустился бортовой механик прапорщик Мурат Жумагулов. Он обвязал тросами подвязной системы уже обессиленного пограничника. И смог поднять его на борт. Вертолет незамедлительно отправился в Ушарал…

Ерболат Смагулов после окончания школы, мечтал поступить в летное училище. Однако первые две попытки оказались неудачными. Тогда в 1992 году 19-летнего сельского парнишку призвали служить в армию. Это был второй призыв в истории независимого Казахстана. Ерболат попал в десантные войска. Именно оттуда, будучи солдатом, он смог с третьего раза поступить в Уфимское высшее военное авиационное училище. …«По его словам, ренессанс пограничной авиации Казахстана начался с 2000 года. Именно с того времени руководство Комитета национальной безопасности РК и пограничной службы стали больше обращать внимания на применение авиации в охране государственной границы.

– С того времени у нас была поднята вся техника, она прошла капитальный ремонт и модернизацию. Основной тип вертолетов, на которых мы совершаем полеты, это МИ-8МТВ, высотный вариант. Летные смены у нас стали постоянными, – отметил подполковник Смагулов.

В этом году авиапарк пограничной службы пополнился новыми вертолетами Ми-171Ш. Эта современная техника уже успела зарекомендовать себя с положительной стороны. Граница не спит, и выполнять поставленные задачи по охране рубежей родины нужно в любое время дня и ночи и в любую погоду. Личный состав авиационной эскадрильи всегда находится в полной боевой готовности, они способны вылететь на вызов в самые кратчайшие сроки».

Экипаж вертолета полковника Мусабекова удостоился правительственных наград за спасение рыбаков на замерзшем озере Сасыкколь.

…«– У нас есть высокогорные заставы и посты, куда можно добраться только на вертолете. И когда прилетаешь туда, а тебя встречают ребята-пограничники, которым привозим еду и другие необходимые им для несения службы вещи, то нужно видеть их радостные глаза и лица. Я от этого больше всего получаю удовольствие, на заставах мы желанные гости, – отметил Ерболат Смагулов.

Он подчеркнул, что основную тяжесть службы испытывают их жены, которым порой бывает трудно ждать своих мужей с полетов домой»...

 

В Семее восстановили базу военной авиации

По материалам Анастасии Куприяновой YK-news.kz

Спустя десять лет после закрытия в Семее вновь появилась база военной авиации, передает корреспондент YK-news.kz со ссылкой на официальный сайт Министерства обороны РК.

По информации пресс-службы МОБ РК, военная техника и летный состав перебазировали в Восточный Казахстан с военного аэродрома "Ушарал", расположенного в Алматинской области. Материальное и техническое имущество авиабазы заняло 40 железнодорожных платформ. То, что не поместилось в вагоны, пришлось доставлять на место самолетами типа Ан-12 и вертолетами Ми-26 армейской и военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил Республики Казахстан. В настоящее время, по информации сайта министерства, перевозка имущества завершилась, и военнослужащие базы сейчас наводят порядок на новом месте. Следующим шагом по прибытии на новое место базирования будет освоение нового района полетов, изучение особенностей управления воздушным движением в Семейском аэроузле и начало учебно-тренировочных полетов

История истребителя в парке Family

 http://gonzo.kz/comment/node/12861 SlavaNerushHYPERLINK "http://gonzo.kz/blog/user/9-slavanerush"  16 ноября 2012 года.

«На Абая-Правды есть парк. Он называется "Фэмили". В нем есть музей - вот его история:

Шел 2001 год, еще была разрешена реклама водки, а люди с удовольствием ходили в ночные клубы. Я же летел в казенном микроавтобусе по направлению города Талдыкорган. У меня была миссия - не много, не мало привезти в Алматы боевой истребитель Миг-21.

Задача была поделена на две части - забрать в военной автоколонне две машины - Камаз самосвал и дальномер - в авиа полку подхватить 9 человек личного состава техников и выдвинуться в г.Учарал, где после вывода из Афгана находились два Мига.

Веселье началось еще в автоколонне. После того, как я показал свои многочисленные разрешения и приказы, меня провели к командиру части. Не помню как его звали, но в моем мозгу запечатлилась такая картинка: был морозный, зимний и очень солнечный день. Часть показалась мне какой-то лубково-игрушечной - все так миленько и чистенько. В большом кабинете перепоясанный лучами зимнего солнца, меня ждал Командир. Он и сам светился, светился внутренней силой, тишиной и... Ну вобщем, я сразу почувствовал, что передо мной Отец солдатам.

Поворошив мои бумажки, сей уважаемый муж начал говорить. Это был увлекательнейший, скажу я вам, рассказ. Я узнал о добрых и хороших людях, его подчиненных, о том как замечательно обстоят дела в части с моральным уровнем и боевой подготовкой, но самое интересное он оставил на конец беседы.

- Машины есть, а бензина нет!

Я был готов, к чему-то такому и покидая часть, я знал, машины будут, а вот заправлять их придется самостоятельно.

Следующим заданием авиа-квеста было забрать "мазуту" - так в авиации называют техников.

Меня вывели на плац, передо мною стояли девять Толстовских Платонов Каратаевых - чуть замасленные морщинки, вокруг их умудренных жизнью глаз-выдавали недюженную смекалку и жизненный опыт.

Как только мы отьехали, в салоне микроавтобуса раздались характерные звуки откупориваемых бутылок и мне на командирское сиденье был передан стакан водки и могучий бутерброд с колбасой... И была ожидающая тишина.

Я залихвастки шандарахнул, к слову сказать, стакан прекрасной и охлажденной огненной воды и повеселевший приказал остановится у ближайшего комка. Прозорливое руководство наделило меня более чем щедрыми погонными, суточными и проездными, а потому, до Учарала мы доехали уже тесным коллективом и в более, чем приподнятом настроении.

Неприятности начались на КПП вертолетной части. Дежурный наотрез отказался разыскивать командира в 11 часов ночи :) Мы помогли ему в этом звонком по вертушке в штаб ВВС. Моих веселых техников расквартировали в сан части, а я продолжил свою веселую поездку в гарнизонной бане с отцами командирами.

Очнулся я в странном здании, которое Учаральцы упрямо именовали лучшей гостинницей города. Я был заботливо накрыт матрасом и меня тошнило.

Главный сюрприз ждал меня на летном поле, где мне показали два больших сугроба, никак не напоминающих формы самолетов. На 30 градусном морозе 20 бойцов откапывали истребители сутки. Но самое интересное началось при разборке самолета.

Плоскости (так в авиации называют крылья) упрямо не хотели отстыковываться. Пять дней моя веселая бригада выбивала четыре шплинта, я же заботливо подвозил горячее питание и не менее горячительные напитки. В Учарале зимой в поле на 30 градусном морозе и ветре-невозможно быть трезвым.

Но вот плоскости, и хвостовая часть отстыкованы, наступил момент погрузки. Ха! Не тут-то было! Кран в сем славном воинском подразделении был, но хвостовую часть поднять никак не мог-в силу треснувшей стрелы.

В Учарале на тот момент было два работающих крана, но оба крановщика, понятное дело отсутствовали - один был на похоронах, другой на свадьбе в ближайших колхозах. Я выбрал того, который на похоронах и ошибся.Трезвее был тот который на свадьбе.

Наступило время привязывать останки самолета к грузовикам - проволки не оказалось. Не буду писать здесь, где я взял проволку, расскажу, лучше, как нас чуть не линчевали жители первого же по дороге колхоза.

Хвост истребителя, умноженный на высоту самосвала-ободрал все электрические провода, какие только можно. Дальше проезжая колхозы мы подымали провода специальной палкой :) Мои командировочные закончились абсолютно, на подьезде к Талдыкоргану. Дальше меня кормили и поили, мои веселые авиа-техники, которые подзаправились провизией в Талдыке.

На Архарлах мы простояли сутки - его закрывают в снегопад.

Собирали истребитель, уже не так весело и очень быстро - видимо за две недели наших авиа мытарств, мы так сработались и затрахались. Всем хотелось, чтобы это поскорее закончилось.

Когда мне плохо, я приезжаю в Фэмили-парк и подхожу, к облепленному детворой истребителю и как бы ни было тяжело, почему-то становится легче.

P.S. А с командиром той вертолетной части мы встретились года четыре назад. Я заказал на vip мероприятие дорогущий вертолет и каково было мое удивление, когда сделав лихой боевой разворот и приземлившись на капчагайский песок, из никелерованной кабины выпрыгнул тот самый командир. Забыв на минуту про випов мы тепло и душевно обнялись».

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

  • Содержание сайта:
  • Об авторе и его книге
  • Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
  • Новости
  • Статьи
  • ИАС Казахстана в лицах
  • Космос
  • Авиация
  • Династии в авиации
  • Биографические очерки о первопроходцах в воздухе
  • Биографические очерки о первопроходцах в космосе
  • Патриотическое воспитание
  • Эмигранты Российской империи (СССР)
  • Цитаты
  • Самолеты Казахстана
  • События и новости авиации (космонавтики) в Казахстане
  • Персоналии ВВС и ГА
  • Герои авиаторы - казахстанцы
  • Мы гордимся Вами
  • Записки авиаинженера...
  • Олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию
  • Сотрудничество
  • О безопасности полетов в Казахстане
  • Воздухоплавание
  • История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)
  • История авиации Казахстана (1941-1945г.г.)
  • История авиации Казахстана (1946-1991г.г.)
  • история авиации Актюбинска
  • История авиации Актау (Шевченко)
  • История авиации Алматы
  • История авиации Астаны
  • История авиации Атырау (Гурьев)
  • история авиации Балхаша (Сары-Шаган, Балхаш-9)
  • История авиации Джамбула (Тараз)
  • История авиации Караганды
  • История авиации Кустаная
  • история авиации Кызылорды
  • История авиации - станция Луговая, 715 уап
  • История авиации Павлодара
  • История авиации Петропавловска
  • История авиации Семипалатинска
  • история авиации Талды-Кургана
  • История авиации Уральска
  • История авиации Усть-Каменогорска
  • История авиации Учарала
  • история авиации Чимкента
  • Санитарная авиация Казахстана
  • Поиск родных и сослуживцев
  • Контакты
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 1 (2011-2015г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 2 (2016 -2019г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 3 (2020 -2021г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 4 (воспоминания сотрудников, списки награжденных и проработавших 5 и более лет).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 5 (руководители, эмблемы).
  • Содержание сайта:
  • Об авторе и его книге
  • Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
  • Новости
  • Статьи
  • ИАС Казахстана в лицах
  • Космос
  • Авиация
  • Династии в авиации
  • Биографические очерки о первопроходцах в воздухе
  • Биографические очерки о первопроходцах в космосе
  • Патриотическое воспитание
  • Эмигранты Российской империи (СССР)
  • Цитаты
  • Самолеты Казахстана
  • События и новости авиации (космонавтики) в Казахстане
  • Персоналии ВВС и ГА
  • Герои авиаторы - казахстанцы
  • Мы гордимся Вами
  • Записки авиаинженера...
  • Олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию
  • Сотрудничество
  • О безопасности полетов в Казахстане
  • Воздухоплавание
  • История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)
  • История авиации Казахстана (1941-1945г.г.)
  • История авиации Казахстана (1946-1991г.г.)
  • история авиации Актюбинска
  • История авиации Актау (Шевченко)
  • История авиации Алматы
  • История авиации Астаны
  • История авиации Атырау (Гурьев)
  • история авиации Балхаша (Сары-Шаган, Балхаш-9)
  • История авиации Джамбула (Тараз)
  • История авиации Караганды
  • История авиации Кустаная
  • история авиации Кызылорды
  • История авиации - станция Луговая, 715 уап
  • История авиации Павлодара
  • История авиации Петропавловска
  • История авиации Семипалатинска
  • история авиации Талды-Кургана
  • История авиации Уральска
  • История авиации Усть-Каменогорска
  • История авиации Учарала
  • история авиации Чимкента
  • Санитарная авиация Казахстана
  • Поиск родных и сослуживцев
  • Контакты
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 1 (2011-2015г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 2 (2016 -2019г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 3 (2020 -2021г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 4 (воспоминания сотрудников, списки награжденных и проработавших 5 и более лет).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 5 (руководители, эмблемы).
  для комментария щелкните слева мы рады сотрудничеству
flexsmm.com

Добро пожаловать!!!

электронная книга В.Стешенко о истории рождения авиации и космонавтики:

 "Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную"

 

 По вопросу приобретения книги обращайтесь по телефону:

моб. +7 777 276 56 22.

E-mail: ler_nik@mail.ru, или на данный сайт: http://aviaengeneer.ru

(оплата возможна с помощью электронной платежной системы Яндекс ("Деньги"), номер кошелька 410012300566109)

         Более 500 экземпляров книги, автором безвозмездно переданы в различные учебные учереждения и библиотеки.

       Обращаю Ваше внимание, что книга не содержит материалов по истории авиации Казахстана.

Книгу можно почитать в библиотеках:

- Военного института СВО, г.Актобе;

- ср. школы № 56, г.Астана;

- ср. школы №32, г.Астана;

- Республиканской школы "Жас Улан", г.Астана;

- ТОО "Государственный авиационный центр", г.Астана;

- школы-гимназии № 31, г.Астана;

- УЦПАС (учебный центр подготовки авиационных специалистов) СВО, г.Талдыкорган;

- в "Детско-юношесткой библиотеке" г.Астана;

- в "Детской библиотеке" на ул. Мусрепова г.Астана (за 7-ой поликлиникой) и её филиалах по городу;

- в учебной библиотеке Национального университета обороны (г.Астана);

- в "Детской библиотеке им. М.Горького" г.Уральска;

- в библиотеках школы № 7, лицея № 35 (бывшая ср.школа № 10) г.Уральска;

- в библиотеке русской школы пос. Комсомольск и музее русской школы пос. Хобда Актюбинской области;

- в городской библиотеке г.Степногорск, школьной библиотеке с.Семеновка Акмолинской области;

- в библиотеке Центрального военного клинического госпиталя, г.Астана;

- в фондах Учебно-тренингового центра РГП на ПХВ "Республиканский центр санитарной авиации" Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

- в библиотеке Детского дома г.Астана.

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

© aviaengeneer.ru

Нужно помнить... ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА (ИАС) предназначена для осуществления инженерно-авиационного обеспечения (ИАО). Целью ИАО являются: содержание авиационной техники (АТ), обеспечение ее высокой надежности (безопасности полетов) и эффективности. Инженерно-авиационная служба - это механики, техники, инженеры, конструкторы и ученые.

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

книга о истории рождения авиации и космонавтики

 

"Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную"

Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся историей развития авиации и космонавтики, судьбами талантливых изобретателей подаривших людям крылья и открывшим дорогу во вселенную. Книга состоит из двух разделов: «Авиация» и «Космонавтика». Каждый раздел включает краткий экскурс в историю развития техники (авиационной и космической) и биографические очерки о первых ее изобретателях, ученых положивших теоретическую основу полетов из разных стран мира.  

      В книгу вошли 36 биографических очерка о жизни самых первых ученых и изобретателях сделавших первые практические шаги в покорении неба и космоса.

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

Рейтинг@Mail.ru