История авиации Атырау (Гурьев). Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации.
История авиации Атырау (г.Гурьев)
О городе
Город Атырау (до 4 октября 1991 года Гурьев) — областной центр Атырауской области Республики Казахстан. Расположен в европейской (западной) части Казахстана, по берегам реки Урал (на момент основания — находился в месте впадения реки в Каспийское море, однако отдалился от него вследствие падения уровня Каспия). Город основан в 1640 году купцами Гурьевыми, построившими деревянный острог вблизи от ногайской рыбачьей стоянки, за что Гурьев уплатил дань Ногайскому ханству в городе Сарай-Джуке.
Гурьев был центром огромной области. На юге граница с Туркменией пролегала по самому заливу Кара-Богаз-Гол. На востоке Гурьевская область граничила с Узбекистаном (Каракалпакия) и Актюбинской областью, на севере - с Уральской, а на западе – с Астраханской областью. С началом освоения природных богатств каспийского полуострова Мангышлак (нефть, газ, урановая руда) и строительством города Шевченко (ныне Актау) область была поделена на Гурьевскую и Мангышлакскую. В развитии этих областей и их центров Гурьева и Шевченко участвовал весь Советский Союз. Многие исторические вехи и события, свидетелями которых был Гурьев, запечатлены в названиях его улиц. Здесь несколько раз проходил со своими казаками Степан Разин, бывал Емельян Пугачев. За годы Советской власти Гурьев стал крупным центром нефтяной и химической промышленности. Тогда были построены нефтепроводы Гурьев — Орск (в 1935г.) и Узень — Куйбышев (через Гурьев), нефтеперерабатывающий, химический (полимерные материалы), машиностроительный, судоремонтный заводы, рыбоконсервный комбинат (поселок Балыкши) и др.
Главными достопримечательностями города являются памятник архитектуры 19 века - Православная церковь и самый длинный пешеходный мост через реку Урал (занесен в Книгу Рекордов Гиннеса) соединяющий собой два континента: Европу и Азию.
4 октября 1991 года Гурьевский городской Совет народных депутатов переименовал город в Атырау.
Первый самолет
Первый самолет в г.Гурьеве появился в 1918 году в период Гражданской войны (1918-1921 гг.). Боевые действия тех лет, между белоказачей и красной армиями на Восточном (Туркестанском) фронте, сопровождались достаточно активным применением авиации противоборствующими сторонами, особенно на линии Уральск - Гурьев. Об этом подробно изложено на страничке «История авиации Уральска» данного сайта, однако некоторые материалы будут изложены и здесь…
…Еще в 1909 году в Гурьеве впервые появились представители английской компании «Шелл», которые приобрели здесь часть нефтепромысловых площадей (В.Тарабрин, член Союза журналистов России «По замерзшей меже», 2004г.). В разгар Гражданской войны, начиная с 1918 года, английские нефтяники, обеспокоенные положением дел на уральском фронте (г.Уральск), предложили казакам-уральцам материальную помощь. Уральцы, испытывавшие затруднения с оружием, не стали отказываться, и Гурьев превратился в большую военную базу. Самолеты и артиллерия, боеприпасы и обмундирование поставлялись морскими судами из Баку.
…В январе 1919 года линия фронта отступавшей Уральской казачей Армии подошла к Уральску. Началась эвакуация тылов и учреждений из города, вероятно еще ранее из города был вывезен в г.Гурьев неисправный самолет «Сопвич».
В январе – феврале 1919 года в Петровске (порт на Каспии, ныне – Махачкала) был сформирован 10-й авиаотряд полковника Юнгмейстера, который весной был отправлен через Каспийское море в Гурьев.
В марте 1919 года на Каспий в Петровск прибыла 266-я британская эскадрилья, гидросамолеты которой с мая по июль на борту бывших танкеров «Аладер Юсанов» и «Орленок», переоборудованных в гидроавиатранспорты, участвовали в налетах на Форт Александровский (до 1939 г. название г.Форт Шевченко в Мангышлакской области советского Казахстана). К июлю 1919 года английское военное присутствие на Каспии начало сворачиваться. Каспийская флотилия и авиация, после крайне трудных и долгих переговоров передавались в распоряжение Вооруженных сил Юга России. Другая часть военного имущества, в том числе и гидросамолеты бывшей 266-й эскадрильи – предназначена была Уральскому казачьему Войску.
27 июля 1919 года из Петровска в г.Гурьев прибыл гидроавиатранспорт «Орленок», доставивший туда 2 британских гидросамолета «Шорт 184» для передачи уральцам. Самолет фирмы «Шорт» «Тип-184» был создан по заказу британского адмиралтейства как двухместный торпедоносец, разведчик и легкий бомбардировщик.
В это же время в Баку, на базе бывшей здесь до революции Бакинской школы морской авиации, штабс-капитан по адмиралтейству Г.Я.Блюменфельд начал формировать отряд гидросамолетов. С 7 декабря 1918 года Блюменфельд являлся начальником Отдела гидроавиации (фактически – начальником Бакинской школы), а с 19 декабря 1918 года – начальником гидроавиации Каспийского моря. В середине июня 1919 года штабс-капитан Блюменфельд был командирован в Гурьев вместе со сформированным в Баку Гидро-авиационным отрядом. Отряд имел 6 гидросамолетов – 3 «М-9» с моторами «Сальмсон», 2 «М-5» с моторами «Моносупап» (один из них - № 5) и 1 «М-5» № 81 с мотором «Рон». В отряде числилось 6 офицеров – штабс-капитан Семен Георгиевич Усов, поручик Сосин, подпоручик Соловский, прапорщик по адмиралтейству Еремей Адольфович Кукуричкин, (в 1917 г. окончил Бакинскую школу морской авиации и оставлен инструктором), прапорщик Ивашиненко, 49 нижних чинов.
Из-за болезни Блюменфельд не смог отправиться со своим отрядом, и его временно возглавил офицер К.Павлов. На пароходе «Бакинец» техника и личный состав Гидро-авиационного отряда Уральской Армии были доставлены в Гурьев. Наличие этого отряда отмечается впервые в приказе по Уральской Армии от 23 июля 1919 года, когда упоминается зачисление туда прибывшего из ВСЮР летчика-наблюдателя корнета Янушкевича.
Таким образом, к июлю 1919 года в г.Гурьеве были сосредоточены 10-й авиационный отряд Юнгмейстера и Гидро-авиационный отряд, в командование которым вступил штабс-капитан Егоров. К этому времени в Гурьеве оказался посланец из Омска – военный летчик полковник Самойло, направленный к уральским казакам для оказания помощи при формировании авиационных частей. Полковник Самойло, вместе со штабс-капитаном Егоровым продолжили работу по подготовке Гидро-авиационного отряда к боевой деятельности. В архиве сохранился доклад полковника Самойло Начальнику Воздушного Флота от 10 августа 1919 года. Наряду с определенным преувеличением собственной роли («До моего прибытия в Уральской Армии авиации не существовало…»), в нем содержится важная информация о составе авиационных частей Уральской Армии: «…Гидро-отрядом командует морской летчик Штаб-капитан Егоров, успевший выказать себя необыкновенно смелым и энергичным летчиком и начальником. Благодаря ему целая операция корпуса Генерала Тетроева (правильно – Тетруева – прим. авт.), под Астраханью, в средних числах Июля, была блестяще закончена в 2 полетов»…
…Таким образом, суммарное количество машин, находившихся в начале боевой деятельности в Гидро-авиационном отряде Уральской Армии, может быть оценено в количестве 10 единиц, в том числе 3 «М-5», 3 «М-9», 2 «Шорт-184», 1 «Вуазен», 1 – неустановленного типа. Какая-то часть Гидро-авиационного отряда, имевшего значительное количество самолетов (10 машин) вскоре была переброшена из Гурьева на фронт Астраханского отряда Уральской Армии.
Оставшиеся в Гурьеве гидросамолеты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия, осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. Постоянно существовала опасность, что сильная советская Каспийская флотилия высадит десант в районе Гурьева, где практически не было казачьих частей и захватит эту важнейшую тыловую и транспортную базу, что сразу же сделало бы положение Уральской Армии безнадежным.
Изношенная техника постоянно выходила из строя, условия ее эксплуатации были крайне тяжелыми. Доставка авиабензина, масла, запасных частей производилась с Северного Кавказа морем по Каспию в Гурьев, а далее – гужевым путем по тракту Гурьев - Уральск на расстоянии в 500 верст.
Есть сведения, что в 1919 году в г.Гурьеве располагалось какое-то воздухоплавательное подразделение Уральской Армии, имевшее 1 воздушный шар – привязной аэростат…
Поражение Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) к ноябрю 1919 года на всем театре военных действий, сразу же лишило сопротивление Уральской Армии стратегического смысла. Положение усугубляла сильно распространившаяся эпидемия сыпного, брюшного и возвратного тифов. Она началась среди гражданского и беженского населения, поселки были забиты умирающими и больными, медперсонал оказался бессилен из-за отсутствия лекарств. Вскоре эпидемия перекинулась на строевые части, и из них выбыло 3/4 личного состава. Прекратились перевозки по замерзшему Северному Каспию и Армия осталась без достаточного количества боеприпасов, обмундирования и продовольствия.
…Начавшееся наступление 4-й Красной армии с 14 ноября 1919 года отразить не удалось и Уральская белоказачья армия начала медленный отход на юг, к г.Гурьеву. По данным разведки Красной армии, к началу декабря 1919 года 10-й авиационный отряд полковника Юнгмейстера имел 6 самолетов. Отступление белой Уральской армии вызвало и перебазирование 10-го авиационного отряда. По свидетельству перебежчиков: «броневики и аэропланы (3 неисправные машины) отправляются на верблюдах в сторону Гурьева». 18 декабря 1919 года Уральской армией была сдана станица Калмыково, а в ней оставлен 1 самолет, что вероятно связано с его поломкой или отсутствием топлива и масла. 5 остальных самолетов уральского отряда белых удалось вывезти.
В результате отхода оставшиеся самолеты 10-го отряда были сосредоточены в Гурьеве. По агентурным данным красных в Гурьеве находилось 4 исправных самолета и 3 сломанных.
26 декабря 1919 года в Гурьеве был издан приказ №153 по Управлению Начальника Инженеров Уральской Отдельной Армии: «Ввиду полной изношенности аппаратов и потери наиболее ценных машин 10 авиационного отряда, который в настоящее время совершенно не боеспособен, отправить весь отряд на Кавказ за получением нового имущества и укомплектования его, оставив в г.Гурьев лишь один аппарат с обслуживающим его персоналом». Однако вывести 10-й авиаотряд из Гурьева до его захвата Красной армией не удалось…
…Утром 5 января 1920 года красной кавалерией без боя занят Гурьев. Там оказалось захвачено 6 самолетов, принадлежавших 10-му авиационному отряду Уральской Армии. В их число входили два «Ньюпора-17» (1 ранее захваченный у красных «Ньюпор-17» № 1824 без мотора, 1 бывший красный «Ньюпор-24 бис» № 5089), один «Сопвич» («представляющий из себя полный хлам») и один «Фарман-30» №963. Кроме них, на складах хранились части неисправных и разукомплектованных машин – 4 гондолы «Фарман-20» без крыльев и моторов и 1 гондола «Фарман-30» без крыльев, но с мотором. В Гурьеве в плен попали около 300 офицеров, в том числе летчики 10-го отряда поручик Б.Смирдин и прапорщик С.В.Бейер. В июне 1920 года они были направлены из Гурьева в Москву. Судьба Смирдина неизвестна, а Бейер продолжил службу в 30-м авиаотряде красных. Подпоручик В.А.Черкасов в Гурьеве, как отмечено в его послужном списке «перешел на сторону красных» и с 20 апреля 1920 года начал службу летчиком 51-го разведывательного авиаотряда Красного Воздушного флота.
После Гражданской войны
…28 августа 1925 года в Гурьеве впервые приземлился советский самолет – самолет фактически гражданского предназначения. Комиссия по подготовке аэродрома сообщила: «Во второй половине сентября 1925 года в город Чапаев (Гурьев) прилетает самолет. Рабочие и крестьяне города должны встретить этот самолет как гостя, который служит показателем результата поднятия в пролетарском государстве воздушной связи. Место аэродрома расположено в западной части города Чапаева, в окрестности Успенской церкви».
К слову, - в честь пятой годовщины освобождения города Гурьев Чапаевской дивизией было решено переименовать город в Чапаев. С этим названием город просуществовал с июля по декабрь 1925 года. Предложение местных властей не было принято руководством республики.
Метеорологические наблюдения в г.Гурьев были впервые организованы в 1878 году, однако, они не носили регулярный характер. Перерывы в наблюдениях отмечены в период с 1893 по 1908, затем с 1918 по 1924 годы. Первые наблюдения за погодой в аэропорту г. Актау (Шевченко) начались в 1963 году. В это время в Шевченко была создана Авиационная метеорологическая станция гражданская - АМСГ 4 разряда, прогнозы составляли синоптики АМСГ Гурьев (Атырау).
25 августа 1931 года Президиум горсовета принял решение: с 25 августа по 5 сентября провести декаду помощи гражданской авиации, развернуть компанию по сбору средств на постройку Гурьевского аэродрома, начать добровольный сбор средств на постройку самолета местного значения «Гурьевский рыбак».
…Гурьевский округ, вместе с Мангистауской областью до 1939 года входил в Западно-Казахстанскую область, которая была образована 10 марта 1932 года...
19 августа 1935 года гурьевцы уже праздновали День авиации. Жители города с интересом рассматривали на аэродроме почтовый самолет и новый самолет, приобретенные трестом "Эмбанефть" для нефтеразведки. На них поднимали над городом ударников труда. Состоялся митинг, где было объявлено, что скоро будет оборудован дом для летного состава.
28 мая 1936 года открылось регулярное воздушное сообщение на трехместных самолетах-лимузинах и шестиместных "Сталь-3" по маршруту Гурьев - Калмыково - Уральск - Актюбинск - Джетыкара - Денисовка - Кустанай. Время полета составляло 10 часов. Можно считать, что с этого началось развитие гражданской авиации в городе Гурьев. 25-26 июля в городе проходили торжественные митинги в связи с благополучным завершением беспосадочного дальнего перелета отважных летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова на самолете "АНТ-25". Из 9374 километров пройденного пути самолет пролетел над Баренцевым морем, Северным Ледовитым океаном, Охотским морем 5140 километров.
В мае 1937 года открылась первая грузопассажирская воздушная линия, связывающая Гурьев с Уральском. Это и было началом Гурьева, как узла воздушных трасс в Прикаспии. Затем самолеты ПР-5 и К-5 стали летать в Форт-Шевченко, Астрахань, Карабау, Косчагыл, Эмбу, Баку. 1 сентября 1936 года в г.Астрахани был создан первый официальный аэропорт (Нариманово). С этого времени начала работать местные авиалинии, в том числе в Гурьев. Техника обслуживания самолетов тех лет была примитивна: двигатели самолетов запускались вручную или с резиновых амортизаторов, заправка делалась от бензиновых автоцистерн ручным насосом.
Перед началом Отечественной войны, в феврале 1940 года, для нужд сельского хозяйства и нефтяных промыслов Эмбы в Уральске был создан авиаотряд спецприменения № 244 Казахского управления, первым командиром авиапредприятия был А.Ильин (позже убыл на фронт, погиб). Одно из звеньев 244-го авиаотряда, под командованием пилота Гарбера, находилось в Гурьеве. Парк машин составляли модели ПО-2, фанерные Ща-2, Р-5, которые, кроме рейсовых полетов, использовались для различных хозяйственных нужд, в том числе и для санитарной авиации. Осенью 1941 года 244-й авиаотряд под командованием Нечитайло в полном составе перебазировался из Уральска в Гурьев. А еще через год был передан в Приволжское управление гражданской авиации.
Позже в Гурьев поступили самолеты в 1953 году - Ан-2, 1957 - Ли-2, 1965 - Ил-14, 1968 - Ан-24, 1975 - Ил-18, 1976 – Ан-24, Ту-154, 1999 - Боинг.
Современный аэропорт г.Атырау находится в 5 км от города.
Гурьев прифронтовой 1941-1945 г.г.
По материалам Хисмета Табылдиева,академика Академии общественных наук РК,доктора исторических наук, книги «Столица Прикаспия» (1992г.) О.Карасаева и Р.Синцова, журналиста «АЖ» (2004г.) Льва Гузикова.
Шпионы…
10 сентября 1942 года в небе над г.Гурьев впервые появился фашисткий «Юнкерс». В течение месяца советские истребители пять раз отгоняли одиночные бомбардировщики, пытавшиеся выйти к городу. В октябре-ноябре этого года фугасные бомбы были трижды сброшены на территорию Гурьевской области: в километре от нефтяных резервуаров Ширина, у поселков Карабатан и Таучик (Мангистауский район), жертв и разрушений не было («Известия АН Каз.ССР. Серия общественных наук». 1965 г. выпуск 4, стр. 56-58.).
В ноябре 1942 года немецкие самолеты с советскими опознавательными знаками дважды пытались бомбить мост через реку Урал.
22 августа 1943 года фашистский десант в составе шести парашютистов был заброшен в Новобогатинский (Исатайский) район Гурьевской области. Переодетые в форму бойцов Красной Армии они были вооружены автоматами, револьверами, имели рации, топографические карты и крупную сумму денег – 222930 рублей. Лазутчики пытались прозондировать почву и настроение советских людей. Однако, встретив решительный отпор, поспешили прийти с повинной в органы госбезопасности Гурьевской области. Удалось установить, что намечается вылазка второго десанта. Были приняты необходимые меры. Заброшенная через несколько дней на территорию Морского аулсовета группа диверсантов из пяти человек была задержана. Таким образом, при выполнении заданий в тылу наших войск вражеские диверсанты терпели одно поражение за другим.
В ночь со 2 на 3 мая 1944 года Степанов - дежурный аэропорта г.Гурьев, увидел немецко-фашисткий самолет в окрестностях Гурьева.
6 мая неизвестный самолет обстрелял из крупнокалиберного пулемета пароходы, находящиеся на рейде в 40-50 километрах от Гурьева.
С 1942 по 1944 год на территорию Казахстана было заброшено около 100 вражеских парашютистов.
3 и 6 мая 1944 года две группы диверсантов общей численностью в 14 человек высадились в степях Жилокосинского района и соединились 7 мая. Они были вооружены печатным станком, шрифтами, бумагой и всем прочим, высадились в пустынной глуши этого района. На поиски диверсантов отправились восемь групп из госбезопасности. Первым увидел диверсантов и дал знать о них Байжан Атагузиев. Он сумел предупредить чекистов о появлении в степи немецких агентов. А сам, навязавшись к ним проводником, повел их в пески, не дав возможности скрыться в населенном пункте. Поняв обман, фашисты расстреляли его. Но в районе 3-ей нефтекачки были окружены и взяты в плен. На допросе пленные сообщили, что, обескураженные неудачным стартом операции, они намеревались изменить свой первоначальный маршрут и попасть в Гурьев, на явку по улице Самаркандской. Но это им не удалось.
Появление немецких самолетов свидетельствовало о возможном десантировании вражеских парашютистов. В связи с этим партийным органам и оперативным службам НКВД-НКГБ было предписано принять жесткие меры по пресечению их деятельности. В результате этих мер, - группа немецких диверсантов в количестве 14 человек была полностью ликвидирована…
В архивах ДКНБ Атырау хранится немало документов, с которых еще не снят гриф секретности, связанных с поимкой, ликвидацией и перевербовкой фашистской агентуры. Так, в ночь на 3 июня 1944 года на территорию соседней Уральской области абверовцы забросили пятерых диверсантов во главе с Кусаиновым - агенты ликвидированы опергруппой УНКГБ.
21 августа 1944 года из Мариуполя самолетом стартовала группа диверсантов из 6 человек, прошедшая подготовку в разведшколе города Бреслау. Ночью 22 августа они десантировались на территорию Новобогатинского района (ныне Исатайский) Гурьевской области. Днем весь отряд в полном составе прибыл на местный пункт связи, сообщив о намерении добровольно сдаться чекистам. Прибывшим оперативникам парашютисты сообщили о планах своего руководства забросить в Гурьевскую и Астраханскую области еще две группы, прошедшие подготовку в той же Бреслауской разведшколе. Впрочем, и эти бойцы невидимого фронта уже летели с твердым желанием сдаться на милость властей, и 24 августа очередных несостоявшихся диверсантов задержали. Еще через два дня на территорию Московского сельсовета Курмангазинского района с самолета была сброшена другая группа парашютистов, которая в тот же день явилась с повинной к председателю сельсовета и сдалась.
Практически все группы диверсантов состояли из жителей различных областей Казахстана, в том числе и Гурьевской. Диверсанты и их имущество были переданы сотрудникам отдела контрразведки «Смерш» Южно-Уральского военного округа для использования в оперативных играх с немецкой разведкой.
Неглубокий тыл…
Казахстан в годы Великой Отечественной войны был глубоким тылом. Однако западные области республики являлись практически прифронтовой зоной.
В городах, входивших в прифронтовую зону, создавались Комитеты обороны. В руках этих чрезвычайных органов сосредотачивалась вся полнота власти, их решения были обязательны как для местных партийных, государственных, хозяйственных подразделений, так и для всех граждан. Но создание комитетов не отменяло и не подменяло существовавшие органы власти, не имели они и штатных работников, в их состав входили руководящие работники регионов. Создание комитетов обороны диктовалось необходимостью прочного единения всех органов власти и военного руководства для оперативного и четкого принятия решений и их воплощения.
Из фондов (фонд 708) президентского архива Республики Казахстан явствует, что подобный орган на территории Казахстана был единственным. Западный Казахстан до реки Урал входил в тыловой район Сталинградского фронта. В конце августа 1942 года за подписью председателя Комитета обороны СССР и Указа Президиума Верховного Совета СССР «О введении военного положения на побережье Каспия» территория Гурьевской области была объявлена на военном положении. В городах Уральске и Гурьеве были образованы городские комитеты обороны.
Летом 1942 года с выходом германских войск к Северному Кавказу и нижней Волге нарушились поставки стратегического сырья, - нефти из нефтедобывающих районов в центр СССР. Гурьев стал самым близким к фронту поставщиком нефти, как собственной добычи, так и пунктом приема поступающих морем нефтепродуктов из Баку. Побережье Каспия было объявлено зоной военного положения. Реальной стала угроза налетов вражеской авиации, высадки десантов, проникновения агентуры и диверсий. С началом Сталинградской битвы эвакуация населения и материальных ценностей в Западные области Казахстана и, в частности в Гурьевскую область, резко возросла и область превратилась в ближайший тыл прифронтовой зоны.
Комитет обороны в Гурьевской области был образован 1 сентября 1942 года. Спустя два дня, 3 сентября ЦК КП(б) Казахстана принял следующее постановление: «В связи с объявлением военного положения на побережье Каспийского моря ЦК КП(б) Казахстана постановляет: утвердить решение Гурьевского обкома КП(б)К об организации в области комитета обороны в составе т.Бекжанова – секретаря обкома партии (председатель комитета) и членов: Иргалиева – председателя облсовета депутатов трудящихся, Гончарова – начальника областного управления НКВД, Голосова – облвоенкома и начальника гарнизона города Гурьева. Секретарь ЦК КП(б) Казахстана Н.Скворцов» (Архив Президента Республики Казахстан, ф.708, опись 1, дело 5, л. 408).
Спустя десять дней после образования Комитета обороны Гурьевской области фашистский самолет появился над Гурьевом, это лишний раз подтвердило правильность принятого решения.
10 сентября 1942 года бюро Гурьевского обкома КП(б) Казахстана постановило: с 11 сентября 1942 года произвести полное затемнение Гурьева и районов области (возложить контроль по режиму светомаскировки на органы милиции и НКВД), установить круглосуточное дежурство по охране безопасности и порядка во всех предприятиях, учреждениях, нефтепромыслах, жилом секторе города и в населенных пунктах районов области. Постановление обязывало до 15 сентября 1942 года организовать из партийного, комсомольского и советского актива истребительные обряды в количестве: по городу Гурьеву – не менее 300 человек, в районах и нефтепромыслах – не менее 50 человек. Была усилена охрана объектов, особенно в ночное время, выделены дополнительно проверенные лица из числа работающих на предприятиях и учреждениях.
В феврале 1942 года в фашисткой Германии создается специальный разведывательный орган «Цеппелин – VI». Его задачи: произвести политико-моральную «расшифровку» СССР, сломить единство народов СССР путем пропаганды, ослабить экономическую мощь Советского Союза путем вредительства, саботажа, террора и других средств. Фашистская разведка увеличила число забрасываемых в наш тыл диверсантов и шпионов, и приняла меры к повышению их квалификации (Архив Президента Республики Казахстан. Фонд 708, опись 6/2, дело 71, лист 33). В специальных школах и на курсах обучалось в 1942 году до 1500 человек. За годы войны обучение прошли тысячи шпионов и диверсантов. Только на Сталинградском направлении за октябрь и ноябрь была пресечена подрывная деятельность около двухсот агентов. (Вопросы истории, 1965 г., № 5, стр. 30-33).
Для укрепления ближнего тыла Сталинградского фронта ГКО принял ряд решений о направлении зенитных артиллерийских частей в западные регионы Казахстана. В частности, 14 августа 1942 года в Гурьев прибыл 471-й стрелковый зенитный артдивизион. В сентябре 1942 года начальник спецторга Иван Васильевич Адсков, следуя на катере по реке Урал, в районе Гурьева заметил двух подозрительных, пытавшихся переправиться через реку Урал. Адсков, несмотря на попытку этих людей скрыться, задержал их и доставил в органы госбезопасности (Архив Министерства обороны СССР (Москва), ф.159, оп. 135141, дело 3, лист 138). Получив от них необходимые сведения и проведя их тщательную проверку, в октябре 1943 года гурьевские чекисты установили через диверсантов регулярную радиосвязь с одним из немецких радиоцентров. Было передано немало дезинформационных материалов. Подобные «радиоигры» проводились и в других районах страны. Они вносили путаницу в планы гитлеровского командования и оказали большую помощь нашим войскам на фронте.
Надежно охранялся тыл Красной Армии. В Западных регионах республики, в том числе в Гурьевской области, создавались молодежные группы в помощь работникам госбезопасности. Диверсанты пытались вывести из строя нефтепровод, по которому нефть из Гурьева поступала на эвакуированный в Орск из Баку крупнейший нефтеперегонный завод имени 26 бакинских комиссаров.
Советское правительство по достоинству оценило вклад гурьевских чекистов в приближение Победы. Боевым орденом Красной Звезды были награждены Г.Хусаинов, Р.Шармай, К.Виноградов, С.Гончаров, И.Д.Бабич и другие. А в честь Байжана Атагузиева благодарные жители Жылыойского района поставили на его могиле памятник.
Письма от читателей:
Ирина Михайловна из г.Самары (Куйбышев) поделилась информацией о своих родителях, позволю себе процитировать её письмо (с небольшими правками):
«…К сожалению моих родителей в живых уже нет. А в памяти осталось очень мало. В молодости не задумывались о том, что когда-то родителей не будет, а их жизнь заинтересует так подробно.
Есть некоторые фото, которые вам высылаю. Они сделаны в тот период, когда родители работали в г.Гурьев (сегодня - г.Атырау) в 1950-1951 годах. Маму туда направили после окончания Великой Отечественной войны на борьбу с тифом и прочими инфекционными заболеваниями -медсестрой акушером. Ее звали Завальских Таисия Ивановна (17 января 1923 года рождения). Папу, Муковнина Михаила Григорьевича (15 октября 1921 года рождения), в мае 1948 года, тоже направили на работу в г.Гурьев, в 244 авиаотряд, в качестве авиационного техника 3-го класса, затем, с 1950 года он работал старшим техником авиационного звена (на фото). Позже родители переехали в г. Куйбышев, где прожили до конца своих дней…. Почему меня заинтересовал этот период их жизни? Видимо от того, что он был так мало ими освещен для нас, а по фото и небольших рассказов они тогда были очень счастливы, не смотря на трудную и тяжелую жизнь…».
На фото: в центре моя мама (сидит полубоком).
Испытание ракет…
По материаламЮ.Н.Ерофеева «Тайна взрыва в Гурьеве» (Неделя, №4, 9—15февраля 1998г) и др..
В первой половине 1970-х годов на каспийском побережье проводились испытания самонаводящихся на электромагнитное излучение советских ракет типа «Курс» и «Плот». Было изготовлено (только для нужд, связанных с испытаниями) 52 комплекта головок самонаведения и произведено 42 пуска их в составе ракет, подтвердивших высокую точность попадания в радиолокаторы-мишени. В том числе и при пуске по «морской» цели — радиолокатору, установленному на танкере «Герой Мехти». Старый танкер давно отслужил свой век и лежал на пузе в пустынном уголке Каспия, на мелководье. На нем разместили радиолокатор-цель. Антенну подняли повыше. Пустили ракету. Мощный взрыв. Как крупнокалиберные пули, «стрельнули» при взрыве заклепки. Отлетели искореженные листы бортовой обшивки. Попадание зафиксировано.
По результатам анализа неудачных пусков всегда доискивались до причин и проводились доработки аппаратуры самонаведения. И было много всяких происшествий, доходивших (и такое было) даже до судебного разбирательства.
Морозным февральским днем на окраине Гурьева прогремел мощный взрыв (год события выяснить пока недалось, известно что до 1977 года испытания были закончены). Одноэтажные дома окраинного района, стоявшие у места взрыва, были разрушены. Погибли семь человек. Число жертв могло оказаться и большим, но в рабочее время мало кто сидел дома. Началось закрытое следствие.
…«Для информирования общественности появились разные версии события. Первая: на город Гурьев упал метеорит. Взорвался космический пришелец, наделал бед, винить, сами понимаете, некого! Но эта удобная гипотеза просуществовала недолго. У нее был крупный недостаток: вдруг какие-нибудь поисковики метеоритных следов заинтересуются таким исключительным случаем ? Кинутся разные астрономы искать частицы взорвавшегося космического гостя. Никаких остатков не найдут... И вскоре местные жители и средства массовой информации были извещены компетентными органами: «Во время проведения учений в окрестности Гурьева потерпел аварию самолет-истребитель. Экипаж погиб. Причины аварии расследуются»…
Власти выразили соболезнование и обещали оказать помощь владельцам разрушенных домов. Один из пострадавших на вопрос: «Как лучше возместить ущерб — построить новый дом или выплатить компенсацию деньгами? «предпочел деньги. А получив их, принял такое количество «огненной воды», что стал восьмой жертвой трагедии. Если не считать погибших членов экипажа самолета, имена которых не сообщались.
Реально: «... Самолет на Гурьев не падал. Существовавшая до самого последнего времени версия была, мягко говоря, не точна. В степях, в стороне от Гурьева, находился радиолокатор-мишень. Проводились натурные испытания «изделия ПЛ». Это были уже не первые испытания, и командир самолета-носителя ракеты, пилот опытный, в звании полковника, не сомневался, что сумеет выполнить задание по всем правилам. Радиолокатор-мишень стоял в окрестности Маката Гурьевской области. В этот раз целью испытания являлось определение предельной дальности действия самонаводящейся ракеты. Обнаружился явный запас по дальности действия, и можно было далее превзойти цифры, указанные в техническом задании, в сторону их увеличения. Решили проверить работу начиная с предельной дальности, на которой обеспечивался захват выбранной цели. Экипаж самолета торопился вернуться на свой аэродром: намечалось какое-то «веселое» мероприятие, боялись опоздать. И тут за Гурьевом включился еще один какой-то радиолокатор, того же типа и с близкими параметрами зондирующих импульсов. Ничего невозможного в этом не было: в качестве мишеней использовались серийные отработавшие свой срок радиолокаторы, а их собратья еще кое-где несли службу на необъятных просторах СССР.
При работе на предельной дальности действия сигналы радара-мишени были слабыми, и экипаж; самолета-носителя уже устал ловить то и дело пропадавшие радиолокационные импульсы. И вот, наконец, ровный, мощный сигнал, удобный для захвата. Прекрасная цель!
— Командир... — заволновался штурман. — Пеленг не тот, ты зря эту ДУРУ отцепляешь!
— Ничего, сама разберется! Отворачиваем!
— Командир, разница в пеленге — одиннадцать градусов! Не та цель! Не на Гурьев ли?
Конечно, при проведении таких опасных испытаний не обходилось без соответствующих организационных мероприятий: была, например, дана команда отключить временно в районе испытаний все радиолокаторы с параметрами зондирующих сигналов, близкими к параметрам радара-мишени, и гурьевский радиолокатор такую команду тоже получил. Но только выполнена она была с опозданием: большой начальник, ответственный за выполнение этого приказа, был сильно занят — чуть ли не на экстренном партийном собрании находился. Пока ждали конца партсобрания, пока докладывали начальнику о получении приказа, ракета шла на Гурьев...
Когда ошибка в пеленге была подтверждена, успели дать команду на самоликвидацию ракеты. Но представьте, как, в общих чертах, выполняется самоликвидация подобных ракет: она осуществляется переводом ракеты в режим пикирования. Ракета устремляется к земле и взрывается при ударе оземь. Прохождение команды самоликвидации, конечно, проверили при подготовке к полету. Но когда возникла необходимость в самоликвидации, команда никак не проходила и ракета продолжала свое движение. Боевого заряда ракета не имела: точность попадания всегда можно оценить и без него. Рванули только остатки топлива. Ну и, конечно, кинетическая энергия многотонной ракеты, мчавшейся со скоростью полтора Маха к цели, дала свой добавок к энергии взрыва»…
…Следователи хотели установить, не было ли у ракеты или у ее головки самонаведения каких-либо конструктивных недоработок. Не оказалось. Выяснили, что трагедия произошла по причине неверных действий экипажа самолета-носителя ракеты. Командир воздушного корабля своей вины не отрицал. Его разжаловали — лишили полковничьего звания и из ВВС уволили. Наказан был и штурман-оператор
продолжение следует...
Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.