История авиации Павлодара Теги: история авиации; Валерий Стешенко; авиационный инженер; изучение биографии авиаторов; история авиации
История авиации Павлодара
Несколько слов о истории самого города:
В 1720 году на месте нынешнего Павлодара основан военно-казачий форпост Коряковский с гарнизоном в 48 человек.
В 1861 году Коряковская станица преобразована в защитный город Павлодар.
Из Омска пришёл первый пароход "Ура" за коряковской солью.
В 1868 году Павлодар становится уездным центром Семипалатинской области.
В 1924 год пущена в эксплуатацию железная дорога Славгород - Кулунда - Павлодар. Построена станция Павлодар.
В 1938 году Павлодар стал областным центром Казахской ССР.
В 1938 году построен механический завод "Октябрь".
В 1949 году построен железнодорожный мост через Иртыш.
В 1964 году дала первый промышленный ток ТЭЦ-1. В 1966 году на базе Павлодармаша начато строительство тракторного завода.
В 1967 году организован завод специнструмента и технологической оснастки при ПТЗ. Сданы в эксплуатацию 2-я и 3-я очереди алюминиевого завода.
В 1978 году первую продукцию выпустил нефтеперерабатывающий завод.
Первый полёт самолета в небе Павлодара, вероятно был в середине 1930-х годов. Это были одиночные полеты - связанные с индустриализацией и коллективизацией. Сведений о этих полетах практически нет.
В годы Великой Отечественной войны Павлодар, как и практически все города Казахстана стал принимать эвакуированные госпитали, детские дома, небольшие предприятия. Тем временем обстановка на фронте требовала все больше и больше людских резервов, в том числе и летчиков.
Осенью 1941 года при областном совете Осоавиахима была организована школа планеристов, где обучалось около 100 человек. Руководил занятиями инструктор-планерист Дуденцов.
2 марта 1943 года в соответствии с приказом заместителя командующего Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии (генерал-лейтенант Астахов) в городе Павлодаре было создано 24-е военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков, которое просуществовало до 1960 года.
Аэропорт г.Павлодара начал свою работу только в 1949 году.
24-е Военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков в г.Павлодар
crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft22407.htm и др.).
2 марта 1943 года, в соответствии с приказом заместителя командующего Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Астахова, в городе Павлодаре было создано 24-е военное авиационное училищепервоначального обучения лётчиков (ВАУПОЛ).
Вероятно, позже училище было преобразовано в 24 военную авиационную школупервоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ).
Часто встречается упоминание об училище, как о 24-й школе пилотов ГВФ. На мой взгляд - это неверно. Давайте попробуем разобраться...
…Вскоре после начала Великой Отечественной войны был арестован и впоследствии расстрелян командующий ВВС Юго-Западного фронта Е.С.Птухин. В июле 1941 года на эту должность назначен Ф.А.Астахов. Он принимал участие в тяжёлых сражениях первого года войны: Киевская оборонительная операция, Елецкая и Барвенковско-Лозовская наступательные операции, Харьковская катастрофа. После последней операции Фёдор Алексеевич был отозван с фронта и назначен начальником Главного управления Гражданского Воздушного Флота — заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА. На период войны Гражданский Воздушный Флот в полном составе был включён в ВВС РККА, активно привлекался к выполнению боевых задач, прежде всего в плане обеспечения потребностей действующей армии. В августе 1943 года Гражданский Воздушный Флот был переподчинён авиации дальнего действия и должность Ф.А.Астахова стала именоваться: начальник Главного управления Гражданского Воздушного Флота — заместитель командующего авиации дальнего действия. Генерал-полковник авиации. В декабре 1944 года ГВФ был выведен из подчинения АДД и, как и до войны, стал самостоятельной структурой. Звание маршал авиации Ф.А.Астахову присвоено 19 августа 1944 года.
По опубликованным сведениям К.Б.Стрельбицкого (о нем мне ничего неизвестно, кроме указанного ниже), который работалс документами и рабочими материалами Архива Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиа), имеется "Список воинских частей и подразделений Главного Управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Народных Комиссаров Союза ССР, входивших в состав Действующей Армии в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов". С начала 1943 года всем частям и подразделениям Главного Управления гражданского Воздушного Флота Союза ССР постепенно были присвоены стандартные, пятизначные номера воинских частей, последние из которых были отменены только в 1947 году. Согласно данным К.Б.Стрельбицкого: «Павлодарская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ это войсковая часть 40478». Он же приводит данные по учебной сети ГВФ в системе ГУ ГВФ на 01.04.1943г. То есть это собственные учебные заведения и организации входящие в систему Управления учебных заведений и боевой подготовки ГВФ, большинство из них в территориальным отношении подчинялись соответствующим местным управлениям и авиационным группам ГВФ, которые указаны в скобках. Приведу весь список К.Б.Стрельбицкого:
«Учебная сеть ГВФ:
Лётный центр ГВФ;
Курсы высшей лётной подготовки ГВФ;
Учебно-тренировочные отряды ГВФ - Азербайджанской авиационной группы, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Казахского, Узбекского, Уральского управлений;
Учебные эскадрилии пилотов ГВФ № 24, № 25 (обе - Азербайджанская авиационная группа), № 73 (Уральское управление);
Авиационные школы пилотов первоначального обучения - Актюбинская (Узбекское управление), Исиль-Кульская (Уральское управление), Купинская (Западно-Сибирское управление), Магнитогорская (Уральское управление), Павлодарская (Западно-Сибирское управление), Петропавловская (Уральское управление), Сырдарьинская (Узбекское управление)».
Таким образом, - 2 марта 1943 года в соответствии с приказом начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота - заместителя командующего Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии (генерал-лейтенант Астахов) «Об организации летных школ», в городе Павлодаре было создано 24-е военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков. Такие училища, как правило, создавались за счет самолетов, имущества и личного состава аэроклубов и школ ГВФ и конечно готовили пилотов в большей части для военной (штурмовой, бомбардировочной, дальней) авиации…
…С 1943 года училище готовило лётчиков на самолёте У-2 (Биплан, сделавший свой первый вылет 7 января 1928 года. Лишь в 1959 году У-2, переименованный во время войны в По-2 («Поликарпов-2»), закончил, более чем 30-летнюю службу).
Обучение курсантов проводилось по специальной, сокращенной программе, состоявшей из ночных, слепых и штурманских полётов. Еще 25 февраля 1941 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 386-167сс «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», в соответствии с которым в ВВС КА началось формирование 30 военных школ пилотов первоначального обучения со сроком подготовки 4 месяца в мирное и 3 месяца в военное время. После окончания этих школ курсанты направлялись в школы военных пилотов со сроком обучения 9 месяцев в мирное и 6 месяцев — в военное время.
Училище испытывало дефицит всего. Не хватало топлива, курсанты жили и учились в очень сложных бытовых условиях. Они размещались в малоприспособленных помещениях, землянках. Перебои в снабжении горючим привели к «простою» в учебных полетах три месяца. Курсанты, в такой ситуации, получали теоретическую подготовку, но не имели возможности на практике получать необходимые навыки. Не хватало летно–технического состава, недостаточно было самолетов, летных полей. Суровый климат северного Казахстана тоже накладывал свой отпечаток. Для полетов зимой использовалось замершее русло реки Иртыш. Не смотря на принимаемые меры - работа училища в 1943 - 1944 год была признана неудовлетворительной: вместо запланированных 35000 лётных часов и выпуска 697 лётчиков, за год было осуществлено всего 10000 часов полётов и подготовлено 186 лётчиков.
К середине 1944 года многие проблемы стоящие перед училищем были решены. Полеты проводились уже бесперебойно. Авиационная промышленность к 1943–44 годам значительно увеличила выпуск самолетов. Полеты в училище производились с рассвета и до наступления темноты. Фронту требовались летные кадры…
Павлодарское 24-е военное авиационное училищепереучивало авиатехников, механиков, стрелков, радистов ВВС присылаемых с фронта, на летчиков по ускоренной 40–часовой программе, на самолете У–2.
За годы Великой Отечественной войны училище подготовило около 1000 пилотов.
Вероятно, с 1948-1949 года училище перешло на эксплуатацию самолетов Як-18.
С 1 августа по 11 октября 1957 года, в 24 Военном авиационном училище первоначального обучения летчиков (г.Павлодар) начался первый этап войсковых испытаний первых серийных образцов нового самолета Як-18А. Самолёт Як-18А является модификацией самолёта Як-18У, в отличие от которого он имеет более мощный двигатель АИ-14Р и более высокие лётные данные, снабжён более современным радиооборудованием. Кроме того, улучшены эксплуатационные качества самолёта: увеличена высота фонаря кабин, увеличена высота ручки управления самолётом и уменьшены усилия на ней от элеронов, улучшены подходы к блокам радиооборудования и т.д.
Особое внимание испытатели самолета Як-18А уделили исследованию режима штопора. Они сделали вывод, что штопорные характеристики самолета обеспечивают ему большие возможности при выполнении фигур высшего пилотажа. Непроизвольное сваливание в штопор возможно лишь при очень грубых ошибках летчика.
Подобные испытания проводятся по окончании заводских и контрольных испытаний самолета. Як-18А был запущен в серию в 1957 году. Первые 10 таких самолетов завод № 116 сдал заказчику в июле 1957 г., а полностью предприятие перешло на выпуск этого варианта самолета в IV квартале 1957 года.
Испытания выявили также ряд дефектов и недостатков самолета, подлежащих устранению. Результаты этой работы нашли отражение в серийном Як-18А (№ 1160207), выпущенном в декабре 1957 г.
Об училище очень мало информации. Почему?... Наверное по недомыслию властьдержащих, пытающихся вычеркнуть из памяти людей все российско-советское… Приведу ниже материалы, которые помогут нам иметь более полное представление о 24 Военном авиационном училище первоначального обучения летчиков (г.Павлодар) просуществовавшем с 1943 по 1960 год(начало массового сокращения ВВС Н.С.Хрущевым).
Последний начальник училища - Воробьёв Иван Алексеевич (советский военный лётчик, дважды Герой Советского Союза (1944; 1945), полковник (1956)).
Иван Алексеевич родился 26 августа 1921 года (в деревне Горбачёво ныне Одоевского района Тульской области в крестьянской семье).
С августа 1942 года участвовал в боях Великой Отечественной войны, лётчик 709-го (с ноября 1942 года — 25-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиаполка. Воевал на Сталинградском фронте, совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировщике У-2 (По-2). В июне 1943 года, после окончания курсов, был направлен на фронт в штурмовой авиаполк.
С июня 1943 года вновь участвовал в боях: лётчик, старший лётчик, командир авиазвена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиаполка. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.
Участвовал в освобождении Донбасса, юга Украины и Крыма. Был награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени. К маю 1944 года совершил 117 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Воробьёву Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3719).
В дальнейшем участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы и Польши, в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. Был награждён орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени. К апрелю 1945 года совершил 207 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майор Воробьёв Иван Алексеевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 60/II).
Всего за годы войны на самолётах У-2 (По-2) и Ил-2 совершил около 400 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника.
До марта 1947 года продолжал службу в ВВС (в Белорусском военном округе). В июне 1952 года окончил командный факультет Военно-воздушной академии (посёлок Монино).
В 1953—1954 годах участвовал в секретной высокоширотной экспедиции. Неоднократно совершал на штурмовике Ил-10 полёты на ледовые аэродромы в Арктике. Был награждён орденом Красной Звезды.
С июля 1954 года служил в Ворошиловградском военном авиационном училище лётчиков (город Ворошиловград, ныне Луганск).
С декабря 1958 года Иван Алексеевич назначен начальником 24-го военного авиационного училища первоначального обучения лётчиков (город Павлодар, Казахстан).
В июне 1960 года, в связи с сокращением ВВС и расформированием Павлодарского авиаучилища, он был переведён на должность начальника военной авиашколы воздушных стрелков-радистов ВВС (город Канск Красноярского края).
В ноябре 1966 года, по причине списания с летной работы (дал о себе знать оставшийся в голове, со времён войны, осколок), был переведён в Луганское (Ворошиловградское) высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса (Киевский военный округ), где служил в должности начальника штаба — заместителя начальника училища (до января 1969), заместителя начальника училища (до ноября 1973). В ноябре 1973 года по состоянию здоровья был уволен в запас.
Жил в Киеве. До 1987 года работал в научно-исследовательском институте «Гипрохиммаш» Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. Умер 17 марта 1991 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Из переписки с читателями...
Игорь Лущенков (г. Москва) 15 февраля 2014г. прислал мне фотографию своего дедушки подполковника Данилова Василия Васильевича, который в 1950-х годах служил в 24 военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ) начальником штурманского отдела.
Фотография Данилова В.В. с лицевой и обратной стороны.
Игорь обещает выслать более подробные материалы о дедушке, позволю себе привести строки из его письма: «… Обязательно вышлю еще несколько (фотографий, авт. сайта), постараюсь выяснить о них, как можно больше. Попросил маму написать краткий очерк, ее сестра ей поможет. Кстати, тетя с семьей так и живет в «военном городке», как до сих пор называют несколько 2-х этажных домов в Павлодаре возле корпусов бывшего летного училища. Надеюсь, что наши сведения и свидетельства того периода помогут Вам полнее раскрыть замечательную тему, над которой Вы работаете, а нам сохранить память о нашем любимом родственнике».
"Есть небольшое уточнение, я выяснил, дед был начальником ОУЛП (отдел учебно-летной подготовки). Вот еще фотография (ниже, прим. автора), она подписана «1955г., ОУЛП». Вероятно, на ней запечатлена работа отдела. Замечательно, если кто-то из посетителей сайта узнает себя или своих наставников".
Из письма П.П.Филимонова: «Полковника Воробьева И.А. знал лично, почему Вы не упоминаете о двух полках в составе данного училища возглавляемые героем Советского Союза - Суховым и вторым командиром полка - полковником Белецким. Начальником ПДС был подполковник Белоцерковский. Это было в конце 60-х (1950-х, прим. автора сайта). У отца сохранилось очень много фотографий командования и курсантов. Отец - летчик инструктор, майор Филимонов Павел Егорович. Штурманом полка был полковник Клепач...
…Павлодарское училище первоначального обучения летчиков ВВС. В 1960-61 годах расформировано. Еще вспомнил фамилию начальника пожарной службы - капитан Плохой. Техник экскадрильи - майор Бажов, наш сосед по дому. Прошу подсказать мне - кто наиболее полно обладает информацией по Павлодарскому училищу, по семьям офицеров с 1955 по 1961 г. С уважением, П.П.Филимонов».
Вот так, шаг за шагом, сухая информация о 24-м училище обрастает именами – конкретными фамилиями людей, славные дела которых мы должны вспомнить, чтобы помнить…
Недавно (30 мая 2015 г.) Павел Филимонов прислал фотографии из семейного архива, публикую их с комментариями Павла, мой комментарий в скобках.
Экскадрилья (вероятно 4-й справа во втором ряду – м-р Филимонов П.Е.).
После полетов.
Плановые полеты (на земле м-р Филимонов П.Е. у самолёта Як-18У ?).
Пилотажем курсантов доволен (м-р Филимонов П.Е.).
Первая «Победа» в военном городке (г.Павлодар).
Казарма экскадрильи.
Некоторые выпускники 24-го училища
По материалам сайта www.astronaut.ru
Борис Валентинович Волынов, — советский лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Родился 18 декабря 1934 года в Иркутске. В 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Павлодар, а в 1955 году – Сталинградское военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского пролетариата в Новосибирске. Служил в авиационных частях Московского округа ПВО в Ярославле. Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, полковник.
Б.В.Волынов принадлежит к первому набору в группу космонавтов, в отряде с 1960 года. С ноября 1961 по август 1962 года проходил подготовку по программе группового полета корабля «Восток-3» и «Восток-4» в группе космонавтов.
15 января 1969 г. Б.В.Волынов совершил полёт на космическом корабле «Союз-5» (во время полёта была осуществлена стыковка с космическим кораблём «Союз-4». Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением лётчика космонавта В.А.Шаталова. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. 18 января 1969 г. Б. В. Волынов вернулся на Землю на корабле «Союз-5». При спуске корабля «Союз-5» не сработали соответствующие системы и началось падение спускаемого аппарата на Землю. Борис Волынов смог выжить в экстремальной ситуации, но получил травму. После этого на несколько лет Б. В. Волынов был исключён из отряда космонавтов.
6 июля 1976 г. Борис Волынов совершил свой второй космический полёт на корабле «Союз-21» вместе с лётчиком-космонавтом СССР Виталием Жолобовым. На следующий день произошла стыковка с орбитальной станцией «Салют-5». Это была первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-5». Полёт продолжался 49 суток и был прерван в связи с плохим самочувствием В. М. Жолобова. 24 августа 1976 г. космонавты вернулись на Землю.
После отставки из действующего отряда космонавтов в 1982 г. проработал 8 лет в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. После 30 лет службы в Звёздном городке вышел в отставку.
Сладков Николай Михайлович, - Заслуженный пилот СССР. Н.М.Сладков (годы жизни: 1923 - 1998). Николай Михайлович окончил Павлодарское 24-е военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков в 1943 году и был направлен в Новосибирский учебно-тренировочный авиаотряд для изучения самолёта С-47 («Дуглас» С-47 - один из самых известных и массовых самолетов военно-транспортной авиации периода Второй мировой войны. Он стоял на вооружении в ряде стран, в том числе 709 экземпляров было поставлено в Советский Союз по ленд-лизу. Первый полет состоялся 19 декабря 1935 года. Самолет был очень надежным, именно на нем выполнялись самые ответственные задачи военного времени: полет И.В.Сталина на Тегеранскую конференцию, полеты Г.К.Жукова на различных фронтах).
После окончания учёбы с 1944 г. он стал работать в г.Якутске пилотом 8-го транспортного полка 1-й перегоночной авиадивизии ГВФ. В 1945 г. его откомандировали в Маньчжурское управление ГВФ, где, выполняя полёты по заданию командования ВВС фронта, принял участие в разгроме милитаристской Японии. осле расформирования Маньчжурского управления в 1946 г. Николай Михайлович около года работал пилотом 234-го отряда спецприменения, а в 1947 г. был призван в армию. Прослужив год, демобилизовался и с 1948 г. связал всю свою дальнейшую трудовую деятельность с авиацией Якутии. Работая в 14-м транспортном, а затем в 139-м авиаотрядах, он в 1951 г. становится командиром самолёта Ли-2, а в 1958 г. - командиром самолёта Ил-14 и в том же году - пилотом 1-го класса.
В 1958 г. Николая Михайловича наградили знаком «Отличник Аэрофлота».
В 1965 г. он в числе первых в Якутском управлении ГА освоил пилотирование самолёта Ан-24, был первооткрывателем многих воздушных трасс Якутии на этом воздушном корабле. С 1967 г. Н.М.Сладков работал пилотом-инструктором, а в 1970 г. - командиром авиаэскадрильи самолётов Ан-24 и находился на этой должности вплоть до освобождения с лётной работы по состоянию здоровья в 1979 г.
С этого времени и до ухода на пенсию в июле 1988 г. Николай Михайлович работал начальником лётно-методического кабинета 17-го учебно-тренировочного авиаотряда. Николай Михайлович налетал безаварийно свыше 20 тысяч часов, в том числе ночью — 4 тысячи часов, подготовил около 50 командиров кораблей из вторых пилотов, из них - 20 командиров самолёта Ан-24.
Он награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Якутской АССР, орденами «Знак Почёта» (1957 г.), Ленина (1963 г.), медалями, а в 1973 г. ему присвоено звание «Заслуженный пилот СССР».
Маркин Станислав Сергеевич, - заслуженный летчик ГВФ СССР.
В 1950 году сбылась мечта - после сдачи вступительных экзаменов Станислав был зачислен в знаменитую Казанскую спецшколу ВВС, чтобы в дальнейшем стать летчиком.
После завершения спецшколы ВВС (1953 год) он был направлен в Павлодарское военное училище первоначальной подготовки летчиков, которое закончил в 1954 году. В 1955 году Станислав продолжил освоение профессии летчика в Тамбовском военном бомбардировочном училище (ТЛУБА – выпуск 1956 год). По окончании учебы (в 1956 году) он направлен на должность летчика - инструктора самолета Як – 18У в Военно – морское училище летчиков ЛенВО. В 1958 году был переведен в СКВО г.Камышин летчиком – инструктором на самолет Ил – 28. В 1960 году в связи с расформированием училища демобилизуется из СА.
В 1962 году, обладая необыкновенным упорством, любовью к авиации и желанием летать С.С.Маркин, пройдя все преграды и испытания и освоив в совершенстве летную программу в аэроклубе, был приглашен в Казанский отряд ГВФ на летную работу. С 1962 по 1974 годы С.С.Маркин – пилот самолета Як – 12 Санитарной Авиации Татарстана. Приходилось летать по всем районам Татарстана занимаясь эвакуацией больных, доставкой врачей, транспортировкой крови для пострадавших. За выполнение одного из таких заданий С.С.Маркин был награжден именными позолоченными часами с надписью: «За спасение жизни матери пятерых детей».
С 1974 по 1985 годы С.С.Маркин, после переучивания летал в транспортной авиации на самолете Ту-124, затем Ту-134 выполняя всевозможные задания по воздушным перевозкам. Двадцать три года Станислав Сергеевич отдал летной работе только в Гражданской Авиации, а всего летал более тридцати двух лет.
«Документы - объективные свидетельства истории Великой Отечественной войны и героизма казахстанцев - Павлодарская область»
…Под таким названием опубликована статья Веры Ливинцовой. 8 апреля 2010 года, ПАВЛОДАР КАЗИНФОРМ:
«….Все меньше остается участников самой жестокой и кровопролитной битвы с фашизмом. Тем важнее для современников документы и объективные свидетельства, которые могут опровергнуть любые измышления псевдоученых, взявшихся переоценивать итоги Великой Отечественной войны, умалять величие Победы и победителей….
…Архивариусы Павлодарской области в юбилейный год готовят электронное справочное пособие «Павлодарская область в годы Великой Отечественной войны». На лазерном диске читателю будут представлены более трех тысяч официальных документов - многие из них найдены недавно. «Все материалы о фронтовиках-павлодарцах мы разместим по разделам - защита Бреста, оборона Москвы, битва за Кавказ, освобождение Украины и Европы, взятие Берлина», сообщил корреспонденту Казинформа начальник областного управления архивов и документации…
…Мы побывали также в электронном архиве Министерства обороны России в Подольске, в котором два миллиона фамилий участников войны. За неделю архивисты нашли сенсационные для нас документы. Считается, что 22 уроженца нашей области в годы войны удостоены звания Героя Советского Союза. В процессе поиска в архивах летной школы, которая базировалась в Павлодаре, мы обнаружили, что трое ее выпускников стали кавалерами Золотой Звезды. Еще три Героя приехали к нам поднимать целину. Когда в области строились электростанции - там тоже работали Герои Советского Союза, о которых мы тоже не должны забывать. Трое из них остались в Павлодаре навсегда и похоронены здесь…».
Аэропорт Павлодар
Как я уже писал выше Аэропорт г.Павлодара начал свою работу только в 1949 году, сведения о более ранней истории у меня отсутствуют.
Из письма Галины Шараповой на мою почту: «Я знаю, где был первый аэропорт Павлодара. Там на метеостанции работал метеорологом брат моего отца Николай Владимирович Шарапов после окончания Ашхабадского гидрометеорологического техникума, и иногда брал меня с собой на работу. До сих пор осталась от аэропорта одна бетонная взлётная полоса. Это слева по дороге в северную промышленную зону, параллельно трамвайным путям, в метрах 100 от перекрёстка. В этом месте сейчас расположен магазин "Метро", строятся частные дома и пр. Я по этой дороге более 30 лет ездила на химзавод. Сейчас об этом мало кто знает, ведь поколение наших отцов, воевавших в ВОВ ушло, да и мы, послевоенные дети, тоже уже на 8-м десятке лет...».
20 октября 1959 года аэропорт Павлодара участвовал в летных испытаниях самолета Ан-24. Самолет следовал изАлма-Аты - экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. Для информации: серийное производство самолёта Ан-24 началось в 1962 году на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев-Херсон.
В конце 1980-х годов казахстанская авиация по своей оснащенности занимала второе место в Союзе после Московского транспортного управления. Во всех областных центрах были созданы аэропорты местных воздушных линий. Павлодарские летчики по праву гордились своей материально-технической базой: новенькими Як-40, Як-42, Ту-154 и другими. Из павлодарского аэропорта ежедневно поднимались в воздух более десятка самолетов. Так было вплоть до 1993 года.
После развала Министерства гражданской авиации на базе казахского управления образовалась национальная авиакомпания "Казахстан ауе жолы". Спустя три года ее сменила "Эйр Казахстан". В это время павлодарские авиаторы, в числе первых выйдя из состава НААК "Казахстан ауе жолы", организовывают собственную авиакомпанию "Иртыш-Авиа", которая постановлением Правительства для обеспечения восточной части страны воздушным транспортом объединяется с усть-каменогорской "Ульбой". Это принесло ожидаемые результаты. Вместе усть-каменогорцы и павлодарцы дали предприятию крылья. По техническому оснащению и объему выполняемых перевозок "Иртыш-Авиа" стала второй авиакомпанией в республике после "Эйр Казахстан".
Но в 1999 г. главное национальное авиапредприятие республики вдруг объявляет себя банкротом. Руководство ЗАО "Эйр Казахстан" потребовало от своего регионального представительства передать все имущество в головное предприятие, а здания и воздушные суда Як-40 и Ан-2, на которых летали летчики, - продать. Чтобы сохранить казахстанскую авиацию, правительство издает приказ - объединить самостоятельно существующие региональные авиакомпании в один холдинг, который просуществовал ровно год. И вновь "Иртыш-Авиа" стала самостоятельным предприятием, самостоятельно зарабатывающим деньги. И опять ненадолго. В 2002 г. новым постановлением правительства региональная авиакомпания, несмотря на протест коллектива, уже в третий раз входит в состав ЗАО "Эйр Казахстан". Все ее имущество: самолеты Як-40 и Як-42, Ан-2 были переданы во владение национальной авиакомпании. Соответственно возросла и нагрузка. Если в 2001 г. один самолет "Иртыш-Авиа" летал 720 авиачасов в год, то в 2003 г. - уже две с половиной тысячи. При этом руководство ЗАО "Эйр Казахстан" за все время нещадной эксплуатации воздушных судов не вложило в их содержание ни копейки. Хотя прибыли благодаря "Иртыш-Авиа" получило в три раза больше, чем обычно. Полученные деньги ушли…
В связи с этим члены профсоюза летного состава павлодарского представительства национального авиаперевозчика обратились к Президенту Нурсултану Назарбаеву с просьбой "вывести имущественный комплекс бывшего ОАО "Иртыш-Авиа" из структуры ЗАО "Эйр Казахстан" с последующей передачей его в коммунальную собственность регионов с целью восстановления на этой базе региональной авиакомпании". Было направлено письмо в Министерство транспорта и коммуникаций, где павлодарские авиаторы просят "отменить приказ Президента ЗАО "Эйр Казахстан" о ликвидации представительств национальной авиакомпании в Павлодаре, Уральске, Караганде, Кустанае, Астане и Усть-Каменогорске". Задействовали Генеральную прокуратуру "на проверку законности подведения к банкротству национальной авиакомпании". Коллективное обращение с просьбой о помощи пришло и в партию "Асар" ("о содействии в выполнении наших требований"), и депутатам Мажилиса Парламента ("о создании депутатской комиссии по рассмотрению целесообразности и правомерности уже третьего присоединения ОАО АК "Иртыш-Авиа" к ЗАО "Эйр Казахстан", после которых региональной авиакомпании с неимоверным трудом приходится восстанавливать потенциал и работоспособность предприятия").
В 1999 году аэропорту присвоен статус международного аэропорта по временной схеме (?).
С первого марта 2004 г. павлодарское представительство ЗАО "Эйр Казахстан" согласно приказу головного руководства прекращает свое существование (помимо Павлодара в черный список также вошли Уральск, Караганда, Кустанай, Астана и Усть-Каменогорск). Под сокращение попал весь местный авиаперсонал: 54 летчика и 142 сотрудника летного отряда и авиационно-технической базы.
В 2003—2005 годах аэропорт находился на реконструкции. В соответствии с проектом выполнены работы по усилению и расширению существующих искусственных покрытий аэродрома, а также оснащению аэродрома светосигнальной системой по I категории ICAO и реконструкции системы электроснабжения аэродрома. В 2011 году международный аэропорт «Павлодар» был реконструирован. В настоящее время аэропорт обеспечивает выполнение регулярных рейсов в Алматы, Астану, Актюбинск, Атырау, Усть-Каменогорск, Кызылорду. Конечно главным воздушным перевозчиком является – компания Air Astana.
До 2006 года Учредителем Акционерного общества «Аэропорт Павлодар» являлся Павлодарский территориальный Комитет государственного имущества и приватизации. Решением Правительства РК в 2000 году 100% акций передано в коммунальную собственность Акима Павлодарской области.Государственная доля в уставном капитале – 100%.
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 782 от 18.08.2006 г. «О принятии государственного пакета акций акционерного общества «Аэропорт Павлодар» из коммунальной собственности в республиканскую собственность» права владения и пользования государственным пакетом акций акционерного общества «Аэропорт Павлодар» переданы Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1020 от 24.10.2006 г. «О передаче государственных пакетов акций некоторых акционерных обществ в уставный капитал акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» 100% акций АО «Аэропорт Павлодар» переданы АО «Холдинг «Самрук». Указом Президента Республики Казахстан «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» создано акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» (далее - Фонд) путем слияния акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и акционерного общества «Фонд устойчивого развития «Қазына».
Вот такая, - туманная история аэропорта города Павлодар…
В Павлодаре возрождается парашютный спорт
Источник: Сайт газеты «Экспресс К», Даурен ХАИРГЕЛЬДИН, Павлодар, 2012 год.
«Спустя почти 9 лет забвения парашютный спорт в Павлодаре вновь получил шанс на возрождение. Уже в предстоящую субботу в районе аэропорта 40 человек прыгнут с высоты 1 200 и 800 метров. Посмотреть на это зрелище приглашены и горожане.
Еще в советское время в Павлодаре функционировала одна из сильнейших авиашкол в стране. Но после развала СССР волна ликвидации дошла и до нее. Вплоть до 2003 года несколько энтузиастов пытались сохранить угасающий огонек бывшей организации, но время, принесшее с собой и финансовые рецессии, поставило крест на возможностях павлодарских любителей парашютного спорта. Ощутить вновь поток бьющего по лицу воздуха они смогли позднее.
- В 2009 году мы решили возродить парашютный спорт в регионе, но начинать пришлось с нуля, — рассказывает президент федерации парашютного спорта Павлодарской области Руслан Феклистов. — Первым делом мы стали готовить личный состав. А прыгать пришлось в Караганде, так как у нас после развала не стало малой авиации, а именно самолетов Ан-2, которые приспособлены для прыжков с парашютом.
По словам Руслана Феклистова, за годы визитов в Караганду ребята намотали по асфальту более 42 тысяч километров. Теперь прыжки с парашютом в Павлодаре станут явлением регулярным. Для этого уже есть договоренность с южно-казахстанской компанией «Скат», которая предоставит самолеты.
- Парашютный спорт сегодня очень активно развивается в Казахстане, и свои школы есть практически во всех регионах страны. До настоящего момента Павлодарская область находилась за бортом, но теперь мы тоже в деле, — добавил Феклистов. По его словам, совершить свой первый прыжок может любой павлодарец. Но прежде чем примерить снаряжение, он обязательно должен пройти медкомиссию, а также семидневное обучение и инструктаж».
Павлодарская Детская Техническая Школа
По материалам источника: modelism-pvl.kz
К 1950 году в Павлодаре, среди ребят школьного возраста, появился и начал распространяться интерес к постройке и запускам авиамоделей. В эти годы в Доме пионеров руководителем кружка технического творчества, работал Евгений Иванович Борисов (1930-1992 гг.) - большой энтузиаст в области техники. Под его руководством группой ребят была построена и совершила полет первая в Павлодаре модель самолета, с которой и стало развиваться техническое творчество детей. А в 1951 году уже проводились соревнования среди школьников города по нескольким классам авиамоделей и готовилась команда для участия в Республиканских соревнованиях в г. Алма-Ата.
До 1956 года в Доме пионеров техническое творчество детей было представлено лишь одним техническим кружком - авиамодельным. А в 1956 году сеть технических кружков расширилась: стали работать еще судомодельный и фотокружок. Решено было создать технический отдел, который, как филиал Дома пионеров, разместился в небольшом здании из 2 комнат по улице "29 ноября". К этому времени Е.И.Борисова сменил вернувшийся из армии и ранее занимавшийся постройкой моделей в г.Оренбурге Ермаков Валентин Александрович, который и руководил техническими кружками. С 1956 года Павлодарская область уже ежегодно принимала участие в Республиканских соревнованиях по авиа и судомоделизму.
В 1958 году техническое творчество получило уже такое большое распространение среди школьников, что двух комнат, которые занимал технический отдел, стало мало, так как появилась необходимость в открытии радиотехнического кружка и кружка технического творчества младших школьников. В тот же год под этот отдел было выделено каменное двухэтажное здание по ул. Толстого, как раз против детского парка им. Ленина. В это время появились токарные станки, была механизирована распиловка древесины, приобретались фотоаппараты, оборудование для фотокружка, электро- и радиоприборы.
Технический отдел был тесно связан с организацией ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), которая осуществляла координацию всех массовых мероприятий по техническим видам спорта и централизованное снабжение специфическим оборудованием и материалами.
В 1960-е годы организовались станции юных техников в городах Экибастузе и Ермаке, на базе школьных мастерских появились технические кружки в Иртышске, Качирах, Лебяжье, Ямышево и Успенке. Не было в области координационного центра, который бы направлял работу по техническому творчеству детей, нацеливал бы на развитие этой работы, осуществлял бы методическую и практическую помощь. Для этой цели было принято решение трансформировать технический отдел Павлодарского городского Дома пионеров в Павлодарскую областную станцию юных техников (ОСЮТ).
Таким образом, с 1 января 1960 года она стала самостоятельной организацией с подчинением Павлодарскому областному отделу народного образования. С 1960 года по 1970 год станция размещалась в здании на углу улиц Бебеля и Дзержинского напротив гостиницы "Казахстан". Центральное место расположения, развивающиеся возможности, повышенный интерес к технике и достигнутые успехи в постройке моделей, участие в различных массовых мероприятиях различного ранга - все это обеспечило большой приток ребят. Во главе кружков стояли опытные преподаватели, сами вышедшие из числа юных техников, а главное до самозабвения влюбленные в моделизм во всех его проявлениях. Соревнования, выставки, конкурсы, давали возможность общения ребятам со сверстниками из других областей, обмена опытом, техническими новинками.
А для участия в Республиканских мероприятиях и отбора лучших из лучших проводились областные, городские, районные и межкружковые соревнования и это стимулировало у ребят стремление быть первым. В шестидесятые годы в техническом творчестве детей фигурировали уже 22 направления, по которым велись работы и проводились выставки разного уровня. На них представлялись в моделях и макетах: промышленная и сельхозтехника, все виды транспорта, космос, фантастика, радиотехника и электроника, сувениры и приборы для школ. В духе творчества происходило становление молодого человека, его профориентация и стремление сделать работу как можно лучше. Поступление в технические учебные заведения из числа кружковцев станции после школы было почти 100 %-ми. Бывшие кружковцы уходили в большую авиацию: становились летчиками, штурманами, авиационными инженерами, техниками и другими специалистами высокого класса.
В 1964 году ОСЮТ впервые стала участницей ВДНХ СССР, и потом это повторялось еще трижды. Экспонаты демонстрировались в павильоне "Юный техник", а ребята изготовившие их, были награждены дипломами и бронзовыми медалями ВДНХ СССР. С этого времени, на протяжении многих лет, станция экспонировала работы своих учащихся на выставке достижений Казахстана.
В 1971 году в Казахстане проводилась I-ая Республиканская Спартакиада школьников и 40 делегатов из числа лучших ребят представляли Павлодарскую область, которые оспаривали первенство по авиамоделизму, судомоделизму, радиоспорту и картингу. Сборная команда павлодарцев тогда заняла III-е место и была удостоена диплома III-ей степени Министерства просвещения Казахстана.
В лабораториях ОСЮТ были созданы 9 точных музейных копий советских самолетов периода Великой Отечественной войны. За эту работу станция была награждена дипломом I-ой степени ЦК Комсомола. Команда Павлодарской области в 1975 году принесла звание чемпионов Республики по техническим видам спорта и получила "Золотой" кубок 30-летия Победы. С середины 70-х годов в Республике и соответственно в Павлодарской области стало практиковаться проведение в дни зимних каникул "Недель науки, техники и производства для детей и юношества".
Другой формой пропаганды детского технического творчества являлись областные выставки с последующим отбором экспонатов для участия в Республиканской экспозиции. Эти выставки готовились и проводились один раз в два года. Из числа представленных работ отбирались лучшие для постоянно-действующего музея, который функционировал при Станции юных техников. Это давало возможность школам области, другим учебным организациям, родителям во время экскурсий знакомиться с детским техническим творчеством и его развитием.
С 1999 года стали практиковать показательные выступления авиамоделистов, судомоделистов и картингистов в Дни праздников и знаменательных дат, которые отмечал город. Полеты моделей самолетов с выполнением фигур высшего пилотажа, запуски радиоуправляемых моделей кораблей, виртуозные гонки картингистов буквально завораживали массового зрителя.
В это же время у юных техников Павлодара появилась еще одна традиция - в день Победы 9 Мая на Центральной площади города под девизом "Никто не забыт - ничто не забыто" выставлять образцы моделей военной техники, которая участвовала в Великой Отечественной войне. Многие павлодарцы, включая ветеранов, имели возможность познакомиться с грозной техникой тех далеких лет.Работа в этом направлении обогащает юных техников историческими данными, рождает чувство патриотизма и гордости за своих предков.
С 1999 года станция стала городским центром детского технического творчества, а в 2000 году была переименована в Детскую техническую школу. Сейчас в школе работают кружки 8-ми направлений, и она объединяет по интересам 620 школьников г.Павлодара.
Детская техническая школа является одним из центров дополнительного образования и воспитания. Находясь в большом, светлом здании, с отдельными учебными и производственными кабинетами по направлениям, школа всегда открыта для детей. Все услуги предоставляются бесплатно.
Главной целью работы технической школы является: всестороннее развитие личности детей и подростков через систему дополнительного образования, привлечение их к труду, научно-исследовательской и технической работе.
В течение учебного года постоянно проводятся семинары, учеба учителей трудового обучения школ города и области, проходят практику студенты педагогического колледжа. Большая работа проводится совместно с институтом повышения квалификации учителей. Уделяется внимание разработкам и проведению нетрадиционных форм занятий: мини-соревнования, выставки, городские соревнования, турниры, игры. Большая работа проводится по повышению квалификации педагогических кадров школы, работает методическое объединение и школа молодого специалиста. Молодым педагогам постоянно оказывается методическая помощь в проведении занятий, мероприятий, планировании работы с детьми.
В 2006 году, после продолжительного 15-летнего перерыва, команда авиамоделистов города Павлодара вновь приняла участие в открытом Республиканском чемпионате по авиамодельному спорту в Алматы (аэродром Байсерке). Павлодарскую область представляла команда Детской технической школы в составе учащихся: Мызовского Константина, Иванова Александра, Благаря Антона, Шаихова Ескендыра (под руководством тренера Соц С.Ф.).
Тайные разработки?...
По материалам Ксении Буравчик (14 июля 2010г.) иИрины Шлионской
В процессе работы с данным сайтом, мною перечитано много различных материалов и вот при подготовке странички о истории авиации Павлодара, я впервые столкнулся с необычной информацией, о которой ниже…
Из беседы журналиста Ксении Буравчик с красноярским учёным, физиком Павлом Полуяном:
«….- Вопрос в лоб - НЛО существуют?
- Конечно. Есть столько свидетельств, видеозаписей, фотографий. Я сам столкнулся с НЛО в 1989 году в Перми. Увидел светящийся шар, летящий над рекой Камой. Расстояние было большим, но я успел его разглядеть. После этого долго думал: что это такое? Как это можно сделать? Потом вспомнил кадры из старых чёрно-белых хроник о развитии авиации. Там был аппарат - пилотируемый самолёт-зонтик, с мотором. Он дёргался вверх-вниз, подпрыгивал, отрывался от земли. И я понял, суть технологии НЛО - опора на воздух в результате вибрации. Самолёт-зонтик 1911 года - прародитель тарелок. С него начались эксперименты в Штатах.
- То есть НЛО - летательные аппараты США?
- Чейнс Воут, изобретатель «зонтика», работал с военно-морским ведомством. Экспериментируя, они пришли к первым тарелкам в 1947 году, а потом и более сложным моделям. Испытания проводились на военных полигонах, недалеко от Розуэлла в Нью-Мексико. Полёты и падения видели многие американцы. Сначала все очевидцы были уверены, что это новые летательные аппараты военных, а потом вдруг появилась мысль о внеземном происхождении. Интересная и волнующая. И когда полицейский в США клянётся на Библии, что видел людей, выходящих из тарелки, ему никто не верит.
- Неужели нет ни одной тарелки с пришельцами?
- Я не исключаю, что есть внеземной разум. И был бы очень рад увидеть хоть один инопланетный аппарат. Но то, что есть сегодня в небе, - дело рук людей. Зачем приписывать НЛО инопланетянам, если известно, что это земные разработки? С тем же успехом можно считать, что в мобильниках и компьютерах сидит демон.
- А как же знаменитые круги на полях?
- Эксперименты англичан - микроволновое излучение крайне высокой частоты для дистанционного нагрева. Эта военная техника не убивает, но если попасть под такое излучение, кожа начнёт раскаляться. Естественно, человек отступит, убежит. Всё это давно рассекречено. Рядом с кругами всегда можно увидеть антенну, на которой легко смонтировать временно такой микроволновый излучатель и воздействовать на колосья пшеницы.
Когда часть поля нагревается - лопаются сосудики в колосьях, а движение нагретого воздуха и поток холодного ветра укладывают их на землю. Механизм простой, с точки зрения физики. В Красноярском крае тоже испытывались дистанционные СВЧ-излучатели - для прогревания вечной мерзлоты. И круги на полях у нас тоже делали.
- Зачем же это выдают за дело рук инопланетян?
- Возможно, была спланированная кампания по дезинформации с целью повлиять, например, на биржевой курс. В начале 2000 годов, когда «круги на полях» с изображениями пришельцев появлялись чуть ли не ежедневно, царила атмосфера истерии, ожидания конца света, инопланетного вторжения. На этом можно было сыграть. Акции научных корпораций могли упасть, а люди с деньгами, играющие на бирже, обогатились. Такие воротилы бизнеса могут себе позволить использовать секретную технологию, рисовать круги и раздувать в СМИ истерию. А может, это затея английских спецслужб - своеобразная реклама туманного Альбиона.
- Как же всё-таки летают тарелки: ядерная энергия, гравитация, суперкомпьютер?
- Не нужны никакие силовые поля или антигравитаторы. Секрет полёта в кольцевых вихрях. Аппарат отбрасывает их, при этом возникает реактивная сила, и он приподнимается. Вся поверхность тарелок состоит как бы из ячеек «+», «-». Когда на них подают мгновенное напряжение, то возникает разряд с частотой не менее 1000 искрений в секунду. Поэтому НЛО часто описывают как светящийся объект. Когда проскальзывают искры, воздух нагревается, импульс отталкивания формирует кольцевой вихрь, вихри отлетают из зоны активации с частотой в несколько тысяч импульсов в секунду. Нужна лишь мощная гальваническая батарея, такие есть в военной отрасли: знай себе поддавай напряжение на контакты и двигайся на появляющихся кольцах.
- Есть доказательства этой теории?
- Вообще, для человека с инженерным мышлением - всё ясно. Я с 95-го года публиковал в газетах материалы на эту тему и получал подтверждения в письмах. О вихрях мне рассказал инженер Данко Приймак, работавший на военном предприятии в Павлодаре и участвовавший в разработках этих аппаратов. Он очень удивился, что я догадался обо всём, и рассказал мне подробно об устройстве и технологии производства аппаратов. После этого у меня вопросов не осталось.
- А у нас есть летающие тарелки?
- У СССР они появились в 60-70-х годах. В конце 80-х, когда открылись границы, на нашу территорию спокойно залетали аппараты из США. Они знакомились с местностью, собирали информацию. В декабре 1989 года над Красноярском кружилось сразу несколько НЛО. Они даже пытались экспериментировать с ЛЭП, ведущей к КрАЗу. Сейчас их запросто могут сбить, и они не пересекают границы. Так что в небе только наши тарелки. Кстати, в начале прошлого года в Павлодарской области наблюдали НЛО. Говорят, одна тарелка даже упала. Видимо, снова завод заработал. Думаю, у Японии, Китая, Латинской Америки тоже есть свои аппараты…».
Ирина Шлионская опубликовала в интернете статью ««НЛО» – в массы!», где пишет: «Красноярскому исследователю Павлу Полуяну удалось собрать материалы об «уфологических» разработках. Он пришел к выводу, что практически все неопознанные летательные аппараты техногенного происхождения вроде «дисков с иллюминаторами» являются вполне земным секретным оружием.
Одним из источников Полуяна стал живущий ныне за границей некий Данко Приймак, по его словам, служивший ранее главным инженером на тракторном заводе в Павлодаре. Там якобы существовали закрытые военные цеха, где делали узлы для «тарелок».
Приймак в своей переписке с исследователем раскрыл многие тайны «НЛО». В частности, испускаемый аппаратом луч – на самом деле эффект замораживания воздушной влаги под воздействием вихревого вращения. По причине того же вращения предметы, оказавшиеся рядом с «тарелкой», иногда отрываются от земли…».
В Павлодаре некоторое время жил Кравченко Григорий Пантелеевич, — в будущем генерал-лейтенант авиации, лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза. Григорий Пантелеевич родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка ныне Новомосковского района Днепропетровской области в семье крестьянина-бедняка. Русский.
С 1914 года Григорий Пантелеевич жил в селе Пахомовка Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне в Павлодарской области, Казахстан). В мае 1923 года семья Кравченко переехала на жительство в село Звериноголовское Челябинского уезда Челябинской губернии (ныне административный центр Звериноголовского района Курганской области). Здесь Гриша пошел учиться в первый класс, окончил начальную школу. В 1930 году он окончил школу крестьянской молодёжи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре был переведён в Москву. После первого курса Московского землеустроительного техникума в 1931 году был призван в Красную Армию. В 1932 году, по окончании Качинской военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова, Григорий Пантелеевич остался в ней работать как лётчик—инструктор. В 1934 году он работал в НИИ ВВС. Участвовал в боевых действиях в Китае против японских интервентов и на реке Халхин-Гол.
22 февраля 1939 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
29 августа 1939 года майор Кравченко Григорий Пантелеевич был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Таким образом Г.П.Кравченко, вместе с С.И.Грицевцом стали первыми дважды Героями Советского Союза.
Участник Советско-финской войны в 1939—1940 гг.
В 1940 году он командовал ВВС Прибалтийского особого военного округа.
В Великой Отечественной войне Григорий Пантелеевич участвовал с июня 1941 года, как командир 11-й смешанной авиационной дивизии на Западном и Брянском фронтах. С ноября 1941 года по март 1942 года он — командующий ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, в марте-мае 1942 года — командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования. С мая 1942 года Григорий Пантелеевич формирует 215-ю истребительную авиационную дивизию, и в качестве ее командира участвует в боях на Калининском и Волховском фронтах.
23 февраля 1943 года Кравченко взлетел на своём истребителе с группой. В воздухе завязался бой, в котором Григорий Пантелеевич сбил «Фокке-Вульф», однако был обстрелян противником. Его машина загорелась. Перелетев через линию фронта, Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и был вынужден покинуть машину, но парашют не раскрылся и прославленный ас погиб в День Советской Армии и Военно-Морского флота. Григорий Пантелеевич погиб в воздушном бою на самолёте Ла-5. Похоронен в Кремлёвской стене.
Дочери, одного из пионеров советского ракетостроения, в Павлодаре
По материалам книги «Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»» Александра Валентиновича Глушко (Издательство «Эксмо», 2012 год) и сайта КГП на ПХВ «Павлодарский медицинский колледж».
Лангемак Георгий Эрихович был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э.Лангемак ввел термин «космонавтика»), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно.
Биографический очерк о Г.Э.Лангемак, из моей книги «Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную», опубликован на этом сайте (http://aviaengeneer.ru) на страничке «Биографические очерки о первопроходцах в космосе». Отмечу, что без сомнения, самая полная информацияо Г.Э.Лангемак изложенав книге «Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»», известного историка космонавтики Александра Валентиновича Глушко. Все нижеприведенные фотографии, принадлежат архиву А.В.Глушко. О моих публикациях мы общались (имеется в виду В.Н.Стешенко и А.В.Глушко), однако, зная ревностное отношение Александра Валентиновича Глушко к точности публикуемых сведений о советских первопроходцах в освоении ракетно-космической техники, я заранее извещаю, что в приведенном ниже очерке приведена информация максимально приближенная к результатам его работы.
Этот очерк посвящается семье Георгия Эриховича, судьба которой как оказалось навечно связана с Казахстаном…
…11 января 1938 года Г.Э.Лангемак был расстрелян по ложному обвинению во вредительстве «в области недопущения новых образцов на вооружение» и участию в «антисоветской террористической организации», преступлениях предусмотренных ст. ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР.
13 октября 1938 года, Особым совещанием при наркоме внутренних дел СССР, супруга ученого Елена Владимировна Лангемак, как социально опасный элемент, была сослана в Казахстан сроком на пять лет. Местом для ее жительства был избран поселок Ермак Павлодарской области.
Е.В.Лангемак в г.Павлодар, 1949 г. Фото из архива А.В.Глушко.
Ниже приведу письмо Юлии Алексеевны Камневой, мамы Елены Владимировны Лангемак (1939 год):
«Наркому Внутренних дел тов. Берия от гр. Камневой Юлии Алексеевны Адрес: Ленинград. 7я Красноармейская, д. № 2, кв. № 85.
Заявление. 3 ноября 1937 г. органами. НКВД в Москве (Донская ул. д. 42, кв. 19) был арестован муж моей дочери, Георгий Эрихович Лангемак, служивший в Научноисследовательском институте № 3.
30 апреля 1938 г. была арестована его жена, моя дочь Елена Владимировна Лангемак, и две ее дочери 12 и 15 лет отправлены в детдом в г. Брацлав Винницкой области.
Осенью 1938 г., по просьбе моего сына Камнева Петра Владимировича (адрес: Ленинград, В.О. 2 линия, д. 55, кв. 20, начальник цеха машиностроительного завода) дети возвращены нам в город Ленинград, где и проживают в настоящее время.
Из писем дочери я узнала, что она административно выслана в поселок Ермак Павлодарской области Кагановического района и работает там, в Госбанке бухгалтером операционисткой.
Я не знаю, в чем обвиняется мой зять, но имею все основания думать, что дочь моя была арестована только в связи с делом ее мужа. Такой целиком советский человек, как она, не могла принести вред своей родине.
Работая сначала в детских яслях, а затем лаборантом в АНИИ, а в последние годы, как общественный работник, председательницей Совсода в 16 школе, где учились ее дочери.
Думаю, что каждый человек, сталкивающийся с ней по работе, может дать о ней отзывы такие же, как дала я.
Она прекрасно сумела воспитать своих детей, вложивши в них любовь к родине и ее вождям. Девочки блестяще успевают в своей учебе, переходя из класса в класс с похвальными грамотами.
Находясь в тяжелом материальном положении, в преклонном возрасте 75ти лет, слабая здоровьем, – мне тяжело довести до конца воспитание двоих внучек.
На основании всего вышеизложенного прошу рассмотреть дело моей дочери и вернуть ее из высылки, дав ей возможность продолжать воспитание своих детей.
Вперед благодарю Вас за отзывчивость и жду с нетерпением Вашего ответа.
27IV39 г. Камнева Ю.А.
Адрес: Ленинград. 7я Красноармейская, дом № 2, кв. № 85».
А тем временем в августе 1939 года звено капитана Н.И.Звонарева из пяти самолетов И-16, вооруженных снарядами РС-82, приняло участие в боях с японской авиацией на реке Халхин-Гол. В общей сложности звено сбило 17 самолетов противника. Потерь не имело. Это было «боевое крещение» грозного оружия, разработанного талантливым ученым и инженером.
…ЗаявлениеЮлии Алексеевны Камневой было рассмотрено, решение было принято положительное, дочерям разрешили переехать к маме…
Для меня (В.Стешенко), работающего в РГП на ПХВ «Республиканский центр санитарной авиации» Республики Казахстан с конца 2013 года и занимающегося, в том числе, изучением истории санитарной авиации, было очень интересно узнать и то, что младшая дочь Георгия Эриховича Лангемак, - Майя Георгиевна Лангемак (Белянина) работала в школе медицинских сестер г.Павлодара, открытой в 1949 году.
Майя Георгиевна Белянина – младшая дочь Г.Э.Лангемака. Москва, 1950 годы. Фото из архива А.В.Глушко.
Эта школа, являясь одним из старейших средне-специальных учебных заведений Казахстана, готовила, по двухгодичной программе, медицинских сестер для скорой медицинской помощи и вероятно, для медицинских бригад санитарной авиации. Под учебный корпус школе медицинских сестер было предоставлено кирпичное здание общей площадью 120 кв. м., в котором имелись всего две классные комнаты, учительская и бухгалтерия. Был приобретен небольшой домик под общежитие учащихся на 8 человек.
В 1954 году медицинская школа была реорганизована в Павлодарское медицинское училище, а в 1995 году училищу присвоен статус коммунального государственного казенного предприятия на праве хозяйственного ведения «Павлодарский медицинский колледж».
Майя Георгиевна Лангемак (Белянина) проработала на посту директора этого медицинского училища 11 лет (в период 1951-1962 г.г.). За свою работу, она была награждена медалью «За доблестный труд» и являлась отличником здравоохранения. Майя Георгиевна была человеком, глубоко преданным своей профессии, бескорыстно отдававшим знания и силы на подготовку медицинских сестер.
Справочно: За время существования учебного заведения, колледж осуществил 64 выпуска, в его стенах подготовлено более 19 000 средних медицинских работников для учреждений практического здравоохранения (городские и районные лечебные учреждения, фельдшерско-акушерские пункты сельских округов).
В книге «Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»», Александр Валентинович Глушко приводит характеристику выданную, вдове Г.Э.Лангемак Елене Владимировне, начальником по Управлению уполномоченного Министерства заготовок СССР по Павлодарской области:
«Характеристика На главного бухгалтера
Управления Уполномоченного
Министерства Заготовок
СССР по Павлодарской обл.
Лангемак Елену Владимировну
Тов. ЛАНГЕМАК Е.В. рождения 1901 года, по национальности русская, – беспартийная, образование среднее, соцпроисхождение из дворян. В системе Министерства Заготовок работает с 1941 года. С 1941 г. по 1944 год, работала в Управлении Уполномоченного Министерства Заготовок Кагановичесского района в должности Зав. учетом, к работе относилась честно и добросовестно. В 1942 году была награждена значком «Отличник Заготовок».
В 1944 году, как опытный и хороший работник, была переведена в областное Управление Уполномоченного Министерства Заготовок на должность начальника сектора учета и отчетности, в 1946 году Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 6-го июня 1945 г. награждена медалью «За доблестный труд Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.». Доверие свое оправдала, к работе относилась исключительно честно и добросовестно.
11-го мая 1946 года переведена на должность главного бухгалтера.
Тов. Лангемак инициативная, хорошо знает систему заготовок, пользуется авторитетом среди заготовительных организаций, а также среди коллектива, дисциплинированная, является активным общественным работником.
21/V46 г. Уполномоченный Министерства Заготовок СССР по Павлодарской обл. п/п /Кижаев/».
Эта характеристика была подписана Уполномоченным Министерства заготовок СССР Кижаевым в тот период времени, когда в Москву было послано представление на пересмотр дела Е.В.Лангемак, прожившей в Павлодаре на четыре года больше назначенного ей срока. Однако это ситуацию никоим образом не изменило, и Елена Владимировна была вынуждена работать в Павлодаре до начала реабилитации…
Извещение на имя Е.В.Лангемак о реабилитации ее мужа Г.Э.Лангемака, из архива А.В.Глушко
…19 ноября 1955 года Елена Владимировна была реабилитирована. 27 декабря 1955 года приказом МО СССР № 05575 пункт приказа НКО СССР № 3898 от 3 декабря 1937 года был отменен, и Г.Э.Лангемак был уволен из рядов Красной армии ввиду смерти.
29 сентября 1956 года был реабилитирован В.П.Глушко (Главный конструктор ракетных двигателей). «Понимая, что у него есть возможность помочь семьям расстрелянных товарищей, он помогает им вернуться в Москву и получить сначала комнаты, а затем и квартиры. В этих квартирах их вдовы и дочери жили до конца своих дней… Что же касается материального состояния, то на этот счет есть воспоминания М.К.Левицкой (вдовы И.Т. Клеймёнова), которая рассказывала о том, как В.П.Глушко сказал ей, что у него открытый счет в банке и она может просить у него любую сумму. Вдова И.Т.Клеймёнова поблагодарила и отказалась. Потом она мне рассказывала, что В.П.Глушко был единственным, кто предложил ей в тот момент деньги, в которых она очень сильно нуждалась. Можно точно сказать, что таким же образом В.П.Глушко предлагал деньги и вдове Г.Э.Лангемака.
В начале 1960 годов начался бум… Прошла реабилитация, в космос слетал Ю.А.Гагарин, и средства массовой информации обратились к именам тех, кто стоял у истоков советской космонавтики. Правда, имена академиков В.П.Глушко и С.П.Королёва были тогда засекречены, но «общественность требовала» назвать имена! И тогда пришел час для умерших и безвинно расстрелянных…
…К 50 летию битвы под Москвой по инициативе секции ветеранов ракетной техники, благодаря помощи депутата Верховного Совета СССР профессора А.Н.Крайко, Указом Президента СССР от 21 июня 1991 года Г.Э.Лангемаку, наряду с другими творцами «катюши», посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Первоначально Майя Георгиевна должна была приехать в Москву на вручение награды и уже купила билеты, но в последний момент ей сказали, что награждение откладывается. Когда же оно состоялось в указанные ранее сроки, то на нем было сказано, что родственников у Лангемака не осталось…
…В декабре 1991 года дочь Лангемака – М.Г.Белянина – была приглашена в администрацию г.Павлодара (где она проживала до момента своей смерти). Там в торжественной обстановке ей была вручена высокая награда ее отца» (А.В.Глушко).
Удостоверение Г.Э.Лангемака на награждение его Золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда и орденом Ленина. Фото из архива А.В.Глушко.
…«В 1997 году я был в Петербурге и, проведя неделю в РГАВМФ, обнаружил первые документы, связанные со службой Г.Э.Лангемака в Кронкрепости. Получив их на руки, поехал к младшей дочери И.Т.Клеймёнова, Ларисе Ивановне, и попросил у нее адрес младшей дочки Г.Э.Лангемака. Получив его, я написал ей первое письмо и вложил в него копии этих документов, прекрасно понимая, что ей будет очень интересно все это узнать: «Здравствуйте Майя Георгиевна!
Пишет Вам Александр Валентинович Глушко, сын Валентина Петровича. Мы с Вами пока еще не знакомы, хотя должны были познакомиться еще в декабре 1991 г. на награждении, но по странному стечению обстоятельств я не смог там оказаться, – меня не пустили, сказав, что никакого награждения не будет и вообще я пришел не туда, куда надо.
Ирина Ивановна Клейменова (к сожалению уже покойная, она умерла 2 августа 1996 г.) говорила мне, что во время ареста все материалы о Георгии Эриховиче были конфискованы. Помня об этом, я, будучи в Санкт-Петербурге и разыскивая в Военно-морском архиве материалы о сотрудниках ГДЛ и найдя некоторые документы имеющие непосредственное отношение к Георгию Эриховичу, считаю своим долгом послать Вам их копию. Пока пришли только заказанные мною фотографии, и я отсылаю их. Позже, когда придут ксерокопии документов, вышлю ах Вам отдельно. И если Вы не будете возражать, то копии любых моих находок, касающихся Георгия Эриховича, будут переправлены к Вам.
Но у меня есть к Вам одно очень серьезное дело. 21 июля 1998 года исполнится сто лет со дня рождения Г.Э.Лангемака и в связи с этим я собираюсь опубликовать материалы, посвященные его жизни и деятельности. Но, если, в каком-то ином случае я смогу найти интересующие меня документы в том или ином архиве, то что касается Архива ФСБ, здесь загвоздка.
Уже несколько лет существует правило, при котором документы без согласия членов семьи не выдают. А без этих документов рассказ о Георгии Эриховиче будет неполный.
Потому прошу Вас переслать мне подписанное Вами (с заверенной у юриста подписью) разрешение на мое ознакомление и пересъемку интересующих меня документов, а также фотографий.
Копии всего переписанного и переснятого будут обязательно отправлены к Вам. Все опубликованные материалы будут отправлены к Вам.
Мои данные для разрешения: Глушко Александр Валентинович, родился 18 июля 1972 г. в г.Москве, паспорт 11СБ № 655246, выдан 9 августа 1988 г. 107 отделением милиции г.Москва. Адрес: 119270, г.Москва, Комсомольский проспект д. 45, кв. 117, дом. тел. 2420818.
Прошу также принять привет и самые наилучшие пожелания от Музея Академии им. Ф.Э.Дзержиского, выпускником которой был Г.Э.Лангемак. Они чтут и помнят Георгия Эриховича и рады были бы видеть Вас у себя. Очень хотели и бы поддерживать с Вами дружеские отношения. Нашими общими усилиями к столетию со дня рождения Георгия Эриховича в музее Академии будет открыта выставка посвященная этой дате.
Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и Вашу помощь в сборе материалов о Гэортии Эриховиче.
С Уважением Александр Глушко.
21.08.1997 г.
P.S. Майя Георгиевна, мне известно, что один из Ваших сыновей офицер, проходящий службу под г. Тула. Если Вы были бы не против я бы хотел с ним связаться. Мне сказали, что он собирается заниматься (может уже занимается) своим дедом. Уверен, смогу ему помочь…» (А.В.Глушко).
В ответном письме Александр Глушко получил доверенность на работу в архиве с делом Г.Э.Лангемака и сделал все, что от него зависело, чтобы статья вышла к его юбилею. А выставки в музее не было. «До нее руки не дошли. Так получилось, что статья, написанная после моего посещения ЦА ФСБ РФ, получила название «Дело Г.Э.Лангемака», была опубликована в журнале «Новости космонавтики» и стала первой публикацией о пионерах ракетно-космической техники, в которых бы цитировались документы следственного дела. Потом таких публикаций и докладов у меня было уже много, но эта публикация была самой первой. Кстати, она легла в основу той части этой книги, где рассказывается о допросах, суде и расстреле ученого. Потом было еще много писем и доверенностей. Я ознакомился с делами жены Г.Э.Лангемака – Елены Владимировны Лангемак, его тестя – Владимира Николаевича Камнева-Петерса, старшего брата – Виктора Эриховича Лангемака. Материалы, обнаруженные в этих делах, вошли в эту книгу.
В 1997 г. лидер эстрадной команды «Несчастный случай» Алексей Кортнев, под впечатлением моих рассказов о трагической судьбе пионеров ракетнокосмической техники, написал песню «Луна».
8 июля 1998 г. в г.Павлодаре (Республика Казахстан) силами Фонда милосердия и согласия, и в частности У.М.Даржумановой, было проведено торжественное заседание, посвященное 100летию со дня рождения конструктора. Это было единственное мероприятие, связанное с этой датой в жизни ученого»(А.В.Глушко).
Семья младшей дочери Г.Э.Лангемака – М.Г.Беляниной на праздновании 100 летия со дня рождения ее отца. Слева направо: старший сын Сергей, старшая внучка Ольга, ее муж Володя, муж М.Г.Беляниной - Г.И.Белянин, М.Г.Белянина, жена Сергея Наталья, младшая внучка Татьяна. г.Павлодар. 8 июля 1998 года. Фото из архива А.В.Глушко.
Младшая дочь Г.Э.Лангемака – М.Г.Лангемак с правнуком Алешей. Павлодар, август 2003 года.Фото из архива А.В.Глушко.
Павлодарская часть большой семьи младшей дочери Г.Э.Лангемака – М.Г.Беляниной. Первый ряд, слева направо: Г.И.Белянин, Алеша Толынский, М.Г.Белянина. Второй ряд, слева направо: Н.Белянина, В.Толынский, О.С.Белянина-Толынская, Арина Артемчук, Т.С.Белянина-Артемчук, С.Г.Белянин. г.Павлодар, август 2003 года. Фото из архива А.В.Глушко.
… «После многих лет переписки мы встретились с Майей Георгиевной. В июле 2003 г. я прилетел в г.Павлодар и имел возможность в течение двух недель общаться с ней и с ее замечательной семьей: мужем Григорием Ивановичем Беляниным, старшим сыном Сергеем, его женой Натальей, внучками Ольгой и Татьяной, их мужьями Володей и Артемом, а также правнуками Алешей и Аришей…
…А год 105 летия со дня рождения Г.Э. Лангемака был ознаменован официальным объявлением о месте его захоронения и открытием доски на могиле…
После обнаружения места захоронения у меня появилась идея установки памятной доски на Донском кладбище. Но не в первой могиле невостребованных прахов (как цинично называется это место), а на месте захоронения его вдовы, похороненной на том же кладбище в 1972 г., в 100 метрах от места захоронения мужа. Несколько месяцев ушло на то, чтобы получить официальное разрешение дочери конструктора, М.Г.Беляниной (Лангемак). Я даже летал в Павлоград и провел у Майи Георгиевны две недели, оговаривая с ней условия этого мероприятия.
В августе началась работа по воплощению проекта в жизнь. В решении этой задачи принимали непосредственное участие: генеральный конструктор НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко Б.И.Каторгин, из своего кармана отдавший мне необходимую сумму денег, автор проекта А.Б.Прошляков (независимый историк и член редколлегии военноисторического журнала «Цейхгауз»), а также автор доски художник гравер Т.М.Белялов, непосредственно выполнивший работу.
15 ноября 2003 г., в день 15 летия старта системы «Энергия» – «Буран», в 11 часов на Донском кладбище состоялось открытие доски. Приехали только те, кого приглашали в личном порядке, и те, кто имел к работам непосредственное отношение. Открывая встречу, специально приглашенный мною для этой цели пресссекретарь НПО Энергомаш Ю.Г.Коротков сказал о том, какую роль Г.Э.Лангемак сыграл в жизни двигателистов и какое влияние он оказал на дальнейшее развитие ракетно-космической науки и техники в СССР, а потом и в России.
Следующим выступил летчик-космонавт Российской Федерации А.И.Лазуткин. Космонавт рассказал о том, как работы конструктора повлияли на деятельность его товарищей, и подчеркнул, что сохранение памяти о тех, кто стоял у истоков советского ракетостроения, является обязанностью для тех, кто идет следом» (А.В.Глушко).
Лидер команды «Несчастный случай» Алексей Кортнев выступает на открытии новой доски на месте захоронения вдовы Г.Э.Лангемака Е.В.Лангемак. Москва. 15 ноября 2003 г.Фото из архива А.В.Глушко.
В январе 1983 года старшая дочь Г.Э.Лангемака, Анна Георгиевна, очень тяжело заболела и захотела переехать в г.Павлодар, к своей младшей сестре Майе. За помощью она обратилась к академику В.П.Глушко, который написал следующее письмо:
«Секретарю Павлодарского горкома Коммунистической партии Казахстана тов. НИКИФОРОВУ Г.Л.
Председателю исполкома Павлодарского городского совета народных депутатов тов. ДЖАЗИНУ А.Н.
Прошу Вас оказать содействие в решении жилищного вопроса А.Г.Лангемак – дочери известного советского ученого, одного из пионеров советской ракетной техники Г.Э.Лангемака…
В настоящее время дочь ученого Анне Георгиевна Лангемак нуждается по заключению врачей в постоянном уходе после перенесенной тяжелой операции. В связи с этим она договорилась об обмене двухкомнатной квартиры в г.Москве на двухкомнатную квартиру в г.Павлодаре (по ул. 1 Мая, д. 32, кв. 23), в котором живут ее близкие родственники (сестра и племянник с семьями). Прошу Вас оказать содействие А.Г.Лангемак в обмене двухкомнатной квартиры в на трехкомнатнуюв г.Павлодаре с тем, чтобы вместе с ней могла поселиться семья племянника, которая возьмет на себя заботу о А.Г.Лангемак…».
Обмен удалось провести, А.Г.Лангемак в тяжелом состоянии была доставлена самолетом в г.Павлодар, где ее встретил муж ее младшей сестры Григорий Иванович Белянин и доставил в больницу Через несколько дней она умерла…
«… В Казахстане, в г.Павлодаре, где много лет живет семья младшей дочери Г.Э.Лангемака – Майи Георгиевны – нашлась женщина – М.С.Тереник, которая избрала себе тему, связанную с семьей Лангемак. За несколько лет она опубликовала около десятка различных статей, в которых рассказывала о судьбе конструктора и его семьи.
…Кроме нее, там живет еще одна журналистка, которая интересуется этим же вопросом, – Т.Карандашова. Она опубликовала об этом несколько материалов, в том числе и интервью с М.Г.Лангемак и со мной. Не все сказанное при встрече было понято правильно, но основной смысл и настроение журналист передала верно, а это значит, что удалось лишний раз напомнить о трагедии, случившейся много лет назад в семьях конструкторов Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. Продолжая павлодарскую тему, хочется остановиться на работе Фонда милосердия и согласия, возглавляемого У.М.Даржумановой. Заслуживает глубочайшего уважения, что при полном отсутствии финансирования Умут Мукатаевне удается осуществлять задуманные дела. Поражает, с каким упорством и настойчивостью она добивается реализации своих замыслов и какие трудности ей приходится при этом преодолевать. В ноябре 2004 г., как я писал выше, мне удалось ознакомиться со следственными делами Е.В.Лангемак и В.Н.Камнева. Для этого мне пришлось написать письмо и приложить к нему доверенности, привезенные мной из Павлодара.
«Начальнику ЦА ФСБ РФ ТЮРИНУ А.В.
от ГЛУШКО Александра Валентиновича,
проживающего по адресу:…
…раб. тел. …
моб. тел. …
Уважаемый Андрей Валентинович!В связи с тем, что с 1994 г. я занимаюсь сбором материалов для написания книг об авторах реактивного миномета «катюша»: В.А.Артемьеве, И.Т.Клейменове, Г.Э.Лангемаке, Б.С.Петропавловском, Н.И.Тихомирове, а также о своем отце, основоположнике советского ракетного двигателестроения, дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий, генеральном конструкторе, академике АН СССР, Валентине Петровиче Глушко, прошу Вас разрешить мне знакомство со следственными делами жены Г.Э.Лангемака – Е.В.Лангемак и ее отца – В.Н.Камнева. Оригиналы доверенностей дочери Г.Э.Лангемака – М.Г.Беляниной прилагаю.
Елена Владимировна Лангемак (Петерс, с 1915 г. – Камнева), род. в 1901 г. в г.Елизаветграде, в семье начальника Елизаветградского кавалерийского училища. В 1922 г. вышла замуж за помощника начальника артиллерии Кронкрепости Г.Э.Лангемака, арестованного органами НКВД г.Москвы 2 ноября 1937 г., как «враг народа», по доносу. Сама арестована в конце апреля 1938 г. В 1939 г. была выслана в поселок Ермак, Павлодарского района, Казахской ССР. В 1950х гг. реабилитирована.
Владимир Николаевич Петерс (с 1915 г. – Камнев), бывший генерал-майор русской армии, в 1916–1917 гг. начальник Академии Генерального штаба, затем преподаватель той же академии. Арестован органами НКВД г.Ленинграда в 1938 г., как «враг народа». По имеющейся у меня информации расстрелян в том же 1938 г.
В 1994–1998 гг. я уже работал во вверенном Вам архиве со следственными делами моего отца, И.Т.Клейменова и Г.Э.Лангемака. В результате работы было опубликовано несколько статей, копии которых были предоставлены в читальный зал.
28.10.2004г. Заранее благодарен, с уважением,
А.В.ГЛУШКО ».
...21 апреля 2006 года Майя Георгиевна Лангемак умерла (г.Павлодар)…
Продолжение следует…
Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.