Первый сайт, который полностью посвящен истории развития авиации и авиации Казахстана в частности:

 

 

 

  • истории авиации в городах Казахстана;
  • истории ВВС и инженерно-авиационной службы Казахстана;
  • истории санитарной авиации;
  • безопасности полетов в Казахстане;
  •        героям -  авиаторам казахстанцам;            
  • патриотическому воспитанию, династиям в авиации;
  • на сайте публикуются новости авиации и космонавтики Казахстана,  выдержки из книг автора, включающие биографические очерки о изобретателях, конструкторах и просто авиаторов;
  • материалы Международной олимпиады по истории развития авиации и воздухоплавания имени А.Ф.Можайского в Москве;
  • цитаты и афоризмы посвященные авиации и многое другое, связанное с авиацией и космонавтикой.
  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

 Содержание сайта (странички) приведено ниже слева.


Для связи с автором щелкните клавишу

"Задать вопрос" (слева на экране).

 

 

Прошу уважаемых читателей учитывать авторское право на материалы данного сайта.

Теги: авиация Казахстана, ВВС, история авиации и космонавтики; патриотическое воспитание; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история. 

Мы гордимся Вами. Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации, авиация, авиация Казахстана

 

На этой страничке автор сайта пытается собрать информацию о авиаторах Казахстана, которые внесли достойный вклад в защиту своей Родины, в развитие авиации...

В декабре 2012 года Нагрудным знаком «Құрметті авиатор» («Почетный авиатор») награжден полковник запаса, летчик, заместитель генерального директора авиационного учебного центра Ажекенов Ризабек Елеусинович.

       Ризабеком Елеусиновичем (на фото ниже) лично подготовлено большое количество летчиков военно-транспортной авиации ВВС Казахстана. Он прошел славный путь в ВВС от курсанта до командира авиационной базы, летчика-инспектора Управления СВО ВС РК. В свое время Ризабек Елеусинович был командиром таких воздушных судов, как Ан-24, Ан-12, Ил-76 (первый казах). Он участник войны в Афганистане. Награжден орденами "За службу Родине", "Айбын", медалями.

      После ухода в запас он много сил и энергии вложил в становление и развитие РГП "Государственный авиационный центр", в этот период им подготовлено несколько десятков пилотов-любителей для легкой и сверхлегкой авиации. Его ученики теперь сами являются летчиками-инструкторами.

 В целях реализации пункта 7 Указа Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2011 года № 155 «О ведомственных наградах некоторых государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, правоохранительных органов, судов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Правила награждения ведомственными наградами (лишения ведомственных наград) некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан;

2) перечень и описания ведомственных наград некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан.

2. Расходы по изготовлению ведомственных наград, а также соответствующих удостоверений осуществляются за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на обеспечение деятельности соответствующего государственного органа.

3. Государственным органам, указанным в перечне, совместно с Министерством юстиции Республики Казахстан в месячный срок привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

4. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 20 января 2003 года № 57 «О ведомственных наградах дипломатической службы Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан,2003 г., № 2, ст. 21);

2) постановление Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 2007 года № 1234 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 января 2003 года № 57» (САПП Республики Казахстан,2007 г., № 47, ст. 563).

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

            Правила награждения ведомственными наградами (лишения ведомственных наград) некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан (утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2011 года № 1539) :

1. Общие положения

1. Настоящие Правила награждения ведомственными наградами некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан, (далее – Правила) определяют единый порядок и принципы награждения ведомственными наградами (лишения ведомственных наград) государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан, поощрения и стимулирования труда сотрудников.

2. Ведомственные награды являются одной из форм поощрения и стимулирования труда сотрудников, работников и иных лиц за образцовое исполнение служебных обязанностей, творческую активность, безупречную службу, другие достижения в трудовой деятельности и иные заслуги.

3. Ведомственными наградами являются: медали, нагрудные знаки.

4. Изображение государственных символов (Государственного Флага и Государственного Герба) не используется в качестве элемента или геральдической основы ведомственных наград.

Данное требование не распространяется на случаи, когда составной частью геральдической основы ведомственных наград является изображение объектов, в которых используются изображения государственных символов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Порядок награждения ведомственными наградами (лишения ведомственных наград)…….

Нагрудный знак «Құрметті авиатор»

36. Нагрудным знаком «Құрметті авиатор» награждаются работники в сфере гражданской авиации за достижение высоких результатов в труде, положительно характеризуемые по службе, добросовестно и ответственно выполняющие возложенные обязанности, проявляющие при этом инициативу и профессионализм, являющимися наставниками для молодых специалистов, имеющие общую выслугу 10 и более лет в календарном исчислении в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
37. В исключительных случаях этим знаком награждаются лица, работающие в других отраслях за особые заслуги в сфере гражданской авиации.

 Нагрудные знаки Министерства транспорта и коммуникации Республики Казахстан «Құрметті авиатор» (приложение 15)

Нагрудный знак «Құрметті авиатор» изготавливается из латуни в форме овала по ширине 37 мм, по высоте 45 мм, состоит из основы и накладки.
На лицевой стороне знака по кругу расположены лавровые ветви. Внутри круга расположена надпись «ҚҰРМЕТТІ АВИАТОР». В центре знака расположена накладка с изображением самолета (блестящая поверхность) на фоне земного шара. В изготовлении нагрудного знака используются эмали голубого и синего цветов. Знак при помощи булавки с визорным замком крепится к одежде.

 Приложение 15 к Описаниям

Нагрудный знак «Құрметті авиатор»

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Реснянский Вячеслав Иванович - генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик СССР.

Реснянский В.И.      Реснянский Вячеслав Иванович родился 17 июля 1939 года в городе Чимкенте Казахской ССР. Окончил: Сызранское ВАУЛ - в 1960 году, Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина - в 1970 году. Воинскую службу Вячеслав Иванович проходил в Приволжском военном округе на различных летных должностях. Командир Сызранского полка с 1973 по 1977 гг., затем он семь лет - заместитель начальника СВВАУЛ.

С 1984 по 1989 годы Вячеслав Иванович начальник Саратовского ВВАУЛ. В 1985 году была кратковременная командировка в ДРА. Заместитель командующего ВВС ПРиВО с 1989 по 1991 гг.

Вячеслав Иванович уволен в запас в звании генерал-майора авиации. Заслуженный военный летчик СССР. Награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в ВС СССР» III степени. Умер 14 апреля 1992 года.


Мулдашбаев Абдусадык – летчик, участник Великой Отечественной войны.

    …У Мулдашбаева Абдусадыка (на фото) очень интересная авиационная судьба, за плечами война и пять миллионов километров налета, три знака отличия «За безаварийный налет часов» и боевые ордена.

Прежде чем продолжить повествование об этом замечательном человеке, расскажу о том, как я сам узнал о нем.

Совсем недавно, в мой адрес обратилась внучка Абдусадыка Мулдашбаева - Альмира, честно признаюсь, теплые слова в мой адрес тронули душу, а ознакомившись с материалами, присланными Альмирой, я понял, что жизненный путь Абдусадыка Мулдашбаева безусловно достоин уважения и примера для нашей молодежи.

Позволю себе привести письмо внучки ветерана авиации, которое кроме прочего, проясняет источники информации:

«Уважаемый Валерий Николаевич!

Прикрепляю информацию с фотографиями. Материалы частично взяты из статьи «След на земле и в небе»  Байзуллы Акежанова,  Вечерний Алматы, 2005 г. и на сайте http://tengrinews.kz/pobediteli/veteran/1039/

Произошла небольшая путаница с фамилией, когда писалась статья и делалась публикация на сайтеtengrinews.kz,  то фамилия там Молдажбаев А., а недавно я нашла письмо, написанное его рукой, где на конверте он подписался  Мулдашбаев А.   Ещё в статье была неточность о том, что он был сбит (мне сказали родные, что это не достоверно, такого не было). Поэтому неточности, связанные с фамилией и фактами были убраны.

О семье Душановых.

Моим родителям как-то пришлось обратится за помощью (когда дедушки с бабушкой уже не было) к семье  Душановых.  Отзывчивые и добрые люди, с открытым сердцем, фамилия сама говорит за себя. 

Спасибо большое вам, Валерий Николаевич, и вашим помощникам, за интересный сайт http://aviaengeneer.ru , посвящённый Истории развития авиации и авиации Казахстана в часности, за огромную работу, проделанную по сбору, систематизации и публикации исторических материалов и написанию книги «Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную».  Еще не всю информацию прочитала на сайте, но очень интересно».

…Итак, привожу рассказ о Абдусадыке Мулдашбаеве с небольшими правками: «родился Абдусадык в октябре 1918 года в многодетной семье в поселке Актас Южного Казахстана. После окончания рабфака, Абдусадык по комсомольской путевке в 1938 году был зачислен во второе тамбовское летное училище.

На обороте фотографии список курсантов 2-ого звена Второго тамбовского летного училища:

1.      Конкин Г.Т.

2.      Мулдашбаев А.

3.      Боя М.Ф.

4.      Бехтеев А.

5.      Коротков В.Я.

Примечание авт. сайта: Речь идет о 2-й авиационной школе Гражданского Воздушного Флота СССР имени Петрова, с дислокацией в городе Тамбове. 15 декабря 1930 года издается приказ № 108 по Главному Комиссариату Гражданского Воздушного Флота СССР о создании 3 авиационных школ Гражданского Воздушного Флота СССР. На основании данного приказа началось формирование авиационных школ ГВФ СССР:

1-й авиационная школа ГВФ СССР с дислокацией в городе Батайске;

2-й авиационная школа ГВФ СССР с дислокацией в городе Тамбове;

3-й авиационная школа ГВФ с дислокацией в городе Балашове.

 Первый полет Абдусадык Мулдашбаев совершил в июле 1939 года. Он тогда учился летать с курсантом Оханом Сабырбаевым, который сам выполнял первые полеты.  Самостоятельный полет Дик, так уменьшительно назвала его в училище инструктор, совершил в августе 1939 года. В 1940 году, получив звание пилота IV класса, Мулдашбаев Абдусадык прибыл в Иркутск, а затем в Улан-Удэ, где приобрел опыт полетов в безориентирной местности. На самолете У-2 он поднимался с аэродрома в любое время суток и в любую погоду, совершал посадки на лесосеках. Этот опыт затем пригодился ему во время войны.

В 1943 году А.Мулдашбаева отправляют на 2-Украинский фронт в отдельный транспортный полк Гражданского Военного Флота, где он обеспечивал связь штаба фронта и транспортные перевозки с партизанскими отрядами, сажал свою машину У-2 на незнакомые поляны в тылу врага по партизанским кострам. Однажды он заметил, что костры были расположены необычным образом, и интуиция не обманула - это были фашисты. В конце войны в Румынии Абдусадык обеспечивал оперативную перевозку начальника штаба 2-ого украинского фронта вместе с Петром Жарковым.

После войны Абдусадык Мулдашбаев один год жил и работал в Китае, позже приехал в Алма-Ату и был принят в авиаотряд, крупнейший по тем временам аэропорт в КазССР.   А.Мулдашбаев стал летать командиром корабля на Ли-2. Он щедро делился тонкостями своего дела и по-отечески помогал молодым специалистам. Его бывший второй пилот, впоследствии заслуженный пилот СССР, заслуженный работник транспорта КазССР Александр Хлебодоров рассказывал: «В одном из рейсов мы подходили к Балхашу. Погодные условия были на критической грани закрытия порта. Посадить самолет казалось было невозможно. И вдруг, А.Мулдашбаев говорит:

- Бери управление на себя. Выполняй заход на посадку.

- Вы сами бы.

- Ты, Саша, пилот, учись отрабатывать летные навыки в сложных метеоусловиях».

А.Хлебодоров вспоминал, как пришлось ему попотеть, чтобы посадить самолет без ошибок, но после этого он сразу почувствовал уверенность и силу в себе.

Впоследствии Абдусадык Мулдашбаев, переучившись на самолет Ил-18 летал по разным городам СССР, в 1960-х был одним из пилотов, которые обеспечивали перевозку Первого секретаря ЦК КПСС Динмухамеда Ахмедовича Кунаева. Впоследствии А.Мулдашбаев работал старшим пилотом – инструктором, инспектором Казахского управления гражданской авиации.