История авиации Актау (Шевченко). Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.
История авиации Актау (Шевченко)
г.Актау (Шевченко), у нового спуска к морю. Фото Оксаны Гресь.
Немного о городе
По материалам из Википедии и др. источников
Акта́у (каз. Ақтау — «белая гора») — город на юго-западе Казахстана, областной центр Мангистауской области (ранее называлась Мангышлакской, по названию полуострова Каспийского моря). С 1961 по 1963 - это поселок Актауский. С 1963 по 13 сентября 1991 года город назывался Шевченко, в честь украинского поэта Тараса Шевченко, находившегося в середине XIX века в ссылке в Казахстане. Актау является промышленным городом. Появление города стало результатом принятого руководством Советского Союза в двадцатом веке решения о создании ядерного щита страны с участием министерства среднего машиностроения и под управлением тогдашнего министра Е.П. Славского. В городе был создан уникальный комплекс, который включал в себя добычу урановой руды, её переработку и обогащение на месте. Сеть предприятий этого комплекса обеспечивала основное производство химическими реагентами (азотно-туковый и сернокислотный заводы), теплоэлектроэнергией, водой (ТЭЦ, БН-350). Была построена инфраструктура города, обеспечивающая достойное проживание людей в безводной пустыне.
Город построен с чистого листа, он полностью запроектирован по генеральному плану, разработанному Ленинградским проектным институтом (в рамках развития новых молодых городов Советского союза).
Актау не имеет естественных источников питьевой воды, город полностью обеспечивается переработанной морской водой: пресная вода производится из сильноминерализованного природного артезианского источника «Куйлюс», путем её разбавления дистиллятом, производимым из морской воды в промышленных многокорпусных испарительных установках («Самоварах»). Вода подразделяется на питьевую и техническую-горячую и холодную. Для водоснабжения города и предприятий были построены промышленные опреснители, использующие вторичный пар с ТЭЦ, в том числе и реактора на быстрых нейтронах БН-350 (в настоящее время остановленного и заглушенного), который являлся первой в мире атомной опреснительной установкой мощностью 120 000 м³ воды в сутки.
После распада Союза Актау, в основном, стал центром разработки нефтегазовых месторождений, как старых, открытых ещё в 20-м веке, так и новых. Площадь города 14 км², население: 183 353 человек (на 2013г.).
Авиация
Авиация на полуострове впервые появилась не в Актау, а в более старшем по возрасту городе Форт-Шевче́нко — город в Мангыстауской области (мыс Тюбкараган), задолго до рождения города Актау. Рядом порт Баутино.
Город Форт-Шевченко основан в 1846 году, как военное укрепление Новопетровское; в 1857 оно переименовано в форт Александровский. В 1850—1857 годах здесь отбывал ссылку Т.Г.Шевченко, в честь которого город и носит современное название. В 1882—1920 годах город Форт-Александровский был столицей Мангышлакского уезда. В 1924 году он был переименован в Форт-Урицкий (в честь М.С.Урицкого), а в 1939 году в Форт-Шевченко.
Герб Форта-Александровский утвержден 22 октября 1908 года вместе с другими гербами Закаспийской области: в черном щите серебряная с черными швами крепость, в волнообразной лазоревой части щита две противопоставленные рыбы.
Главные отрасли промышленности города — пищевая (рыбокомбинат) и добыча камня-ракушечника.
Население — 5134 жителя на 2012 год.
По данным книги М.Хайрулина «Военлёты погибшей империи», и некоторым другим источникам, авиация на Каспии появилась в декабре 1918 года. Это были гидросамолеты на стороне белых войск (в Российской Империи шла гражданская война). О этих событиях есть информация на страничках данного сайта: «История авиации Атырау (Гурьев)» и «История авиации Уральска».
С 19 декабря 1918 года поручик Г.Я.Блюменфельд стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил сформированный, на базе Бакинской авиашколы, Бакинский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5). Весной 1919 года силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счёт союзников — англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря, они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, в том числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919 года в порт Петровск (ныне — Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266-й эскадрильей RAF командовал капитан Дж.А.Садлер. На её вооружении состояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221-я эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолётами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл. Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято ещё в сентябре 1918 года. Каспийские танкеры «Альдар Усейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по 2-3 гидросамолёта. В Петровске самолёты «Шорт-184» погрузили на корабли.
12 мая 1919 года английская флотилия, с самолётами на борту гидроавиатранспорта «Алдар Усейн», участвовала в набеге на Форт-Александровск(напомню – ныне Форт-Шевче́нко). Вероятно, 12 мая 1919 года является датой первого появления самолета на полуострове Мангышлак.
22 мая 1919 года, от прямого попадания авиабомбы гидросамолётов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин» — самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну. 24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Форт-Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось всё побережье Каспийского моря, за исключением дельты реки Волга.
В середине июня 1919 года белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолёты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия. Они осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919 года отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова.
По состоянию на 15 августа 1919 года, в составе Морской Авиации белых на Каспийском море числилось 3 гидроаэроплана и 2 колёсных аэроплана.
27 августа 1919 года весь персонал 266-й эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн», вместе с гидросамолётами, был передан белым, которые в октябре 1919 года переименовали его в «Волгу». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствие аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным, их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так, самолёт «Шорт-184» №9085 был захвачен в селе Ганюшкино в январе 1920 года. Захваченный летом того же года «Шорт-184» №9078 был передан в Астрахань, на баржу «Коммуна».
В сентябре 1919 года 1-й отряд Гидроавиации ВСЮР (8 самолётов) с Чёрного моря был послан в Каспийскую флотилию и действовал там до октября. Начальником отряда был лейтенант С.Я.Ярыгин (в литературе он упоминается, как Каспийский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России).
С октября 1919 года отряд Морской Авиации белых дислоцировался в с. Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской армии и воздушную разведку акватории Каспийского моря. В конце октября 1919 года белая авиация на Каспии пополнилась самолётами «Шорт-184», переданными из английской 266-й авиаэскадрильи RAF при её эвакуации из России.
Поздней осенью 1919 года гидроавиационный отряд Уральской армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта: 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолёт неизвестной модели (по другим данным, 3 гидросамолёта и 2 колесных самолёта). В середине ноября, из-за наступления зимних холодов, отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной Армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.
В период до Великой Отечественной войны в регионе применялись одиночные самолеты, в основном для почтовых перевозок, геологической разведки. Многие нефтяные месторождения были обнаружены при помощи авиации.
Известно, что на противоположном берегу Каспия были подразделения военной авиации. С июня 1931 года объединение РКК ВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в её составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии. До ноября 1939 года в составе флотилии был сформирован 79-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, базирующийся в Баку, который в мае 1940 года был переформирован в79-ю отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 гидросамолётов МБР-2, главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном. В феврале 1940 года в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооружённое истребителями И-16. С мая 1941 года 79-я ОАЭ стала именоваться79-й отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей. По состоянию на 22 июня 1941 года, в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным, 13) самолётов различных типов. В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942 года в неё включили 22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооружённый самолётами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамли (Азербайджан), на базе ВМАУ морских пилотов. Однако уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошёл в состав ВВС СФ. Авиация КаВФ непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и, так же, как ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, была кузницей лётных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942 года по февраль 1943 года, когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию, её силы были включены в состав действующей армии. На основании приказа НК ВМФ №0216 от 05.04.1943 года, 79-я ОМБРАЭ была переформирована в 79-й отдельный морской авиационный отряд. Этот отряд числился в боевом составе КаВФ до июня 1947 года и в этом же году был расформирован.В 1948 году, в связи с реорганизацией ВВС ВМФ, авиационные части КаВФ были расформированы.
В конце ноября 1942 года из состава Ейского ВМАУ (училище) была выделена 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, и с 15 декабря 1942 года она была включена в состав КаВФ, с перебазированием в Форт-Шевченко. Её задачей стала ПВО коммуникаций на Каспийском море и объектов флотилии. В январе 1943 года 9-я ОИАЭ была выведена в тыл, в с. Борское, для переформирования на базе «родного» ВМАУ им. И.В.Сталина. Кроме того, в 1940-1944 гг. в составе КаВФ был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.
Во время Великой Отечественной войны немецкая авиация неоднократно бомбила восточное побережье Каспия и морские суда вблизи него, об этих событиях можно прочитать на страничках данного сайта: «История авиации Атырау (Гурьев)» и «История авиации Уральска». Вообще о событиях тех лет известно очень мало. Приведу некоторые данные о потопленном, у побережья полуострова Мангышлак, танкере «КУЛИБЕКОВ» (капитан — М. И. Шлюпкин). Танкер следовал с Астраханского рейда с пассажирами в п. Баутино (форт Шевченко) в охранении трех военных кораблей и вел на буксире землесос «СЗ-14», шаланду №318 и баркас «Грузчик». В районе банки Жемчужная, 15 ноября 1942 года, в 16 ч 55 мин был атакован четырьмя Ю-88. В судно попало 3 бомбы, через 20 мин оно перевернулось и затонуло. БО «Артиллерист» успел снять 43 человека (в том числе 12 детей), которые на «СЗ-14» на другой день были доставлены в п. Баутино. Погибло 4 человека, 1 человек ранен (ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8415, л. 178-180; ЦВМА, ф. 26, д. 21420, л. 36, 37, 40; Боевая летопись [4], с. 376-377; Эдлинский С. Ф. [40], с. 93-94). Такие факты были не единичны. Для их восстановления требуется серьезная работа в архивах, однако, наших историков эта работа не прельщает…
После войны
В Мангыстауской области имелось несколько аэропортов местных воздушных линий—Бузачи, Бейнеу, Жанаозен, Форт-Шевченко, Баутино, Ералиев. Однако, ныне некоторые из них используются эпизодически, воздушными судами непривередливыми к условиям посадки и взлета.
Например, созданные еще перед войной аэродромы в Форт-Шевченко и Баутино, с небольшими зданиями аэропортов, после войны стали аэродромами местных авиалиний. Аэродром в Форт-Шевченко получил класс В, он принимал самолеты Ан-24, Як-40 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. В 1990 годах аэродром был заброшен и с тех пор используется как посадочная площадка для самолётов класса А (Ан-2 и им подобные) и вертолётов при проведении авиационных работ.
Аэродром Актау (сегодня он международный) был создан, вероятно, в начале 1960-х годов, в период начала строительства города. Известно, что первые наблюдения за погодой в аэропорту г. Актау (Шевченко) начались в 1963 году. В это время в Шевченко была создана Авиационная метеорологическая станция гражданская - АМСГ 4 разряда, прогнозы составляли синоптики АМСГ Гурьев (Атырау). Постепенно, в связи с ростом города, аэропорт Шевченко оказался в черте города.
Новый аэропорт Актау был построен и принят в эксплуатацию в 1983 году и до распада СССР носил название Шевченко-Центральный. Движение общественного транспорта из города в аэропорт отсутствует, так как он удален от города на 21 км северо-западнее. Аэродром Актау находится на равнинной местности, более 300 дней в году погода благоприятна для выполнения рейсов, взлетно-посадочная полоса построена по розе ветров, поэтому закрытие аэродрома по ограничениям бокового ветра маловероятно.
Сегодня аэродром Актау класса Б, может принимать самолёты Ан-124, Ан-225 «Мрия» Ил-76,-96, А-330-200, Boeing -747-400,-757,-767 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Имеется возможность приема и отправки вертолетами (самолетами) оборудования, материалов для компаний, осуществляющих освоение шельфовых месторождений. Наличие морского порта и железнодорожного сообщения предоставляет возможность использовать комбинированные грузовые перевозки морским, воздушным и железнодорожным транспортом.
В 2004 году совместным приказом Министерства Обороны и Министерства транспорта Республики Казахстан было принято решение о включении аэродрома Актау в перечень аэродромов совместного базирования по принадлежности к гражданской авиации. Размещение на аэродроме Актау самолетов Сил воздушной обороны подразумевает защиту западных рубежей Казахстана. На аэродроме базируется самолеты ВВС СВО Су-25 и Су27.
В декабре 2004 года в аэропорту начал работу новый пассажирский терминал. Для удовлетворения потребностей авиапассажиров, в новом пассажирском терминале установлены современные системы жизнеобеспечения и контроля, система управления зданием, информационная система о выполняемых авиарейсах, система внутреннего и наружного видеонаблюдения, система оповещения пассажиров, система поиска багажа и др.
С июня 2007 года открыл свои двери бизнес терминал. Отреставрированное здание имеет архитектурно- исторические значение, восстановлен уникальный памятник городской архитектуры. Дизайнерскими работами руководил итальянский архитектор, путем стилевого соответствия деталей интерьера и колористических решений, ему удалось создать неповторимую атмосферу комфорта и уюта. Бизнес терминал специализируется на обслуживании пассажиров чартерных рейсов.
Многие ведущие зарубежные авиакомпании уже пользуются аэропортом Актау, как для выполнения регулярных рейсов, так и для осуществления технических посадок. Среди них: Lufthansa, Korean Air, KLM, British Airways, Turkish Airlines, China Xinjiang Airlines, Iran Air, Transaero, Volga-Dnepr, Air France, авиакомпании EL AL Israel Airlines и Air Freighting Express LTD, FedEx Express.
В Международном аэропорту Актау две взлетно-посадочные полосы. 30 сентября 2008 г. состоялось открытие второй взлетно-посадочной полосы (ВПП-2), оснащенной современным аэронавигационным оборудованием. Взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 километра и шириной 60 метров способна принимать все типы воздушных судов без ограничения, как по максимальной взлетной массе, так и по интенсивности полетов
19 декабря 2011 года в Международном аэропорту Актау было введено в эксплуатацию светосигнальное оборудование, отвечающее требованиям категории III B ИКАО и позволяющее обеспечивать взлет, посадку и руление воздушных судов в условиях ограниченной видимости менее 200м, но не менее 75м. Монтаж светосигнального оборудования был произведен ТОО «ВEI Electro», которое имеет большой опыт и технические возможности для выполнения данного вида работ. Для доведения светосигнального оборудования до требований ШВ категории было смонтировано дополнительно более 170 углубленных огней, уложено более 60000 метров аэродромного кабеля, установлено 6 регуляторов яркости огней светосистемы, 16 аэродромных знаков, более 170 трансформаторов для углубленных огней.
С 24 по 30 ноября 2011 года эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан провели сертификацию аэродрома на соответствие метеоминимуму по категории III B ИКАО. Международный аэропорт Актау на сегодняшний день является первым и единственным аэропортом на территории СНГ, имеющим категорию III B.
В помощь космонавтам
Территория полуострова Мангышлак входила в зону возможного приземления и приводнения спускаемых космических аппаратов СССР. В общую Советскую поисково-спасательную систему - систему ЕГА ПСС СССР (авиация ГУКОС), которая была создана в июле 1977 года, входили подразделения авиации, дислоцированные в следующих населенных пунктах Казахстана:
195 отап Кустанай (Нариманово) Казахстан КВ Ан-12 Ан-24;
пс вэ Караганда Казахстан КВ Ми-8 Ми-6;
пс вэ Джезказган Казахстан КВ Ми-8 Ми-6;
пс вэ Аркалык Казахстан КВ Ми-8 Ми-6;
82 овпсо Аральск Казахстан КВ Ми-8 Ми-14ПС Ми-6;
опсао Форт-Шевченко Казахстан КВ Ми-14ПС Ми-8.
На эти эскадрильи и отряды возлагались основные задачи по поиску и спасению космонавтов и объектов, возвращавшихся с орбиты.
Санавиация
Сегодня я (автор) работаю в санавиации и история санавиации в Казахстане стала объектом моего более пристального внимания.
Мангистауская областная больница имеет, по историческим мерка, небольшую но очень интересную историю. В августе 1959 года, в небольшом ауле (на месте г.Актау) вместо здравпункта была организована медсанчасть № 102. В октябре 1959 года был организован пункт скорой помощи. В конце 1959 года, это был уже стационар на 15 коек и инфекционное отделение на 25 коек. Вероятно тогда уже осуществлялись редкие полеты санитарной авиации.
В 2012 году, на базе Мангистауской областной больницы было открыто отделение санитарной авиации. Трудности в работе санитарной авиации существуют, прежде всего это высокая стоимость полетов при их малом количестве. Естественно авиакомпании неохотно соглашаются оказывать подобные услуги, а Министерству здравоохранения сложно их оплачивать. С 2012 года для нужд санитарной авиации предоставлялся самолет Ан-28, вертолет ЕС-145 (казахстанской сборки), в настоящее время область обслуживает вертолет Ми-8 с местом базирования в г.Атырау. Ведутся переговоры по привлечению непосредственно в область вертолетов Ми-8 и ЕС-145.
По материалам прессы
Су-27 в Актау
Актау. 21 мая 2004 год КАЗИНФОРМ
«На аэродроме в Актау построена стоянка для истребителей Су-27. Об этом министр обороны Мухтар Алтынбаев заявил во время рабочей поездки в Мангистаускую область. Штат авиационной группировки укомплектован, в ближайшее время Су-27 прибудут в Актау, сообщает корреспондент Казинформа.
Радиус действия Су-27 достигает 3,5 тысячи километров. Истребители будут контролировать воздушное пространство на западе Казахстана. Продолжается работа по формированию Военно-Морских Сил. Уже в этом году Россия передаст нам два военных корабля. По словам министра обороны, один корабль придет прямо с боевого дежурства, второму предстоит средний ремонт. Экипаж и командиры кораблей уже находятся в Актау. Существует договоренность с несколькими крупными мировыми державами о безвозмездной передаче боевых кораблей Казахстану. Помимо этого, Министерство обороны будет закупать и строить новые корабли.
К югу от Актау базируются мотострелковая бригада, зенитно-ракетная часть, радиотехническая бригада. В 2005 году здесь будет закончено строительство военного городка для этих подразделений. Там же будет находиться бригада береговой обороны. "На западе Казахстана у нас сегодня находятся достаточно мощные силы. Воздух закрыт, вода будет закрыта, берег будет закрыт", - сказал глава военного ведомства.
Большое внимание Министерство обороны уделяет обустройству быта военнослужащих. Находясь в Актау, М.Алтынбаев вручил ключи от квартир офицерам войсковых частей Актауского гарнизона. Сорок военнослужащих получили квартиры в новом доме. Сто девять квартир построено на средства Минобороны. В конце прошлого года в него уже вселились семьи шестидесяти девяти офицеров. Таким образом, вопрос обеспечения жильем офицеров Актауского гарнизона практически решен».
В Актауском гарнизоне открылся новый штаб авиационной части 30153
today.kz 9 апреля 2012 года, КазахстанМирСНГ
«В Актауском гарнизоне состоялось открытие нового штаба авиационной части 30153 Сил воздушной обороны Республики Казахстан, передает Today.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны РК. На церемонии открытия штаба присутствовал первый заместитель министра обороны Республики Казахстан — начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан генерал-полковник Сакен Жасузаков».
Для меня интересное сообщение, так как прямо возле моего рабочего места, где я пишу эти строки, весит юбилейный значок в/ч 30153 (30 лет части), который я получил из рук комбата, – это был отдельный автомобильный ремонтный батальон…
В Актау Джаксыбеков вручил боевые знамена военно-морской и авиационной базам
Thu, 18 октября 2012 год, Оксана Парпура
«Сегодня в Актау Министр обороны Республики Казахстан Адильбек Джаксыбеков вручил боевые знамена военно-морской и авиационной базам, сообщает пресс-служба МО РК.
Стяг из рук главы оборонного ведомства приняли командиры войсковых частей Сил воздушной обороны ВС РК полковник Ерлан Козгулов и Военно-морских сил ВС РК капитан I ранга Серик Бурамбаев.
- Казахстанская армия стоит на страже независимости страны, - подчеркнул Адильбек Джаксыбеков. - Сегодня два структурных подразделения обрели свою главную реликвию, олицетворяющую честь, доблесть, славу во все времена и во всех странах мира. Именно под этим знаменем граждане государства, солдаты, офицеры и генералы защищают Отчизну, ее независимость, территориальную целостность, будущее государства всеми средствами, не жалея жизни.
Боевое знамя вручается воинским частям по их сформировании от имени Президента страны. Это особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначении, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам.
В этот же день глава оборонного ведомства вручил военно-морской флаг командиру отечественного ракетно-артиллерийского корабля «Казахстан», построенный отечественными кораблестроителями, который впервые в истории казахстанской армии поступил на вооружение Военно-морских сил ВС РК в год 20-летия казахстанской армии и назван именем государства.
Руководящий состав казахстанской армии подчеркнул, что сегодня оборонно-промышленный комплекс динамично развивается и на деле становится локомотивом индустриально-инновационного развития экономики страны.
Военно-морской флаг, поднятый на корабле, является боевым знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность. На корме «Казахстана» уже развивается знамя, торжественный марш экипажа и сразу же личный состав морского судна занял места на боевых постах. Командир капитан-лейтенант Еркебулан Даркенбаев доложил о готовности корабля к выходу в море, где за работой военных моряков наблюдал глава оборонного ведомства.
- Каспийский регион превращается в стратегическую зону глобального значения, - отметил Министр обороны Казахстана. - Государство предпринимает меры по созданию здесь самодостаточной группировки войск, оснащенной современным вооружением и техникой, способной обеспечить военную безопасность Прикаспийского региона во всех сферах применения - на воде, на суше и в небе.
Глава оборонного ведомства поздравил личный состав Актауского гарнизона с этим знаменательным событием, пожелал крепкого здоровья, повышения профессионального мастерства и крепкого боевого духа».
Страшные военные летчики
02-07-2011 год, интернет
«Мирные мангистауские сельчане была напуганы военными летчиками. Казалось бы, причем тут областной аким? А ответ прост: Крымбек Кушербаев здесь совершенно ни при делах. Это всего лишь цепочка совпадений.
В поселке Шетпе 22 июня Крымбек Кушербаев должен был открыть новый детский садик. Собравшиеся на торжественное мероприятие сельчане, увидели вдруг промчавшийся над поселком сверхзвуковой самолет СУ-27. Опешившие дехкане сроду не видели ничего подобного, а тем более, отродясь не слыхали такого ревущего зверя.
Короче говоря, перепугал сельских жителей пилот военно-воздушной базы №627.
Одна из республиканских газет сегодня в свет выпустила статью о том, что из-за забастовок на Мангистау, областной аким "опасается высовываться в районы без поддержки войск". А направляясь в село Шетпе, им даже привлечена истребительная авиация для прикрытия с воздуха.
Мы выяснили, что 25 мая в Актау расположилась 612 авиационная база ВВС Р.К., базируется, которая на территории актауского аэропорта. Полковник Ерлан Казгулов командир части об этом инциденте рассказал следующее.
С его слов 22 июня летчик за штурвалом Су-27 производил плановый полет в районе села Шетпе. Мангистауская территория чрезвычайно сложна для ориентирования пилотов. На таких скоростях степь кажется одинаковой. Оттого пилотами сверхзвуковых самолетов для ориентиров используются автомобильные и железные дороги, а так же редчайшие в нашей местности населенные пункты.
Пилоту по заданию нужно было лететь на высоте лишь 200 метров над землей. А этот момент еще сильнее затрудняет ориентирование. Поэтому летчик держался близко к дороге, ведущей в Шетпе. Однако сам пилот говорит, что он не пролетал над самим поселком, а прошел приблизительно в 4-5 километрах от него.
Полковник говорит: «Мы мирные военные летчики. Мы никого не хотели напугать. Наша цель охранять наше мирное небо и наших граждан. Конечно, мангистауские жители не привыкли к таким грохочущим звукам с небес, поэтому мы просим прессу довести до сведения жителей, что временами это будет происходить»».
Авиамоделизм в г.Актау
В интернете мне попался сайт: avia-master.com/aircraft-modelin... , который создали интузиасты авиамоделизма города. Вот, что пишет там автор, под именем: Gizma87 от 21-08-2011 года,, цитирую:
«Авиамоделизм в городе Актау. Авиамоделизм – весьма интересный и очень интеллектуальный вид спорта. Однако в нашем городе он не пользуется большой популярностью. А вот за рубежом и в странах СНГ авиамодельный спорт очень развит.
Наш сайт создан для того, чтобы обратить Ваше внимание на авиамодельный спорт в городе Актау. Ведь многие люди, живя в нашем городе, ничего не слышали об этом виде спорта. Хотелось бы, чтобы авиамоделизм в нашем городе развивался, так как авиамоделисты Актау переживают очень трудное время. Когда-то не в далеком прошлом авиамоделизм был развит: почти в каждом микрорайоне был дворовый клуб, где занималось множество ребят. А на данный момент один кружок на весь город. Разве это хорошо!? Вот и я (автор сайта) считаю, что не очень!
Задача сайта привлекать молодежь к авиамоделизму, да и взрослых тоже, так как авиамоделизм - весьма обширный вид спорта и каждый для себя обязательно найдет что-то очень интересное.
Авиамоделизм очень полезен для ребят тем, что, занимаясь им, может они и не станут чемпионами или спортсменами, зато каждый авиамоделист научится правильно выполнять чертежи, так как чертеж самолета - это начало постройки любой авиамодели, научатся работать на станках, а также ребята научатся работать с инструментами.
Будущее авиамоделизма в нашем городе не зависит только от тех, кто уже занимается авиамоделизмом, так как их (нас) очень мало. Нам нужно убеждать и объяснять, что авиамоделизм - занятие не только для детей, но и для взрослых. Нам нужны волонтеры и помощники. Наша задача - убедить общество, что наше хобби – достойный вид спорта, заслуживающий большего внимания, не менее остальных видов спорта. Мы обязаны задуматься о будущем и обратиться к молодому поколению. Не так уж они глупы и ленивы. Им нужен спорт, соотносимый с их временем.
Сайт недавно открылся, мы будем очень рады Вашей помощи и сотрудничеству с нами!»
…Это моя помощь коллегам из Актау. …К сведению моих читателей, у мангыстауских авиамоделистов есть значительные успехи. Летом 2013 года они активно участвовали в чемпионате Казахстана. Порядка 180 авиамоделистов в составе 13 команд из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России принимали участие в соревнованиях, которые прошли в окрестностях города Алматы.
Руководителем авиамодельного кружка является Данилко Александр Михайлович. Адрес авиамодельного кружка: г. Актау, 3 микр., здание № 80 ("Дворец школьников", бывший "Дом пионеров"), 1-й этаж, центральный вход. Регламент занятий: с понедельника по субботу с 14 00 до 18 00.
Продолжение следует…
Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.