История авиации Караганды. Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; История ВВС, История авиации Казахстана, авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.
Коротко о Караганде
Название города произошло по местности, где растет караганник (кустарниковое растение, высота которого достигает 0,5-2,0 м). Статус города был получен в 1934 году, который объединил поселения рабочих многочисленных рудников и шахт, открытых еще в дореволюционное время (имеется в виду революция 1917г.). Караганда – центр Карагандинской области (с 1936г.). Город находится в центре Карагандинского угольного бассейна.
Очень интересно рассказывается о истории Караганды в Советской исторической энциклопедии ( М.: Советская энциклопедия.. Под ред. Е.М.Жукова, 1973—1982г.).
Аэропорт
Первые самолеты в небе Караганды появились, вероятно, в начале 1930-х годов, в качестве почтово-пассажирских. Известно, что в гражданской авиации в течение многих лет широко применялись почтово-пассажирские варианты Р-5 под маркой П-5. Эти самолеты эксплуатировались на воздушных трассах Москва – Ташкент, Алма-Ата – Балхаш – Караганда.
Первый карагандинский аэропорт был создан в феврале 1934 года. Первоначально полеты выполнялись на самолетах П-5 и У-2 авиаконструктора Поликарпова.
9 июля 1936 года стали осуществляться регулярные рейсы "Алма-Ата – Москва" самолетами П-5. Путь от Алматы до Москвы занимал два дня. Трасса новой линии (3600 километров) лежала через Караганду, Кустанай и Казань. Путь от Алма-Аты до Караганды самолеты «проходили» без посадок. Линию обслуживало 10 самолетов.
С 1937 года началось регулярное пассажирское сообщение с г.Алма-Ата на самолётах АНТ-9.
В 1944 году аэропорт был перебазирован в район «Нового города», но только в 1954 году там началось строительство служебных помещений. Взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием была построена в 1959 году, а аэропорт получил название «Караганда (Городской)».
До начала 1990-х годов аэродром «Городской» использовался, как военный (здесь базировалась вертолетная часть:154 ОВЭ ПСС ВВС, в/ч 13657, о ней чуть позже), затем он был закрыт. Сегодня здание старого аэропорта находится глубоко в черте города, а по бывшей взлётно-посадочной полосе аэродрома «Городской» проходит автомагистраль.
В 1980 году началось строительство нового аэропорта, получившего название «Караганда (Центральный)». Строительство взлётно-посадочной полосы было завершено в том же году, в рекордные сроки. 4 ноября 1980 года на ВПП аэродрома произвёл посадку первый авиалайнер Ту-154Б. В последующие 15 лет продолжалось строительство аэровокзального комплекса и пассажиры, некоторое время проходили регистрацию в здании старого аэропорта. В середине 1980 годов гражданская авиация была полностью перебазирована с аэродрома «Городской» на новый аэродром «Центральный». Аэропорт официально был открыт 5 сентября 1986 года.
В 1992 году аэропорту «Центральный» присвоили статус международного аэропорта и название «Сары-Арка». Сегодня аэропорт принадлежит частной компании, которая заявила о намерении привести аэропорт к новейшим международным стандартам и удлинить взлётно-посадочную полосу. Так государственный объект стал практически – частным…
эропорт г.Караганды «Центральный», теперь - «Сары-Арка», расположен в 22 км юго-восточнее г.Караганды. Аэропорт Сары-Арка 1 класса, ВПП способна принимать большинство типов воздушных судов. Аэровокзальный комплекс аэропорта имеет пропускную способность 1200 человек в час. Мощности аэропорта по обслуживанию пассажиров — 2,5 млн человек в год, по переработке грузов — 18 тыс. тонн в год, по переработке почты — 7 тыс. тонн в год.
Аэродром используется также военными самолётами ВВС СВО Республики Казахстан, - на нем размещена авиабаза в/ч 50185 (самолеты МиГ-31). Об этой авиабазе рассказ пойдет ниже.
Аэроклуб
По материалам Интернета, газеты «Индустриальная Караганда» («Умирая, победил» - автор Сауле АБИКЕНОВА, заместитель директора государственного архива Карагандинской области, от 22.12.2012г.).
В середине 1930-х годов, в Казахстане было создано шесть аэроклубов: Алма-атинский, Карагандинский, Семипалатинский, Петропавловский, Уральский и Балхашский, которые стали центрами подготовки летных кадров ДОСААФ Казахстана. Информацию о создании аэроклуба в г.Караганда, пока я не нашел, имеются лишь отрывочные сведения о нем.
Широко известно имя выпускника Карагандинского аэроклуба летчика-штурмовика Нуркена Абдирова. Нуркен с детства мечтал стать летчиком, пролететь на самолете над родным аулом и приветливо всем помахать крыльями. И когда он подрос, то узнал, что в Караганде есть аэроклуб ДОСААФ, где учат летать на самолетах. Он уехал в Караганду, работал библиотекарем на шахте №1 и учился в аэроклубе. В 1939 году он окончил курсы аэроклуба и получил звание пилота запаса. В 1940 году его призвали в армию и по его же просьбе направили в Оренбургское летное училище. А потом были боевые вылеты…
…Личное дело Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, находящееся в коллекции документов личного происхождения "Герои Советского Союза - карагандинцы", хранится в государственном архиве Карагандинской области…
…В годы войны на средства, собранные жителями Караганды, был построен самолет "Нуркен Абдиров" и передан одной из боевых авиационных частей. В газете "Социалистическая Караганда" от 18 августа 1944 года опубликован материал "Шахтеры чтут память своего земляка". 2 августа 1944 года, 1850 человек приняли участие в собрании первичной организации Осоавиахима вместе с работниками шахты № 1. На повестке дня один вопрос: о сборе средств на самолет имени Героя. Вопрос подняли стахановцы шахты. На собрании выступил рабочий Бейсенбаев с предложением: отчислить однодневный заработок на постройку самолета. Стахановец Алжанов сказал: надо не только перечислить средства, но и взять на себя обязательства по повышению добычи угля - это будет достойной памятью героя. Он заявил, что обязуется выполнять сменное задание на 120 процентов и призвал всех шахтеров работать не покладая рук ради скорейшей победы…
Справочно:
Нуркен Абдиров (1919-1942) – военный летчик штурмовик. Подробный очерк о нем размещен на страничке «Герои авиаторы - казахстанцы». В ряды Красной Армии Нуркен был призван в 1940 году. Окончил Оренбургское авиационное училище (1942). На войне отличался отважными и умелыми действиями. В декабре 1942 года, выполняя боевое задание, направил объятый пламенем самолет, на фашистскую колонну боевой техники. Герой Советского Союза (1943, посмертно). В 1958 году комсомольцы г. Караганды решили на свои средства установить памятник Н.Абдирову, в центре города. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победил проект карагандинских скульпторов Ю.Гуммеля, А.Билыка архитектор Л.Е.Воробьев.
На фото: памятник Герою Советского Союза Н.Абдирову (1967, пр. имени Н.Абдирова) - памятник республиканского значения. Авторы:скульпторы Материал: бронза, мрамор. Общая высота памятника 9 м. Источник: www.madenimura.kz
Еще один знаменитый выпускник Карагандинского аэроклуба - Токтар Аубакиров. Токтар Онгарбаевич с 1962 года работал токарем на литейно-механическом заводе в городе Темиртау Карагандинской области и занимался парашютным спортом, затем обучался летному делу в аэроклубе. В 1965 году он окончил Карагандинский учебный авиационный центр ДОСААФ (так позже стал называться аэроклуб). Позже Токтар Онгарбаевич - Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР (10 октября 1991 года), лётчик-космонавт Казахстана (1991 год), генерал-майор авиации, доктор технических наук. Народный Герой Казахстана — Халык Каhарманы (1995 год).
Рассказ о биографии героев изложен на страничке «Герои авиаторы - казахстанцы» данного сайта...
…Попалась на глаза информация об Антоне Карповиче Штань (1919г. – 1991г.). Родился он в Сумской обл., Белопольский р-н, хут. Н.Штанивка.
Во время Великой Отечественной войны он служил в 455 дбап. 25.10.1941 года с боевого задания не вернулся экипаж Ил-4: летчик мл. лейтенант Н.И.Михолап, штурман - начальник воздушно-артиллерийской службы лейтенант А.К.Штань, стрелок-радист ст. сержант А.Е.Егоров, воздушный стрелок красноармеец Ю.П.Коротков. Однако выяснилось, что А.К.Штань в этом вылете не погиб…
…После окончания войны Антон Карпович был уволен из армии и работал кочегаром паровоза на железной дороге в г.Йошкар-Ола. Но он очень хотел летать и писал письма в различные инстанции с просьбой его восстановления на военной службе. В 1952 году его просьба была удовлетворена и Антон Карпович был направлен на работу в аэроклуб г.Сумы, затем были города Богодухов, Ижевск и Караганда. Карагандинский аэроклуб затем был реорганизован в авиационный учебный центр, в котором А.К.Штань работал до пенсии. Умер в 1991 году в г.Караганда.
В разные времена в аэроклубе были самолеты У-2, По-2, Як-18, которых сменили (в 1966 — 1992 годах) реактивные Л-29. Летное поле Карагандинского УАЦ ДОСААФ располагалось на аэродроме Талды-Кудук (южнее Караганды 13 км). Штаб или Административное здание находилось в городе. Карагандинский аэроклуб перестал существовать в 1992 году.
Перед входом в Административное здание Карагандинского УАЦа, позже его занял штаб авиационной базы в/ч 50185, стоял памятник – самолет Л-29. История этого самолета печальна, - он постаментом стал из-за посадки на «брюхо». Говорят, курсант-пилот после взлета самолета с аэродрома Талды-Кудук, - убрал шасси, закрылки и закрыл топливный стоп-кран, тем самым выключил двигатель… Потом, самолет - памятник пошел в утиль. Наступило время продавать и разрушать…
Практически все Л-29 были перевезены на территорию нового аэропорта и были разделаны в металлолом. Один самолет Л-29 был установлен в качестве экспоната в музее вооружения и военной техники на станции 40 (в черте г.Астана).
В школьном музее авиации и космонавтики СОШ №78 г.Караганды
По материалам СМИ.
Мне, как автору сайта посвященного истории авиации и космонавтике Казахстана, давно хотелось пару добрых слов сказать о скромной учительнице, которая порой в ущерб семейному бюджету, потратила много сил и времени, чтобы создать музей авиации и космонавтики в школе № 78. Речь идет о Магрифе Аманбековне Карибековой.
…Раз государству это неинтересно, то учителя и пенсионеры «делают историю авиации и космонавтики»…
…9 апреля 2011 года на базе школьного музея в торжественной обстановке прошла конференция, посвященная Всемирному Дню авиации и космонавтики. Перед началом гости, участники конференции, Совет музея возложили цветы к памятнику Ю.А.Гагарина, первого человека в мире, полетевшего в космос, который в конце 2010 года был установлен на площади космонавтов Караганды (единственный памятник Ю.Гагарину в Казахстане).
В работе конференции приняли участие ветераны войны и труда, почетные люди города, чьи судьбы связаны с исследованием космоса, кто начинал свой трудовой путь с Карагандинского аэроклуба, офицеры поискового отряда, брат Героя Советского Союза Нуркена Абдирова – полковник в отставке Абубакир Абдиров, корреспондент Нургалиева Сара Кабыкызы, много лет проработавшая на космодроме Байконыр. В работе конференции приняли участие учащиеся школы Нуринского района.
В преддверии Международного дня полета человека в космос приказом председателя Национального космического агентства Республики Казахстан Талгата Мусабаева группа специалистов космических предприятий и организаций Казахстана награждена юбилейным знаком Казкосмоса. Среди награжденных - заведующая музеем авиации и космонавтики школы № 78 Караганды Магрифа Карибекова.
В приветственном адресе главы Казкосмоса, который был вручен преподавателю казахского языка с 40-летним педагогическим стажем, отмечается большой вклад Магрифы Аманбековны в пропаганду космической деятельности Казахстана. В музее авиации и космонавтики, который был создан Карибековой 20 лет назад, по крупицам собраны исторические материалы советской, российской, казахстанской космонавтики. В музее имеются уникальные экспонаты, видео и фотоматериалы, отражающие яркие страницы жизни многих космонавтов. Большое место в музее отведено казахстанским космонавтам, новой истории казахстанского космоса.
…Историей авиации и космоса учитель казахского языка и литературы Магрифа Аманбековна увлеклась лет 15 назад. Как раз когда к полету готовился первый космонавт казах. Магрифа Аманбековна разузнала биографию Тохтара Аубакирова и буквально “заболела” им. За серьезные по тем временам деньги (400 рублей при учительской зарплате в 300) выкупила у одного карагандинского фотографа серию снимков Аубакирова. Решила устроить “классный уголок”.
Цитирую: "- Принесла фотографии, положила в кабинете. Вошли старшеклассники: “О! Это Ваш сын?”. А я отвечаю: “Дай Бог мне такого сына!” – смеется Магрифа Аманбековна. – А через год дети уже говорили: “НАШ Тохтар”.
“Классный уголок” постепенно расширялся, превратившись за 15 лет в настоящий музей. Сейчас он базируется в 78-й школе. Теперь здесь проходят школьные уроки, а если требуется, директор читает лекции на выезде.
Согласно последней описи, в музее хранится 1070 (!) экспонатов. Это и редкие снимки, которых сегодня не увидишь на “больших” выставках, и диски с мини-фильмами на космическую тему, и личные вещи космонавтов. В частности, шинель и фуражка, подаренные музею самим Т.Аубакировым. Одна из жемчужин коллекции – деталь настоящего космического корабля. Заветная мечта директора музея – заполучить в качестве экспоната гермошлем, а еще лучше – целый скафандр.
В ближайших планах Магрифы Карибековой – отвезти своих старшеклассников на Байконур, чтобы школьники смогли собственными глазами наблюдать запуск космического аппарата.
Учительница, вложившая в развитие музея немало сил и средств, по праву именует его “своим”. Меняя работу, всякий раз перевозила с собой свои “сокровища”. Магрифа Аманбековна убеждена, что и после выхода на пенсию дело ее жизни не останется без присмотра. Музей возглавит дочь, преподающая математику в этой же, 78-й, школе...".
сил
По материалам Управления загс и архивов Липецкой области ОГУ «Государственный архив Липецкой области» (Государственный архив Липецкой области Ф. Р-615, 66 ед. хр., 1940-1955 гг., 2 оп.), сайта школы №37 г.Воронежа и другим источникам.
6-я Воронежская специальная средняя школа военно-воздушных сил (Отдела народного образования Липецкого облисполкома) была образована 10 декабря 1940 года в городе Воронеже на базе средней школы. В этот день приказом Воронежского областного отдела народного образования был назначен руководящий состав вновь созданной школы и начала работу мандатная комиссия по набору в школу учащихся в 1, 2, 3 роты для обучения соответственно в 8-х, 9-х и 10-х классах.Директором специализированной школы ВВС был назначен Акимов Василий Захарович. Слушатели набирались из числа юношей, окончивших 7, 8, 9 классов и прошедших медицинскую и аттестационную комиссию. Занятия проводились в объеме средней школы и по специальной программе с авиационным уклоном. Классы именовались ротами, которых было три. Первый выпуск Воронежская специализированная школа ВВС произвела 15 июня 1941 года. 125 её воспитанников, успешно окончив 10 классов, были направлены в военные авиационные училища.
9 октября (по др. данным в ноябре) . 2 ноября 1941 года эшелон спецшколы прибыл на станцию г.Караганда. Спецшкола разместилась в здании средней школы № 9 пригорода г. Караганда – Большая Михайловка, где продолжалась учеба (если эта школа существует сегодня, то есть тема для патриотической работы!).
Согласно распоряжению Совнаркома Союза СССР №13227 27 июля 1944 года начинается реэвакуация школы по маршруту г.Караганда - г.Липецк. 16 августа 1944 года школа расквартировалась в поселке «Свободный Сокол» в 7 километрах от города Липецка. 1 октября 1944 года, после очередного комплектования начался новый учебный год - 1944-45. 21 июня 1945 года в торжественной обстановке был произведен первый послевоенный выпуск специализированной школы ВВС. В числе выпускников 1945 года был будущий летчик-космонавт В.А.Шаталов.
С 6 января 1954 года школа подчиняется отделу народного образования Липецкого облисполкома и находится в ведении Министерства народного образования РСФСР. .
За 15 лет существования школы она произвела 15 выпусков, её закончили 1912 человек. Среди выпускников школы летчики-космонавты В.А.Шаталов (1945г.) и А.В.Филипченко (1947г.), летчики-испытатели И.С.Гудков и И.И.Лесников, много других замечательных авиаторов…
Справочно:…Что это за спецшкола? …Единые трудовые школы, открытые в СССР в 1918 году вместо многочисленных типов школ дореволюционной системы народного образования, не могли удовлетворить в полной мере потребности военно-учебных заведений. По этой причине были созданы военно-подготовительные школы, которые просуществовали до конца 1920-х - начала 1930-х годов. Они начали упраздняться ввиду возросшего уровня общеобразовательной подготовки молодежи, годной к поступлению в военные училища. В 1936 году в СССР было 12 военных академий, военно-ветеринарный институт, 75 военных школ (50 сухопутных, 18 военно-воздушных, 7 военно-морских). Была воссоздана Академия Генерального штаба, где проходил подготовку высший и старший командный состав. К концу 1936 года в военных академиях обучалось 11 тыс., а в военных школах 63,4 тыс. человек. Поскольку армия испытывала острую нужду в командирах, в 1936-1939 гг. были открыты еще 32 военные школы (8 пехотных, 10 артиллерийских, 14 летных и летно-технических). Воссозданием кадетской системы раннего воинского воспитания занимались, в первую очередь, офицеры и генералы царской армии, перешедшие на службу Республики Советов. Сами бывшие в прошлом кадетами, они стремились возродить в спецшколах лучшие традиции этих учебных заведений, и не безуспешно. Идея воссоздания подготовительных военно-учебных заведений по образцу кадетских корпусов в новых условиях была подсказана К.Е.Ворошилову заместителем начальника артиллерии РККА комкором (впоследствии генерал-полковником) Владимиром Давыдовичем Грендалем (1884-1940), очень много сделавшим для организации обучения артиллерийских кадров всех степеней.
По решению Правительства от 5 мая 1937 года пять московских средних школ Наркомата просвещения в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7 классов и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В соответствии с Положением о специальных школах их выпускники могли после 10 класса поступать в любое военное училище. Однако уже в ноябре 1937 года в Положение было внесено уточнение, по которому все спецшколы становились артиллерийскими, а их выпускники шли на комплектование артиллерийских училищ. Об этом изменении первым спецшкольникам объявил начальник артиллерии РККА комкор (впоследствии Главный маршал артиллерии) Н.Н.Воронов в здании Московской консерватории, где были собраны учащиеся. Часть ребят, мечтавших стать моряками или летчиками, покинула спецшколы.
В 1940 году, когда артиллерийские спецшколы выявили все положительные стороны такой формы подготовки молодежи к кадровой военной службе, особенно в войсках, оснащенных сложной военной техникой, были созданы в дополнение к артиллерийским 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ. Спецшколы ВМФ просуществовали до 1943 года, после чего они были преобразованы в подготовительные училища ВМФ.
Спецшколы ВВС были созданы по аналогу артиллерийских спецшкол. В данные учебные заведения принимались юноши, окончившие 7-й, 8-й или 9-й классы. Желающих учиться было много, но пройти отбор могли только лучшие. Выпускники спецшколы получали среднее образование и право на поступление без экзаменов в одно из высших военно-морских или летных училищ страны. Спецшколы ВВС были сформированы, как правило, в городах, где были летные училища.
В предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны специализированные школы стали одним из важнейших источников комплектования артиллерийских, военно-морских и авиационных училищ. Уже к маю 1942 года спецшколы (артиллерийские, ВМФ и ВВС) передали Армии и Флоту 15 тысяч своих воспитанников. Большинство из них достойно сражались на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. Более 40 из этих выпускников стали Героями Советского Союза.
К слову, - в годы войны две харьковские (Украина) артиллерийские спецшколы были эвакуированы в Казахстан: Четырнадцатая спецшкола в Актюбинск, а пятнадцатая - в Лениногорск Восточно-Казахстанской области.
Все спецшколы ВВС СССР были расформированы в 1955 году.
Дети войны готовятся служить в ВВС
(по материалам Анатолия Картунова от 04.07.2006г., cайт издания газетной группы «Коммуна» www.kommuna.ru и книги «Трудные дороги космоса», В.А.Шаталова).
«…Шел 1940 год. Руководители Наркомата обороны СССР понимали, что современная война будет битвой моторов, танков и самолетов. В этой связи в ряде крупных городов страны, в том числе и в Воронеже, открылись специальные школы ВВС. Пятнадцатилетний парнишка тайком от родителей подал заявление в эту школу и успешно прошел медицинскую комиссию. В сентябре 1940 года Леню Агеева зачисляют учеником восьмого класса спецшколы ВВС №6. Всем учащимся выдали военную форму летчика. Курс обучения предусматривал не только общеобразовательные предметы, но и авиационные. Особое внимание уделялось физической закалке и строевой подготовке.
О начале войны узнали после сигнала боевой тревоги в летнем лагере. В октябре 1941 года коллектив спецшколы ВВС начинает эвакуироваться на восток. О маршруте движения специального железнодорожного состава никто, кроме руководства школы, не знал. Это был долгий, утомительный месяц пути с печкой-буржуйкой в центре вагона и разовым питанием. Состав прибыл в село Большая Михайловка в окрестностях Караганды. Преподаватели и учащиеся разместились в бараках, которые стали и классами и жилыми помещениями. Возобновились занятия. Они проходили даже при тридцатиградусных морозах. В условиях перебоев с продовольствием, в свободное время учащимся разрешалось работать в местных угольных шахтах. В конце смены им выдавали краюшку овсяного шахтерского хлеба. Его аромат и вкус запомнились на всю жизнь.
В 1943 году спецшкола выпускает из своих стен питомцев с аттестатами о среднем образовании. Одновременно они получают направления в г.Красноярск в летное училище, которое было эвакуировано сюда из города Харькова. С принятием присяги 26 июля 1943 года начинаются курсантские годы. Будущий стрелок-бомбардир самолета типа Р-5 изучает материальную часть наших самолетов, силуэты немецких и британских машин. Прыжки с парашютом закаляют силу воли и духа…
… Программа подготовки в училище была рассчитана на годичный срок, но с учетом военного времени выпуск состоялся через шесть месяцев, 10 февраля 1944 года».
Потом было переучивание на ночные легкие бомбардировщики. День Победы застал Л.П.Агеева в стенах летной школы.
«…В 1974 году Л.П.Агееву за успешное освоение новой авиационной техники и оружия, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу Президиумом Верховного Совета СССР было присвоено почетное звание «Заслуженный военный штурман СССР» с вручением ему нагрудного знака и Почетной грамоты в Георгиевском зале Кремля».
Наш знаменитый земляк (уроженец Петропавловска), летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.А.Шаталов, начинал свой путь в небо тоже в 6-й Карагандинской спецшколе ВВС. В своей книге «Трудные дороги космоса», Владимир Александрович вспоминая о том, как его эвакуировали в 1941 году из Ленинграда, и как он вернулся в Казахстан, пишет: «…Больше месяца мы были в пути. Наконец прибыли в Казахстан, в город Петропавловск. Тринадцать лет назад я родился в этом городе, здесь жили наши родственники — бабушка и мамина сестра. Здесь, в Петропавловске, я продолжил учебу в школе. В городе собралось много эвакуированных с запада, и часть школ была переоборудована под госпитали. В оставшихся занятия шли в три смены.
Много раз тайком от мамы я пытался разузнать, куда эвакуировались спецшколы ВВС и как можно туда попасть. Ведь я уже заканчивал седьмой класс!
Мне попалось на глаза объявление в газете о наборе учащихся в спецшколу ВВС, которая находилась в Караганде. Послал туда запрос, и, когда уже потерял всякую надежду, из школы пришел ответ. Конечно, мое желание уехать страшно огорчило маму, но она прекрасно понимала меня и не задерживала в Петропавловске. И вот я в школе, в Караганде.
Пока стояла теплая погода, все было более или менее хорошо. Правда, с питанием мы испытывали трудности — нам, здоровым парням, его явно не хватало. Школа хоть и называлась спецшколой ВВС, а снабжалась по нормам Наркомпроса. Выручали посылки из дома, которые по-братски делились между всеми ребятами роты. Подкармливал нас и колхоз, куда мы ездили на уборку урожая.
Глубокой осенью нас стали посылать на помощь шахтерам. Тоже работа была не из легких, но и там нам полагался бесплатный дополнительный обед.
Значительно труднее стало зимой. Морозы в Караганде прихватывали крепко. Хоть город и шахтерский, но угля для отопления не хватало…».
В Караганде запущен завод по выпуску сельскохозяйственных самолетов
По материалам YK-news.kz
ФОТО : взято с сайта guns.ru "Фермер-2". Такие самолёты будут выпускать в Карагандинской области.
Цитирую: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время рабочей поездки по Карагандинской области принял участие в торжественном открытии первого казахстанского авиазавода, передает корреспондент Tengrinews.kz. С территории завода "Сункар", принадлежащего ТОО "КазАвиаСпектр", взлетели первые выпущенные предприятием самолеты малой авиации.
Авиазавод будет выпускать самолеты "Фермер-2" и "Фермер-500", предназначенные для обработки сельскохозяйственных угодий химикатами. Их вес составляет 960 килограммов, максимальная скорость - 200 километров в час. За один вылет они могут обрабатывать от 30 до 180 гектаров полей.
Проект стоимостью 1,6 миллиарда долларов был включен в Карту индустриализации и профинансирован по линии АО "КазАгроФинанс". В дальнейшем на авиазаводе планируется выпуск многоцелевых самолетов "Сункар" с максимальной дальностью полета 1500 километров. Они могут использоваться для аэрофотосъемочных работ, патрулирования нефтегазопроводов и деловых полетов - пояснили в пресс-службе акима Карагандинской области.
Производственная мощность предприятия - 36 самолетов в год. Примечательно, что еще до начала ввода в эксплуатацию завод был обеспечен заказами на три года вперед. Правда, покупателями стали не сами фермеры, а авиакомпании, которые будут оказывать услуги крестьянским хозяйствам».
…Это проект фирмы "КазАвиаСпектр" стоимостью 1,7 млрд тенге ($11,5 млн) получил поддержку государства и был включен в карту индустриализации.
На сегодня потребность Казахстана в самолетах "Фермер-500"оценивается в 350 штук, Украины - в 150, России - в 1000, стран СНГ - в 250. Минсельхоз РК уже подтвердил потребность в таких самолетах. С помощью этой легкой машины, работающей на обычном автомобильном бензине, предполагается проводить химическую обработку полей. Для сборки каждого самолета будет использоваться до 400 деталей. А вот двигатели предполагается поставлять из США и Англии.
Так же идет речь о выпуске четырехместного самолета "Сункар" из тех же пластиковых деталей. Это будет так называемое "воздушное такси", которое сможет выполнять полеты на короткие дистанции со скоростью до 300 км/ч. Стоимость одного "Сункара" пока оценивается в $200 тыс.
Еще добавлю "КазАвиаСпектр" обещал выдать первый образец своей техники в августе 2011г. и представить его на международном авиакосмическом салоне (МАКС -2011) в Москве. А с осени 2011 года начать уже серийный выпуск.
Я был на МАКСе-2011 и видел образцы самолетов, но изготовлены они были на авиазаводе в г.Казань (РФ). Интересно получилось, - я попал на открытие завода нашим президентом в Караганде. Было это 22 ноября 2011 года, завод представлял аким города С.Ахметов (ныне премьер-министр правительства РК). Итог, - сегодня октябрь 2013 года, а самолетов нет…
ТОО «Авиационный Учебно-Тренировочный Центр»
По материалам сайта: email: aviatorsfk14@mail.ru
Окажу некоторую рекламную услугу ТОО «Авиационный Учебно-Тренировочный Центр», по старой дружбе.
Дело в том, что этот Центр был создан (20 июня 2012 года) на основе наработок и при непосредственном участии РГП «Государственный авиационный центр» г.Астаны, который ныне именуется ТОО «Авиационный учебный центр» (собственник - государство). Ваш покорный слуга – автор данного сайта приложил много личных усилий в организацию работы Астанинского Центра, как заместитель ген. директора по ИАС. Руководящий состав Карагандинского ТОО «Авиационный Учебно-Тренировочный Центр», состоялся, в том числе как пилоты сверхлегкой авиации, в Астане.
ТОО «Авиационный Учебно-Тренировочный Центр» это частное предприятие, имеющее грунтовую ВПП, ангар для хранения самолетов и 4 сверхлегких самолета FK-14 Polaris.
Целью создания авиацентра является, осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области образования, включающей первоначальную подготовку пилотов и авиационных техников СЛА, а также выполнения полетов по выполнению воздушных съемок, полетов по обслуживанию лесного хозяйства, трубопроводов, линий электропередач по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Услуги конечно платные. Но это пока заявленные услуги, многие из которых Центр выполнять просто не может.
Девиз Центра: «Мы дарим крылья Вашей мечте!» и некоторые материалы сайта взяты из Астанинского центра, но все равно хочется пожелать его коллективу успеха!....
К слову, основной коллектив ТОО «Авиационный Учебно-Тренировочный Центр» это офицеры запаса, проходившие службу в ВВС и они заявляют: «Мы готовы к работе со всеми – кто разделяет нашу любовь к небу, чтит традиции Казахстанской авиации, кто поддерживает наши взгляды на развитие авиации в Казахстане».
Компания Airфория
В г.Караганде существует еще одна компания, которая оказывает, тоже платные услуги - полетна воздушном шаре, - компания Airфория. Цитирую ее сайт: «…это получение ни с чем несравнимого удовольствия, бесконечное чувство истинной свободы от наслаждения просторами пятого океана. Наша компания Airфория предоставляет Вам возможность совершать полеты на воздушном шаре, а также дарить их своим близким. Не отказывайте себе в получении удовольствий, мы уверены, что день Вашего полета на воздушном шаре станет одним из лучших дней Вашей жизни.
Компания Airфория воплощает мечту в реальность – яркие ощущения от пейзажей с высоты птичьего полета не оставят Вас равнодушными. Мы организуем полеты на воздушном шаре в Казахстане в любое время года по Вашему выбору над г.Караганда и его окрестностях, либо другим регионам по индивидуальным программам. Предельная высота полета - 500 м. Продолжительность - 1 час, максимальная вместимость пилот + 3 пассажира.
По окончании полета Вас ожидает торжественная церемония посвящения в воздухоплаватели с шампанским и памятными подарками.
Полеты на воздушном шаре в Казахстане (оказание любых видов услуг компанией Airфория) проводятся в весеннее-осенний периоды в течение 2-3-х часов после рассвета и за 2-3 часа перед закатом, в зимний период в течение всего дневного времени (при температуре от -15 до + 25 0С).
Помните любое мероприятие с использованием теплового аэростата, станет более эффектным и надолго запомнится всем его участникам».
…Мне нечего добавить…
Валентина Терешкова: “У меня сохранились самые теплые воспоминания о Караганде”
По материалам сайта: Рубрика: Общество, автор: Марина Фунтикова 14 марта 2007г. и др. источникам.
С г.Караганда космонавтика связана крепким узлом. Если с казахстанского Байконура космонавты уходят за пределы земной атмосферы, то в Карагандинской области многие из них возвращаются на земную твердь. Специально не считал, но есть данные что 17 космонавтов из первых отрядов космонавтов СССР приземлялись здесь.
Очень интересное интервью М. Фунтиковой с первой в мире женщиной-космонавтом приведу с небольшими сокращениями:
«- Добрый день. Могу я услышать Валентину Владимировну Терешкову?
- Да, я вас слушаю, – голос на том конце провода звучал ровно и доброжелательно. На связи – первая в мире женщина-космонавт, легендарная “Чайка”.
…Вообще-то Валентина Терешкова журналистов не любит. И тем более не дает интервью по телефону. Но, услышав, что звонят из Караганды, чуть смягчилась.
- Прошу вас передать через вашу газету самые добрые пожелания всем жителям вашего города. У меня сохранились самые теплые воспоминания о встрече, которая была организована для меня в Караганде!
Я, в свою очередь, с большим удовольствием поздравила Валентину Владимировну с юбилеем. В минувший вторник знаменитая космонавтка отметила свой 70-летний юбилей.
Кандидат технических наук, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, а также Герой Социалистического Труда Чехословакии, Герой Народной Республики Болгарии, Герой Труда Демократической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики – это далеко не полный перечень регалий Валентины Терешковой. Прославленная космонавтка – почетный гражданин доброй дюжины городов, в том числе и Караганды. В ее честь называли не только улицы. Имя Валентины Терешковой присвоено кратеру на Луне и малой планете № 1671 (“Чайка”)…».
…Общая продолжительность полета (16.06.1963г.-19.06.1963г.) Валентины Терешковой составила 2 суток 22 часа 50 минут, она 48 раз облетела вокруг Земли.
«…О том, что произошло с космическим кораблем после выхода на орбиту, Валентина Терешкова рассказала в интервью “Комсомолке”:
- В автоматической программе корабля была допущена неточность: он был сориентирован так, что, вместо того чтобы спускаться, напротив, поднимал орбиту. Я не приближалась к Земле, а с каждым витком от нее удалялась. Только на второй день в систему заложили новые данные, и орбита стала выправляться».
В.Терешкова приземлилась в Баевском районе Алтайского края.Оказалось, что полярность выдаваемых команд была противоположна направлению движения ручки в ручном режиме (корабль поворачивался не в ту сторону, что при отработке на тренажёре). В автоматическом же режиме полярность была правильная, что дало возможность штатно сориентировать и посадить корабль. А дело было в неправильном монтаже проводов управления: давались команды не на снижение, а на подъём орбиты корабля. С Земли Валентина получила новые данные и заложила их в компьютер. Об этом случае Терешкова молчала более сорока лет, поскольку С. П. Королёв попросил её никому об этом не рассказывать…
«…Хватало и других проблем. Скафандр за трое суток снять так и не разрешили. К исходу третьего дня громоздкий “наряд” стал причинять сильную боль.
Во время приземления подстерегла другая напасть.
- Когда я катапультировалась, меня охватил тихий ужас, – беседуя с журналистом “КП” призналась Валентина Терешкова. – Внизу подо мной было озеро. Первая мысль: Господи, послали одну женщину, и надо же будет ей угодить в воду! Повезло, озеро успела перелететь.
- Больно ударилась о гермошлем, – вспоминала позже. – Парашют, наконец, отошел. Но на носу появился хороший синяк».
В.Терешкову после приземления отправили в г. Караганду для медицинского обследования и восстановления.
«…Первую в мире женщину-космонавта, успешно приземлившуюся в наших краях, Караганда встречала как настоящую героиню. Поселили Валентину Терешкову в лучшей городской гостинице. Позже весь комплекс был назван в ее честь “Чайкой”. На корпусе, где останавливалась живая легенда, со временем появилась мемориальная доска».
В Караганде установлен монумент Юрию Гагарину
По материалам СМИ, CA-NEWS (KZ), Tengrinews.kz и др. источникам.
Именно на территории Карагандинской области происходили первые (и происходят до сих пор) приземления космонавтов. В связи с этим и в честь 50-летия первого полета человека в космос, 22 декабря 2011 года был открыт монумент Юрию Гагарину.
Скульптура установлена на одной из центральных площадей Караганды, носящей имя Гагарина. Проект памятника, его автор - местный художник-архитектор Мурат Байсбай создал еще 5 лет назад. По словам автора проекта, композиция представляет собой “фигуру абсолютно спокойного человека, который добился великих результатов. Ведь в основе памятника лежит не только образ Гагарина. В нем отражается тема науки, техники, прогресса, достижений всего человечества”.
Деньги на возведение скульптуры нашлись в юбилейный год. 28 миллионов тенге ($190 тыс.) были заложены в бюджете, еще более 80 миллионов ($548 тыс.) - привлеченные средства.
Это единственный в Казахстане памятник космонавту Юрию Гагарину, сообщает
“Это единственный в Казахстане памятник Юрию Алексеевичу, открывшему дорогу в космос всему человечеству. Да и на всей территории бывшего Советского Союза есть только еще один памятник – в Москве. Думаю, то, что он появился в Караганде, – справедливо, ведь город, кроме того, что это шахтерская столица, еще и космическая гавань”, – заявил во время церемонии открытия монумента глава Национального космического агентства Талгат Мусабаев.
Тут Т.Мусабаев не прав, памятников Ю.Гарину много в различных городах бывшего СССР и в дальнем зарубежье, например в Лондоне…
О ПАМЯТНИКЕ КОСМОНАВТАМ, который разграбили...
В 1973 году на месте гибели 30 июня 1971 года экипажа корабля «Союз-11»* - космонавтов Добровольского Георгия Тимофеевича, Волкова Владислава Николаевича, Пацаева Виктора Ивановича, по постановлению Совета министров СССР был установлен величественный памятный знак, который ныне не существует. (http://moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=1181).
Место находится в 245 километрах юго-западнее Караганды или в 176 километрах юго-восточнее Жезказгана, в 40 километрах восточнее находится гора Мунлы, а в 37 километрах юго-восточнее - поселок Шалгинский.
Здесь я приведу фотографии памятника, и что от него осталось (они же представлены на страничке "Герои авиаторы казахстанцы" в очерке об уроженце Актюбинска В.И. Пацаеве)...
БЫЛО:
СТАЛО:
…Погибших космонавтов, разгерметизированного при посадке "Союза", похоронили у кремлевской стены - Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.
…В советские годы памятный знак был местом паломничества, в День космонавтики сюда приезжали школьники из поселка Шалгия, прилетали родственники погибших космонавтов. В 90-е памятник был разрушен вандалами, сдан на металлолом. Не сохранилась и мемориальная плита.
Как свидетельствуют фотографии прошлых лет, на мемориальной доске были такие слова: «Подвиг отважных сынов советского народа космонавтов Г.Добровольского, В.Волкова, В.Пацаева, совершенный во имя торжества науки, на благо всего человечества, навсегда останется в благодарной памяти людей всей планеты».
К 12 апреля 2014 года при спонсорской поддержке жезказганского издания - массовой региональной газеты «Подробности», мемориальную доску изготовили и установили на месте бывшего памятника. На ней от имени всех жезказганцев высечено «Жезказган помнит».
154 ОВЭ ПСС ВВС
154 ОВЭ ПСС ВВС – это 154 Отдельная вертолетная эскадрилья Поисково-спасательной службы ВВС СССР. Она предназначалась для поиска и спасения (при необходимости) возвращающихся из космических полетов экипажей. Вероятно это была одна из старейших частей данного предназначения.
Справочно: Для централизации работ по созданию новых ракет-носителей и космических аппаратов, а также оперативного решения вопросов применения космических средств в 1964 году было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны. В 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР. В июле 1977 года была создана система ЕГАПСС СССР (Единая государственная авиационная ПСС куда входила и авиация ГУКОС (Главное управление космических средств), с 1986 года оно реорганизовано в УНКС-управление начальника космических средств.
154 ОВЭ ПСС ВВС или в/ч 13657, базировалась в г.Караганда и имела в своем составе вертолеты: Ми-8 различных модификаций, Ми-8КП, Ми-6А, Ми-6ТЗ, Ми-14ПС и наземную технику повышенной проходимости. Вся техника была специализирована под решение конкретных задач. Кроме того, наземная техника, как и применяемая сегодня, была аэромобильна.
Эскадрилья выполняла поисково-спасательные работы (ПСР) в районах г.Джезказган, г.Аркалык, пустыня Бетпакдала в направлении г.Кзыл-Орда, г.Ленинск (ст.Тюра-Там) и перекрывали зоны по всему центральному Казахстану.
В эту систему был включен и 195 отап (Отдельный транспортный авиационный полк) дислоцированный в г.Кустанай (аэродром Нариманово), имевший на вооружении: Ан-12, Ан-24. Вообще, в систему входили еще: опсаэ Якутск (РСФСР) с самолетами Ан-12, Ан-26, вертолетами Ми-8; пс вэ г.Джезказган с вертолетами Ми-8, Ми-6; пс вэ г.Аркалык с Ми-8, Ми-6; 82 овпсо г.Аральск с Ми-8, Ми-14ПС, Ми-6; опсао г.Форт-Шевченко с Ми-14ПС и Ми-8.
На эти эскадрильи и отряды возлагались основные задачи по поиску и спасению космонавтов и объектов, возвращавшихся с орбиты.
Насколько позволяют открытые источники, удалось выяснить, что сегодня в г.Караганде выполняет поисково-спасательные функции 171-я авиакомендатура РФ (командир - полковник Сергей Семченко), которая входит в Военно-космические силы (ВКС) Министерства обороны Российской Федерации (созданы в августе 1992 года). Личный состав комендатуры проживает в гостинице «Космонавт» г.Караганды. В состав ВКС входят космодромы Байконур, Плесецк, Свободный, а также Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств.
Авиационная база, в/ч 50185
По материалам СМИ: Новости. Общество, Kazakhstan Today" и др. источникам.
История воинской части 50185 в г.Караганда начинается с перебазирования бывшего истребительного авиационного полка ПВО (позже ВВС СВО) из г.Семипалатинска. Необходимость перебазирования, как посчитал тогдашний Министр обороны (к слову уроженец г.Караганды), возникла в связи с переносом столицы Казахстана в г.Акмола (г.Астана). О Семипалатинском периоде части и ее истории образования вы можете прочитать на страничке «История авиации Семипалатинска» данного сайта.
Итак в/ч 50185 была образована в 2001 году. На вооружении авиабазы находятся самолеты МиГ-31. Этот самолет, несмотря на свою уже большую историю, по прежнему один из самых мощных (по скорости, высоте, дальности полета) истребителей-перехватчиков мира. Он состоит на вооружении России и Казахстана.
19 Декабря 2002 года воинской части 50185 было присвоено имя героя Советского Союза летчика-истребителя Нуркена Абдирова.Приказ о присвоении имени был объявлен министром обороны РК Мухтаром Алтынбаевым, прибывшим в Караганду для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 60-летию подвига Н.Абдирова. В этот день, в Караганде на площади у памятника Н.Абдирову состоялся военный парад подразделений Центрального военного округа и митинг, на котором М.Алтынбаев и вручил воинской части боевое знамя.
Знамя принял первый командир Карагандинской авиабазы полковник Алсай Тюлеуович Джуманов ( позже генерал-майор авиации, командующий Военно-воздушными силами СВО ВС РК). Алсай Тюлеуович смог организовать строительство инфраструктуры авиабазы на пустом месте аэродромного поля аэропорта «Сары-Арка». Штаб авиабазы разместился в Административном здании Карагандинского УАЦ ДОСААФ, почти в центре города. Несколько лет понадобилось командиру авиабазы со своими заместителями, чтобы часть была способна надежно прикрывать воздушное пространство столицы. За этими словами стоит и строительство инфраструктуры, и подготовка личного состава, его социально-бытовой обеспечение. Много лет подряд часть была лучшей в ВВС СВО РК. А.Джуманов подготовил целую плияду военных руководителей, которые продолжают свою службу в ВВС страны.
О А.Джуманове можно прочитать на страничке «Персоналии ГА и ВВС» данного сайта.
Мне хочется назвать имена заместителей командира авиабазы: полковник Леонид Доледудко (в запасе с 2012г.), подполковники Канат Шаукенов и Олег Скичко, которые кроме всего являются выпускниками Карагандинского аэроклуба, о котором я рассказывал выше.
...И НЕБО, КОТОРОМУ СЛУЖИМ
Когда-то мне попалась на глаза хорошая статья полковника Сапаргали ЖАГИПАРОВА, издана она была 06.05.2006г., а в каком издании? - я к сожалению не записал. Привожу статью с некоторыми сокращениями и комментариями.
«…Авиабаза (г.Караганда), возглавляемая подполковником Нурланом Карбеновым (сегодня полковник Карбенов – нач. штаба ВВС), в течение нескольких лет носит звание передовой в Силах воздушной обороны Вооруженных сил РК. Не случайно по итогам прошлого года коллектив был удостоен вымпела «За мужество и воинскую доблесть» министра обороны Республики Казахстан. Важно подчеркнуть, что авиабаза в числе первых среди частей и соединений ВС РК перешла на службу по контракту, став тем самым профессиональной.
Следует сказать, что эта авиабаза создана по личному указанию Главы государства — Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Нурсултана Назарбаева. Пристальное внимание ее становлению уделяют министр обороны генерал армии Мухтар Алтынбаев, главнокомандующий Силами воздушной обороны ВС РК генерал-лейтенант Копен Ахмадиев.
Сегодня летчики успешно осуществляют полеты в дневных и ночных условиях, а их интенсивность за последнее время увеличилась в два раза. К тому же они несут боевое дежурство по охране воздушных рубежей родины и всегда готовы к мгновенному действию. О том, что здесь проходят службу в большинстве профессионалы экстра-класса, свидетельствуют отличные оценки, заслуженные на совместных учениях международного уровня. Участие в подобных учениях престижно, с одной стороны, с другой — являются действительно хорошей школой: летчики приобретают бесценный опыт работы в незнакомой местности, в разных климатических условиях. При этом важно подчеркнуть, что средний возраст военных пилотов 27—30 лет.
Авиабаза по достоинству носит имя фронтового летчика, Героя Советского Союза Нуркена Абдирова. Весом вклад летчиков, техников и других специалистов в обеспечение военной безопасности страны.
За штурвалом — молодые
Сегодня в части по плану полеты. Один за другим с ревом уходят в небо грозные и стремительные истребители-перехватчики МиГ-31. К полету готовится очередная группа молодых летчиков. Блеск глаз офицеров выдает волнение, как-никак им предстоит совершить самостоятельный полет в ночных условиях. Да, молодые офицеры — это чаще всего люди честолюбивые, стремятся проявить себя, что-то улучшить.
Конечно же, волнуются и командир авиабазы подполковник Нурлан Карбенов, и его заместители, в том числе полковник Леонид Доледудко.
— Знаете, переживаю и за своего сына Андрея, — говорит Леонид Викторович. — Он тоже сегодня совершает свой первый самостоятельный вылет на боевом самолете. Правда, Андрей после окончания Военного института Сил воздушной обороны в Актобе проходит службу в другой авиационной части. Чувствуя озабоченность своего заместителя, командир всячески старается поддержать его:
— Ничего, Леонид Викторович, все будет в норме. Андрей — крепкий, как кремень, не подведет. Да, у полковника Доледудко — опыта не занимать, есть чему учить молодежь. Леонид еще ребенком вместе с родителями приехал на целину в Казахстан. Так и остался здесь, полюбив степные просторы, как и родное полесье, что в Белоруссии.
Повзрослев, освоил трактор ДТ-75. Перед призывом в армию получил хорошую трудовую закалку. Кроме того, успел поучиться в аэроклубе в Караганде. За время службы в различных авиационных частях Леонид Викторович постепенно поднимался по служебной лестнице. А главное — полюбил авиацию всей душой и дорожит коллективом авиабазы, где нынче проходит службу. И сегодня на аэродроме Леонид Викторович был очень внимателен к молодым летчикам, поддерживал их добрым словом. Не зря в народе говорят: «Доброе слово — полсчастья».
Когда шли полеты, пришла радостная весть из другой авиационной части о том, что молодой офицер Андрей Доледудко успешно отработал задачи в ходе полета. Это памятное событие в жизни семьи Леонида Викторовича не осталось без внимания министра обороны генерала армии М.Алтынбаева, который прислал поздравление.
Кстати, здесь, в части, семейные династии — не редкость. Например, майор Ермек Сапаров в летном строю достойно заменил своего отца Саттыбая Аубакировича, который отдал военной авиации более 30 лет своей жизни. Высоко держит планку командир отряда капитан Денис Федотов — сын полковника Станислава Федотова. У подполковника Михаила Грабового двое детей пошли по его стопам. Один из них — военный летчик, другой — успешно завершает учебу в Военном институте Сил воздушной обороны ВС РК. Радует, что молодежь уверенно продолжает дело своих отцов и дедов. Точно подметил армейский поэт:
Останемся в детях,
когда мы уйдем,
И в людях, с которыми дружим,
Останутся песни,
что нынче поем,
И небо, которому служим.
А небо голубое манит мальчишек. Избрав профессию военного летчика, они не жалеют об этом. Вот что сказали капитаны Нурбол Сапарбаев и Сергей Дьяченко — выпускники Краснодарского военного авиационного института — после завершения самостоятельных полетов в ночных условиях.
Сергей Дьяченко:
— Сам я алматинец, родители сугубо гражданские. Так, отец Александр Алексеевич по профессии — водитель, а мать Галина Александровна — инженер-технолог. В семье нет военных, но я почему-то со школьной скамьи мечтал стать летчиком, жил и грезил авиацией, занимался моделизмом, общался с пилотами. Мои родители до сих пор в недоумении. А с другой стороны, радуются, что стал офицером. Горжусь тем, что на мое решение повлияло и то, что мой дед Алексей Сергеевич — фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны — за мужество в боях удостоен орденов, в том числе медали «За отвагу». Он не любил рассказывать о войне, фронтовых дорогах, но боевых друзей-товарищей, которые остались на полях сражений, вспоминал со слезами на глазах. До сих пор помню слова деда: «В армии легче тому, рядом с кем настоящий боевой друг, тому, кто быстрее постигает законы воинской службы, кто поймет смысл слова «надо». «Надо» — это не принесенная в жертву личная свобода, не выброшенные из жизни лучшие годы, как рассуждают некоторые неудачники, споткнувшиеся о первые трудности. Это — необходимость, это — закон, если «надо» произносит командир. Армия — дело настоящих мужчин. Она требует разносторонних навыков и знаний, профессионализма, физической закалки. В армии ценится благородство души, взаимное уважение друг к другу». Иногда в трудные минуты мысленно как бы советуюсь с дедом, думаю: «А как он бы поступил в той или иной ситуации?». Разумеется, способствуют достижению целей в ходе полетов знания, советы, наставления, которые мне дают мой непосредственный инструктор подполковник Нурлан Карбенов, командир эскадрильи подполковник Борис Гвоздев, заместитель командира эскадрильи капитан Канат Шаукенов и другие.
А что касается полетов в ночных условиях, то работать приходится по приборам, ориентиры на земле не видны. Когда взлетел, то думаешь о том, как лучше выполнить задание, а потом точно посадить самолет на полосу. Словом, из тренировок понял, что если есть трудолюбие, целеустремленность, то со временем придет и опыт.
Нурбол Сапарбаев:
— Родился и вырос в Отрарском районе, что в Южно-Казахстанской области. Дед Сапарбай погиб на фронте, брат Айбол добросовестно выполнил свой воинский долг в рядах наших Вооруженных сил. После окончания Военного института прохожу службу на должности командира отряда. Скажу откровенно, в передовой части работать не в полную силу невозможно. Этого не простит и сам полет на боевом самолете. Я благодарен своему инструктору, заместителю командира авиабазы по летной подготовке подполковнику Андрею Козареву, командиру эскадрильи подполковнику Александру Ульянову, всем тем, кто постоянно помогает, поддерживает в трудную минуту. Они всегда спокойны, рассудительны, не скупятся на поддержку: «Молодец, так держать! Если не поняли, то не стесняйтесь — переспросите».
Штрихи к портрету командира
Разумеется, тон во всем задает сам командир авиабазы подполковник Нурлан Карбенов. Хотя он больше рассказывал о делах коллектива, подчиненных. О передовом опыте командира узнали мы от руководства Сил воздушной обороны ВС РК, которое выпустило красочную листовку.
Родом Нурлан Жанайдарович из города Рудного. Имеет квалификацию военного летчика второго класса и соответствующую подготовку для боевых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Обладает практическим опытом для пусков управляемых авиационных ракет класса «воздух — воздух». Он освоил четыре типа самолетов — Л-39, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-31. Выполняет полеты в качестве инструктора по обучению летного состава. Ему присущи эрудированность, требовательность, инициативность, стремление к новизне.
— Потенциал у нас хороший, но следует каждый раз подтверждать, что мы не лыком шиты и успехи наши не случайны, — говорит командир авиабазы.
— Много предстоит потрудиться, чтобы довести до совершенства практические навыки в летной подготовке, слаженность в деятельности всех подразделений. Могу назвать многих офицеров, которые своим ответственным отношением к делу могут служить примером для молодежи. Среди них — полковники Леонид Доледудко, Станислав Федотов, подполковники Марат Едигеев, Андрей Козарев, Михаил Грабовой, Баймади Рахимбаев, Александр Ульянов, Фарит Аитов, Темирболат Темиргалиев, майоры Бауыржан Ажуметов, Ермек Сапаров, Табылды Утекеев, капитаны Сергей Дьяченко, Нуртай Амантаев и другие.
Когда командир назвал фамилию подполковника Марата Едигеева, мне вспомнилось, что не так давно он был еще капитаном, успешно пилотировал самолет Су-27. Ныне Едигеев — начальник штаба авиабазы, окончил Военно-воздушную академию в России, освоил пять типов самолетов. Перед вылетом Марат сказал:
— Как видите, переучиваюсь на МиГ-31. Техника — уникальная. Приобретаю знания и опыт по дальнейшему совершенствованию летных качеств.
А фундамент для безаварийного полета закладывается еще на земле. Существенную роль здесь играет технико-эксплуатационная часть, которой руководит подполковник Фарит Аитов.
— ТЭЧ авиабазы — своего рода мини-завод, по своей технической оснащенности, конструктивным особенностям, — рассказывает Ф. Аитов.
— ТЭЧ сдана в эксплуатацию два года тому назад, с тех пор инженерно-технический состав не имеет проблем, есть все условия для проведения качественных регламентных работ на боевой технике. Доброе слово хочу сказать в адрес начальников групп майоров Саята Жумабекова, Радика Ганиева, выпускников Актюбинского Военного института Сил воздушной обороны старшего техника лейтенанта Жасулана Койназарова, техника лейтенанта Алибека Искакова и других. Благодаря добросовестности и старанию этих офицеров все работы выполняются своевременно.
Боеготовность авиабазы связана и с деятельностью батальона обеспечения. Его возглавляет подполковник Темирболат Темиргалиев. Мечтал стать пограничником, но о том, что мечта не сбылась — не жалеет.
— Хозяйство здесь — хлопотное, — говорит он.
— Только на обеспечение одного полета выводим порядка 12—14 единиц специальной техники. Сами посудите, на нас своевременная заправка авиатехники, ее исправность, запуск, я уже не говорю о постоянной чистоте территории аэродрома… Все это зависит от нашей сноровки, компетентности. Такими качествами обладают капитан Оралхан Нуржанов, прапорщик Николай Иващенко, ефрейтор контрактной службы Жанат Жумабаев, служащие Вооруженных сил Кайрат Абильдин, Владимир Бердинский, Серик Ахметов. На них всегда могу положиться.
Как известно, успехам военнослужащих в боевой подготовке, по другим дисциплинам во многом способствуют здоровая моральная атмосфера в коллективе, хорошо налаженный быт, обеспеченность жильем, организация досуга.
— Что касается жилья, то в начале апреля (напомню - 2006г.) 23 служащих нашей части получили ключи от новых квартир, — вступает в разговор заместитель командира авиабазы по воспитательной и социально-правовой работе майор Б. Ажуметов, а в прошлом году 40 семей справили новоселье. В ближайшее время будут выделены еще квартиры. Принимаем меры и по созданию необходимых условий для военнослужащих по контракту. Стремимся повысить роль сержантов, чтобы они не на словах, а на деле стали надежными помощниками командиров в обучении и воспитании личного состава. Например, на альтернативной основе из 12 кандидатов был отобран сержант первого класса авиабазы. Им стал Мурат Байтасов, у которого есть высшее образование, за плечами опыт работы с людьми.
При работе с молодыми офицерами во главу угла ставим вопросы патриотического воспитания на примерах из героической истории Отечества, используя возможности музея авиабазы и других учреждений культуры. Проводим вечера отдыха, чествование лучших летчиков… Интересно провели Наурыз — с участием членов семей военнослужащих. Сейчас совместно с областным телевидением готовим фильм об истории и буднях авиабазы. В этом плане мне посильную помощь оказывают мои подчиненные майор Даир Абдылдабеков, капитан Ерик Естемесов, прапорщик Меруерт Аманова, служащие ВС РК Айнаш Мусатаева, Айнаш Бердалина.
…Отработав элементы боевой подготовки, самолеты благополучно приземляются. На лице командира авиабазы улыбка. Он доволен: летчики с поставленными задачами справились успешно. А завтра новые полеты…
— Хочу много летать, и летать — моя мечта, — вспомнились слова одного из молодых пилотов. Наверное, за такими авиаторами, настоящими патриотами, будущее Сил воздушной обороны и в целом наших Вооруженных сил».
Герой нашего времени
На страничке «О безопасности полетов в Казахстане» данного сайта есть небольшой биографический очерк о полковнике Марате Оразовиче Едигееве. Но рассказывая о истории авиабазы я не могу не вспомнить о нем еще раз…В 2010 году авиабазу возглавил полковник Марат Оразович Едигеев, погибший 23 апреля под Карагандой во время учебного полета (родился в Костанайской обл. 23.12.1967 г.). Марат Оразович служил в Карагандинской части с 2005 года, был награжден орденом "Айбын" II степени, медалями.
23 апреля 2013 года в 22.41 при выполнении плановых ночных учебно-тренировочных полетов самолет МиГ-31 потерпел катастрофу. Причиной авиакатастрофы стал отказ техники, - предположительно обрыв тяги управления стабилизатором (руля высоты). Командир воздушного судна полковник Марат Едигеев увел самолет от жилых объектов поселка «Просторный» и только тогда принял решение на катапультирование. Но времени осталось слишком мало. Первым катапультировался (так устроена система спасения) майор Руслан Галимзянов и через 0,4 секунды - полковник Марат Едигеев. Так как была большая вертикальная скорость и большой угол пикирования, лётчику Марату Едигееву не хватило высоты для полного раскрытия парашюта. Командир погиб, штурман Руслан Галимзянов получил травмы и был госпитализирован.
Полковник Едигеев Марат Оразович посмертно награжден орденом «Айбын» I степени, подполковник Галимзянов Руслан Раифович награжден орденом «Айбын» II степени.
У Марата Оразовича остались трое детей: две дочери 18 и 6 лет и трехлетний сын.
PS Причиной авиакатастрофы МиГ-31, как выяснялось совсем недавно, стал реальный отказ авиационной техники и факт того, что полковник М.Едигеев ценой жизни спас жителей поселка «Просторный» стал иметь несколько другой оттенок. По этой причине, в целях увековечивания памяти героя, создания определенных льготных условий членам его семьи, патриотического воспитания и пр., - целесообразно инициировать перед Президентом Республики Казахстан, присвоение Едигееву Марату Оразовичу Звания «Народный Герой» (каз. Халық Қаһарманы).
Справочно:Звание «Народный Герой» (каз. Халық Қаһарманы) — высшая степень отличия в Казахстане. Звание «Народный Герой» присваивается за выдающиеся заслуги перед Казахстаном, связанные с совершением геройского гражданского или военного подвига. Лицам, удостоенным звания «Народный Герой», вручается знак особого отличия — «Золотая звезда» (Алтын жулдыз) и Орден Отечества (Орден Отан).
Город Жезказга́н (старая транскрипция до 8 сентября 1992 года — Джезказга́н) — город в центральном Казахстане.
По материалам Википедии, сайтов: photogoroda.com, eKaraganda, региональной газеты «Подробности» (апрель 2014г., Елена БИКЕРТ).
Жезказган находится в бассейне реки Кара-Кенгир. 20 декабря 1954 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий посёлок Большой Джезказган был преобразован в город. Это крупный центр цветной металлургии. Город имеет железнодорожное сообщение с Астаной, Алматы, Карагандой, Бейнеу. Население (оценка 2012 г.) 89 072 человек. До 1954 года поселок носил имя Большой Джезказган, в 1954—1992 годах Джезказган. Название «Жезқазған» в переводе с казахского языка означает «копающий медь» (то есть «добыча меди»).
До мая 1997 года город был центром впоследствии упразднённой Жезказганской области, ныне — город областного подчинения Карагандинской области.
Космодром Байконур находится неподалёку от города Жезказгана (около 300 км к югу) в соседней Кызылординской области. Для нас особо интересно, то что многие спускаемые аппараты, запускаемых с Байконура космических кораблей, приземлялись в районе Жезказгана, в 1970х-1980х годах многих вернувшихся на Землю космонавтов доставляли в аэропорт Жезказгана и торжественно провозили по основным улицам города. После короткого обследования в закрытом профилактории (он был расположен на берегу водохранилища в 6-м микрорайоне города) космонавтов доставляли обратно в аэропорт и далее — в Москву. По традиции, прибывшие из космоса сажали на бульваре Космонавтов сосны, отчего тот и получил своё название (с 1994 по 2010 гг. носил название «бульвар Сакена Сейфуллина» ?). О «космической» традиции Жезказгана напоминают также стела «Космос» и панно с изображением Юрия Гагарина на торце дома по улице Некрасова ( пока найти фото не удалось?), а также монумент «Авиации и космонавтики».
На фото выше: Монумент "Покорителям Космоса" (1977 г., г.Жезказган, Восточная объездная дорога. Авторы: скульптор Н.Андреев, художник Л.Пак, архитектор К.Турлыбаев. Материал : металлический каркас) - памятник местного значения).
Монумент состоит из двух главных элементов – взлетающей ракеты, опорой служат стилизованные ракетные двигатели и самолета, копии истребителя МиГ-17. Самолет поднимается в небо по символической траектории. Монумент напоминает о том, что эра освоения космоса началась с казахстанской земли – космодрома Байконур, приземлялись космонавты в своем большинстве в степях Жезказгана, здесь их встречали и отправляли на военном самолете в Москву.
Памятник в аэропорту Жезказгана
В аэропорту Жезказгана установлен памятник - самолет Л-410 (фото ниже).
Надпись на мемориальной плите:
«1949 г. – первый рейс Жезказгана.
1973 г. – ввод в эксплуатацию жезказганского аэропорта.
1985 г. – ввод в эксплуатацию жезказганского аэровокзала».
Жезказганский историко-археологический музей
Жезказганский историко-археологический музей организовал выставку к 50 – летию полета Юрия Гагарина.
12 апреля все мы отмечаем День космонавтики в честь первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. С 1968 года 12 апреля стал Всемирным днем авиации и космонавтики, и отмечается во всем мире.
Тематическая экскурсия музея «Звездный путь Казахстана» посвящалась Дню космонавтики. Почетные граждане Жезказгана – 196 человек, из них 56 – космонавтов.
Все экспонаты, представленные на выставке, - подлинные: значки, фотографии, книги с дарственными надписями знаменитых людей, ордена медали. Особого внимания заслуживают вещи, непосредственно связанные с космосом или побывавшие на орбите. Среди них – учебно-тренировочные костюмы космонавтов О.Макарова и А.Леонова, знаменитые «тюбики» с космической едой, стартовый ключ корабля, маски с электродными датчиками и конечно же, личные вещи и шлем Ю.Гагарина, первого космонавта человечества.
Судьба самолета…
г.Караганда, по материалам: Tengrinews март 2017г.
Списанный самолет Ту-154 купил молодой карагандинский предприниматель Денис Животовский и теперь собирается сделать из него кафе-музей. «Работаю в сфере гидрогеологических изысканий, возглавляю небольшую фирму. Что касается покупки самолета, то произошло это не из-за избытка денег, а ради осуществления давнишней, еще детской мечты. Поэтому если бы за воздушное судно запросили большую цену, чем ту, которую я заплатил, все равно подписался бы на это», — сообщил он.
Денис вспоминает, что в школьные годы он жил в Джамбуле, где его однажды поразило кладбище самолетов на задворках воздушной гавани. «К тому времени я еще ни разу не летал на самолетах, но очень любил их, знал многие модели, их особенности. В общем, осознание того, что этих стальных ржавеющих птиц скоро разрежут на части и пустят на переплавку, больно резануло сознание. И еще долгое время я прокручивал в уме, как можно использовать самолет вне его обычной сферы обитания. Прожектов было множество, вплоть до обустройства на борту необычного жилища», — рассказал он.
По словам бизнесмена, при оформлении документов в аэропорту г.Караганды он встретил женщину, которая десять лет летала стюардессой на этом лайнере: «Она даже прослезилась, узнав, что самолет не сдадут на металлолом, рассказала много интересных фактов из своей биографии и истории самолета. Оказалось, что в Караганде подобных воздушных судов было два, причем этот отличался от своего “коллеги” более комфортабельным салоном и другими особенностями. Выяснилось, что кроме этой женщины в аэропорту есть и другие люди, которые знают уже мою крылатую машину “в лицо”. Другой работник аэропорта поведал, что на этой “тушке” много лет командиром судна был его отец. Мужчина добавил, что у самолета вообще интересная биография. На нем неоднократно летали руководители высших эшелонов власти страны, снимался один из биографических фильмов о нынешнем Президенте Казахстана. Лайнер выполнял внутренние и зарубежные рейсы».
Новый владелец лайнера пояснил, что более подробную историю самолета можно найти в Интернете, вбив в поисковик тип самолета и его бортовой номер, в данном случае — Ту-154 № 85537.
«В частности могу сказать, что год выпуска — 1982-й, сменил несколько экипажей, аварий не имел, последние десять лет не эксплуатировался. Вообще “летопись” этого борта оказалась не просто интересной, но очень позитивной, что немаловажно. А эмоции и одобрение тех, кто так или иначе был связан с “тушкой”, очень вдохновили. Благодаря им я взялся за воплощение своей мечты с новым пылом и жаром. Сейчас вот занимаемся отсыпкой площадки и подведением к нему путей, проект на стадии утверждения. Дел впереди предстоит очень много, хорошо, если управляюсь за год», — рассказал он. Денис также отметил, что самолет ему достался в хорошем состоянии: «Полностью уцелела кабина: кресла, оборудование, табло — все в рабочем состоянии. Это навело меня на мысль оборудовать здесь не просто обзорную экскурсию, но и в каком-то смысле тренажерный стенд. Хочу, чтобы табло включалось и светилось, в креслах появились манекены, а любознательные мальчишки, что поднимутся на борт, могли бы все посмотреть, потрогать, повключать и даже узнать, каким образом все это работает, какой тумблер, какая лампочка, шкала за что отвечают».
Для усиления впечатлений и создания ощущения полета над землей предприниматель хочет воссоздать и оборудовать перед носом самолета кусочек взлетной полосы, а сам лайнер водрузить на «постамент» — это будет одноэтажное здание округлой формы, в котором расположится кафе с летней площадкой. «Летник» разместят как раз под крылом самолета.
«Отдельные кабинки со столиками будут и на борту самолета, помимо этого внутренности фюзеляжа, как я уже сказал, украсят стенды с познавательной информацией, с портретами и автобиографией конструктора и создателей самолета, с именами тех, кто на нем летал. Встречать посетителей будут девушки в форме стюардесс», — поделился планами карагандинец.
По признанию Дениса, интересных задумок у него настолько много, что он сам не знает, насколько хватит сил и средств, чтобы воплотить их в жизнь.
«Финансовый вопрос стоит очень остро, — отметил он. — Деньги на меня с неба отнюдь не сыплются. Каждый тенге приходится зарабатывать в поте лица. Из-за этого же пришлось менять территорию дислокации. Вначале мечталось: самолет должен стоять где-нибудь в центре Караганды. Увы, пришлось распрощаться с этой идеей. Затем присмотрел площадку возле ТД “Магнум”, но тоже оказалось не по зубам, договориться на мало-мальски сносные условия не удалось. Пятачок неподалеку от поста ГАИ взял в аренду. Делаю сейчас проект здания, оформляю документы как под кемпинг, подготавливаю площадку. Думаю, что это местечко совсем даже не плохое и может стать визитной карточкой нашего города. Даже название придумал: “Любовь Караганды” — с учетом того, что здесь будут останавливаться и фотографироваться не только приезжие, но и молодожены в день бракосочетания. Хочу, чтобы место стало массовым, любимым».
Денис не скрывает, что был бы очень благодарен властям города за любую помощь в оформлении участка, других документов, в содействии получения льготного кредита через фонд «Даму».
«Думаю, мой проект достоин внимания. Ведь это будет не только увеселительное заведение, но и в некотором роде познавательное и даже образовательное. Плюс изюминка необычности. В общем, помощь приму в любом виде ото всех, кто захочет поучаствовать в проекте. Но в первую очередь, конечно, надеюсь на поддержку государства через упомянутый фонд. Отсрочка по платежам мне была бы очень нужна», — сказал энтузиаст и заверил, что положит все силы на реализацию задуманного.
Продолжение следует...
Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.