Первый сайт, который полностью посвящен истории развития авиации и авиации Казахстана в частности:

 

 

 

  • истории авиации в городах Казахстана;
  • истории ВВС и инженерно-авиационной службы Казахстана;
  • истории санитарной авиации;
  • безопасности полетов в Казахстане;
  •        героям -  авиаторам казахстанцам; 
  • патриотическому воспитанию, династиям в авиации;
  • на сайте публикуются новости авиации и космонавтики Казахстана,  выдержки из книг автора, включающие биографические очерки о изобретателях, конструкторах и просто авиаторов;
  • материалы Международной олимпиады по истории развития авиации и воздухоплавания имени А.Ф.Можайского в Москве;
  • цитаты и афоризмы посвященные авиации и многое другое, связанное с авиацией и космонавтикой.
  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ на сайт: http://aviaengeneer.ru !

 Содержание сайта (странички) приведено ниже слева.


Для связи с автором щелкните клавишу

"Задать вопрос" (слева на экране).

 

 Автор готов оказать помощь, содействие авиационным компаниям, организациям и структурам в разработке нормативно-правовых актов, технической документации в сфере применения авиационной техники.

Прошу уважаемых читателей учитывать авторское право на материалы данного сайта.

Теги: авиация Казахстана, ВВС, история авиации и космонавтики; патриотическое воспитание; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история. 

Инженерно-авиационная служба Казахстана в лицах. Теги: история авиации Казахстана; авиационный инженер; обсуждение истории развития инженерно-авиационной службы Казахстана; изучение биографии авиаторов; история авиации.

На этой страничке размещены материалы о истории ИАС Военно-воздушных сил (ВВС) и ИАС Гражданской авиации (ГА).

Значение словосочетания: "Инженерно-авиационная служба"

      Инженерно-авиационная служба (ИАС), одна из служб в военно-воздушных силах (ВВС) и в гражданской авиации (ГА). Она предназначена для инженерно-авиационного обеспечения авиационных частей ВВС, структурных подразделений ГА: содержания самолётов, вертолётов, планёров, авиационных двигателей, вооружения и оборудования в исправном и готовом к эксплуатации состоянии. ИАС занимается также организацией и осуществлением технически правильного использования авиационной техники, осуществляет ее техническое обслуживание и ремонт, руководит технической подготовкой лётного и инженерно-технического состава, научно-исследовательской работой по совершенствованию авиационной техники, разрабатывает руководства и наставления по техническому обеспечению, информирует о состоянии авиационной техники, оказывает помощь руководителям полётов (диспетчерской службе) по руководству действиями лётного состава.

Начало ИАС...

Приказ министра обороны Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 864 "Об установлении даты проведения годового праздника инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны":

  Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования России от 7 декабря 1916 г. № 1632 координация деятельности личного состава по технической эксплуатации летательных аппаратов авиационных подразделений была возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота. С этого момента начинается отсчет деятельности инженерно-авиационной службы.

  Инженерно-авиационная служба является основной и неотъемлемой частью авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, личный состав которой выполняет мероприятия по содержанию авиационной техники в постоянной готовности к использованию по предназначению и обеспечивает техническую безопасность полетов.

   В соответствии с приложением 5 к статье 71 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь», приказом министра обороны Республики Беларусь от 15 декабря 2005 г. № 968 «О некоторых вопросах воинских ритуалов» с целью развития воинских традиций

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить дату проведения годового праздника инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны — 7 декабря.

2. Настоящий приказ разослать до отдельной воинской части Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.

Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Ю. В. Жадобин

Подготовил подполковник Игорь Жук,juk@vayar.sml.by ©

 

   На фотографии Петродворец в г.Москве. С 1920 по 2010 год - это главный административный корпус Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского (корпус "А"). Слева и справа от него установлены бюсты К.Э.Циолковскому и Н.Е.Жуковскому (основателю академии). Теперь это принадлежит мэрии г. Москва. Академию - "Жуковку" объединили с академией им. Ю.А.Гагарина (она родилась на основе командного факультета Жуковки) и отправили в Воронеж, так что теперь ..... не догонишь...

      В СССР, в период до 1933 года, служба называлась технической, с 1933 по 1940 год - техническо-эксплуатационной, с июня 1940 года по март 1942-го - эксплуатационно-технической службой ВВС Красной Армии. В марте 1942 года она была преобразована в инженерно-авиационную службу ВВС. Это название сохранилось по настоящее время.

О истории ИАС ВВС Казахстана

          Начнем с того, что "изучим" фотографию, размещенную ниже. На ней многие из тех, кто стоял у истоков ИАС ВВС суверенного Казахстана. Все они уже офицеры запаса, некоторые к сожелению ушли из жизни, но они были первыми и все трудности становления ВВС Казахстана легли на их плечи. Когда они служили не было еще государственных наград, тогда и зарплату выплачивали с большими задержками. В гарнизонах порой месяцами не было электричества и тепла, но эти люди достойно выполняли свой долг... На месте современного командования ВВС (СВО) я бы инициировал их награждение государственными наградами, потому как эти люди сохранили доставшуюся от СССР материальную базу ВВС, осуществили перегон и освоение новой для Казахстана авиационной техники, подготовили новые кадры и много чего еще сделали...

 Cлева на право: м-р Трохин А.А., м-р Щеглов Ю.Б., п/п-к Зябров О.В., п/п-к Мяус Ю.А, п/п-к Маменко А.А., п/п-к Кашантаев Р.А., м-р Хамидов А.А., п-к Арсеньев В.Н., п/п-к Гуляев, п-к Нургажин С.К. (ГИ ВВС), м-р Мыгур С.А., п/п-к Доледудко Л.В., к-н Стешенко В.Н., м-р Султанбеков К.Т. (г.Алматы, 1995г., первые сборы зам. командиров авиационных полков по ИАС суверенного Казахстана).

    В первые годы, структура ВВС независимого Казахстана полностью соответствовала советской.

     Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан № 3761 от 17 ноября 1997 года «О дальнейших мерах по реформированию Вооруженных Сил Республики Казахстан», распоряжения Президента Республики Казахстан № И–50 от 27 января 1998 года и Директивы Министра обороны Республики Казахстан № 5/1/0126 от 1 апреля 1998 года, с целью укрепления обороноспособности Республики Казахстан, совершенствования структуры и организации деятельности Вооруженных Сил, приведения в соответствие с современными военно-политическими и экономическими требованиями системы военного управления, 1 июня 1998 года сформированы Силы воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан (СВО).
    Сегодня в состав Сил воздушной обороны входят: военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, части связи и радиотехнического обеспечения, специальные войска, части технического обеспечения итыла, военно-учебные заведения.
 
Историческая справка, или как все начиналось.
     Первоначально Управление вооружения СВО было образовано на базе Инженерно-авиационной службы и ряда служб раннее входивших в структуру тыла ВВС. Основу руководящего состава составляли, и по сей день составляет офицерский состав окончивший инженерно - авиационные ВУЗы и проходивший службу в качестве авиационных инженеров. По этим причинам исторические корни создания Управления вооружения СВО уходят в историю образования и развития Инженерно – авиационной службы (ИАС). Ее организационная структура, методы технической эксплуатации авиационной техники непрерывно изменялись и совершенствовались. Начало развития ИАС в нашей стране тесно связано с Россией, оно было положено в 1910 году, - тогда были созданы первые части военной авиации Российской Империи – авиационные отряды. Ограниченность боевых задач, решаемых отрядами, простота конструкции самолетов (иностранного производства типа «Фарман», «Нъюпор» и др.) и отсутствие на них сложного оборудования предопределили простоту организационной структуры отрядов и их технической службы. Техническая служба (прообраз ИАС части) состояла из механика отряда, двух старших мотористов и мотористов. В отряде была также хозяйственная команда (прообраз современных тыловых частей и подразделений). В 1914-1917 гг. на вооружение поступили первые отечественные самолеты «Илья Муромец». Отряды, вооруженные этими самолетами, были сведены в эскадры. ИАС стала возглавляться инженером эскадры, количество специалистов в службе возросло.
      На третий день после свершения Великой Октябрьской социалистической революции (1917г.) было создано Бюро Комиссаров авиации и воздухоплавания, которое приступило к формированию Красных авиационных отрядов. Отряды насчитывали 6-12 самолетов и около 100 человек личного состава. На вооружении находились самолеты царской армии и захваченные у интервентов («Фарман - 40», «Нъюпор - 23», «Спад - 7» и др.). В отряд органически входила эксплуатационно – техническая служба, которую возглавлял механик отряда, имевший в подчинении мастеров по приборам и пулеметам, а также мастера по ремонту авиационной техники с походной мастерской.
      В мае 1918 года было создано Главное управление Рабочее – Крестьянского Красного Воздушного Флота, которое объединило воздушные силы страны.
      В мае 1919 года в Киеве была организована первая авиационно-техническая школа, затем ее перевели в Ленинград. В сентябре этого же года открылся Московский авиатехникум, который в 1920 году был реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, впоследствии переименованный в академию имени Н.Е.Жуковского (первый выпуск состоялся в 1925г.).
      С 1920 по 1926 года более чем в четыре раза увеличился количественный состав авиации. На вооружение поступили самолеты советских конструкторов. Основной авиационной частью в этот период, становится эскадрилья, состоящая из 2-3 отрядов с технико-эксплуатационной службой, возглавляемой инженер -механиком авиаэскадрильи.
         В 1929 – 1932 гг. эскадрильи были сведены в авиационные бригады; эксплуатационно-техническую службу стал возглавлять старший инженер бригады. Были введены должности техника эскадрильи по приборам, электрооборудованию, вооружению, а также техников по ремонту, в ведении которых находились подвижные ремонтные мастерские.

В первой середине 1930-х годов в ВВС Красной Армии происходили серьёзные структурные изменения, - укрупнение подразделений в ВВС. Вместо авиаотрядов появляются авиаэскадрильи и авиабригады, укомплектованные различными типами самолетов. Самолетный парк ВВС, тогда составляли 3500 самолетов. Эти условия требовали совершенствования системы управления и организации технической эксплуатации авиационной техники. В 1932 году было принято решение о разработке основополагающего документа по организации технической эксплуатации.

В 1933 г. вышло первое Наставление по техническо-эксплуатационной службе (НТЭС). В нем были изложены права и обязанности инженерно-технического состава ВВС, установлена система контроля авиатехники в частях. В разработку Наставления по технико-эксплуатационной службе ВВС РККА (НТЭС-33) большой вклад внесли сотрудники эксплуатационных кафедр ВВИА им. Н.Е.Жуковского: Е.С.Андреев, Л.С.Курин, И.В.Постнов, И.П.Бодров, А.Н.Пономарев, И.М.Мвйзенберг.

      В 1939 г. основной структурной единицей ВВС стал авиационный полк, состоящий из авиационных эскадрилий. Полки входили в состав дивизий. Для тылового обеспечения полков были созданы батальоны аэродромного обслуживания (БАО). Технико-эксплуатационную службу полка возглавлял старший инженер полка, у него имелись заместители – инженеры по вооружению и электроспецоборудованию.
     В 1940 г. издано новое Наставление по эксплуатационно-технической службе ВВС Красной Армии, в котором учитывался опыт войны с белофиннами в 1939-1940 гг.
    В период Великой Отечественной войны в связи с необходимостью организации и быстрого восстановления большого количества самолетов, получавших боевые повреждения, была введена должность заместителя старшего инженера полка по войсковому ремонту (1941г.) и в состав полка включена подвижная авиаремонтная мастерская (ПАРМ – 1942г.).
      В 1941 г. в полку была утверждена должность инженера по радио, а также расширена номенклатура и увеличена численность технического состава по специальностям.
   Технико-эксплуатационная служба в 1942 г. была переименована в инженерно – авиационную службу ВВС.
      Опыт инженерно-авиационного обеспечения боевых действий авиации нашел отражение в наставлении (НИАС-43), изданном в 1943 г. Затем наставления разрабатывались в 1952, 1956, 1964, 1978 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    
  В 1990 г. было разработано Наставление по инженерно-авиационному обеспечению, которое, уже после распада Советского Союза, действовало по 2010 год (?).
    
      В 2003 г. была начата разработка Положения по инженерно-авиационному обеспечению государственных воздушных судов Республики Казахстан. В основу Положения легли принципы организации ИАО заложенные в ПИАО-90. Основным разработчиками были полковник Стешенко В.Н. (автор сайта) и майор Амирханов Т.А., который выполнил наверное самую сложную процедуру (как оказалось) в создании документа - согласование его с заинтересованными министерствами Республики Казахстан. Положение было принято только в 2010 году. Отмечу, что опыт этой работы лично мне пригодился после увольнения в запас, когда работая в качестве заместителя ген. директора РГП на ПХВ "Государственный авиационный центр" (это уже гражданская авиация), мной было разработано ПИАО для этого центра, которое прошло согласование в Комитете гражданской авиации РК в 2009 году и  ИАС центра работает по нему.
         

ШПИЛЁВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ

...В начале 2014 года, на связь со мной вышла Наталья Константиновна Шпилёва, - дочь генерал-майора авиации ШПИЛЁВА КОНСТАНТИНА МИХАЙЛОВИЧА. Фамилию - Шпилев,  я впервые услышал, проходя обучение в академии имени Н.Е.Жуковского. Из переписки с Натальей Константиновной, я узнал, что этот известный и уважаемый человек был родом из Казахстана. С его именем связаны основные документы инженерно-авиационной службы, фотографии обложек которых приведены выше. По его учебникам училось не одно поколение авиационных инженеров СССР (и не только), в том числе мой отец и я. До сих пор я пользуюсь учебником «Инженерно-авиационная служба и эксплуатация летательных аппаратов» созданным под редакцией Константина Михайловича. Лично я был слушателем его лекций, близко знаком не был…, о чем безмерно сожалею. По этим причинам я публикую (с небольшими изменениями), любезно представленные Натальей Константиновной, материалы о Шпилёве Константине Михайловиче…

…генерал-майор авиации Шпилёв Константин Михайлович родился 21 ноября 1919 года в городе Верном (Алма-Ата) в семье военнослужащего. Его отец, Шпилев Михаил Владимирович служил в царской армии рядовым солдатом. После 1917 года и до 1944 года он находился в кадрах Советской Армии. Мать работала в швейных мастерских швеей, затем после окончания техникума работала воспитателем-педагогом.

В 1937 году Константин Михайлович закончил среднюю школу № 10 и поступил на учебу в Казахстанский Горно-металлургический институт на металлургический факультет, который и закончил в 1942 году. По окончании института ему было присвоено звание металлурга по металлургии цветных и драгоценных металлов.

В феврале 1942 года Константин Михайлович был призван в армию и направлен на учебу в Ленинградскую Военно-Воздушную Академию им. А.Ф.Можайского на инженерный факультет. Во время войны он участвовал в боевых действиях в должности воздушного стрелка (18 боевых вылетов) на пикирующем бомбардировщике Пе-2.

По окончании Академии с присвоением квалификации инженера-механика ВВС в декабре 1945 года Константин Михайлович был назначен на должность старшего техника авиаэскадрильи штурмового полка в г.Арад (Румыния). Затем, в этой же воздушной армии, он служил в должности старшего инженера штурмового полка.

В марте 1948 года Константин Михайлович был назначен преподавателем Фрунзенского военного авиационного училища летчиков.

С ноября 1949 по май 1956 года – он старший инженер-инспектор Управления Главного инженера ВВС (г.Москва) по истребительной авиации (Як-23, МиГ-15, МиГ-17).

С июня 1956 по сентябрь 1960 года, Константин Михайлович - начальник Отдела эксплуатации - заместитель Главного инженера 73 Воздушной Армии (г.Ташкент ТуркВО), в состав которой входили авиационные части и соединения дислоцирующиеся и в Казахстане. Туркестанский военный округ охватывал (по 1969-й год) всю Среднюю Азию.

С сентября 1960 по ноябрь 1966 года, Константин Михайлович - Заместитель Командующего 73 ВА по ИАС – Главный инженер 73 ВА (г.Ташкент ТуркВО).

К.М.Шпилёв служил практически на всех инженерных должностях строевых частей. Он имел бесценный опыт организации инженерно-авиационного обеспечения боевых действий авиации. Константин Михайлович участник Великой Отечественной войны, войны в Корее в начале 1950-х годов, где находился в должности доработчика конструкции самолета МиГ -15 бис, войны в Афганистане, когда в течение нескольких месяцев 1980-х годов он исполнял обязанности Главного инженера авиации 40-й армии.

С ноября 1966 года, Константин Михайлович – начальник Кафедры ИАС Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. проф. Н.Е.Жуковского. В ВВИА им. Н.Е.Жуковского, в должности начальника Кафедры ИАС он проработал без малого 40 лет. Провел тысячи учебных часов всех видов занятий, руководил не одним десятком слушателей-дипломников, подготовил 12 кандидатов технических наук.

К.М.Шпилёв – автор более 160 научных и учебно – методических трудов, в том числе 7 учебников. Участвовал в разработке учебных программ для нового вида обучения: «Подготовка руководящего инженерного состава» (ПРИС). Подготовил курс новой дисциплины для слушателей ПРИС и написал по этой дисциплине учебник «Организация и управление ИАС частей, соединений и объединений при ведении ими боевых действий». Участвовал и руководил разработкой руководящих документов ВВС – Наставлений инженерно-авиационной службе (НИАС) – 1964, 1971, 1978 годов, Курса боевой подготовки инженерно – технического состава (КБП ИТС-78).

Константин Михайлович награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и более 30 медалями, Почетным знаком Министерства высшего и среднего специального образования «За отличные успехи в преподавательской работе». Кандидат технических наук, профессор, Действительный член (академик) Академии наук авиации и воздухоплавания. Ветеран Вооруженных сил.

Последние годы жизни Константин Михайлович (по благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия П) - староста Приходского совета храма – часовни Архангела Гавриила памяти погибших авиаторов.

Константин Михайлович Шпилёв скончался 13 сентября 2010 года. Похоронен на Троекуровском кладбище г.Москва.

Супруга Константина Михайловича - Людмила Александровна Шпилёва (Панфилова), создавала надежный тыл в семье. Всю свою жизнь она посвятила интересам мужа и детей. Она закончила Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков по специальности «преподаватель немецкого языка». Скончалась 12 января 2011 года.

Из воспоминаний Евгения Матвеева «МОЙ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»: «Моим научным руководителем был Константин Михайлович Шпилев. Знаменитый на все ВВС СССР начальник первой кафедры первого факультета известной на весь мир Академии и просто инженер со Средней Азии.

Вертолеты, которые никогда не считались большой авиацией. И, тем не менее, умудренный опытом, генерал-майор ВВИА им. Н.Е. Жуковского взялся руководить выпускником Рижского ВВАИУ им. Я.Алксниса.

Не просто складывались наши взаимоотношения. При первой встрече сказал, как отрезал: «прежде, чем поступать в адъюнктуру, наберитесь опыта эксплуатации». Очень обидно было….

Спустя много лет, когда уже никто не хотел меня брать, сам вызвался стать моим научным руководителем. Каким я его увидел в начале 1990-х?

Наглаженные брюки, упирающиеся широкими лампасами в начищенные до блеска ботинки, генеральская рубаха с манящими погонами, высоченный лоб и совершено белая голова. Но больше всего меня поразили глаза. Удивительно добрые, умные и чуть ироничные.

В работе мы были единомышленниками и антиподами одновременно. Страшная смесь энергичной мудрости и не менее энергичной глупости. Он видел за горизонтом моего зрения. Знал такое, что никто не знал. И называл это «что-то» любимым словом «навар». После эмоционального появления очередной идеи, которая мне казалась находкой, Константин Михайлович меня спрашивал, а где «навар»? И тут моя находка превращалась «в пух и прах».

Научная кухня – это особое место. Здесь главное качество руководителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не только знать, где «навар», но и как его получить.

В силу молодости и неопытности, я постоянно с ним спорил. Наши горячие дискуссии продолжались часами и веселили всю кафедру. Но в этих спорах, Константин Михайлович сумел найти тайную ручку и открыть передо мной дверь в новый мир научных познаний. Научил ориентироваться, анализировать и раскрывать внутренние пружины и механизм происходящих процессов, сопротивляться и, главное, добиваться поставленных целей. Я уже и не вспомню тем наших споров, но никогда не забуду, кто дал свободу плавания в этой сложнейшей инженерно-авиационной профессии. Быть может, кому-то эти строки покажутся слишком восторженными. Ничего подобного. Спустя много лет в любой дискуссии я вспоминаю этот ироничный взгляд умных карих глаз и немой вопрос, где «навар-то», который заставляет вновь и вновь искать ответ.

С Константином Михайловичем было интересно и легко. Легкий на подъем. Легкий - в научном поиске. Он бескорыстно дарил эту удивительную свободу мысли и осязаемость результата, которые так необходимы не только в научной жизни. И если мне удалось, хоть что-то сделать, в этом заслуга моего руководителя. Значит не зря, он сначала прогнал меня, а затем взял в ученики. Учеником начальника кафедры быть почетно и ответственно. Это урок на всю жизнь, который всегда с тобой. Не могу сказать, что я был отличным адъюнктом. Годы, проведенные на стоянке, сделали свое дело. С появлением опыта, «убежала» математика. Но я не мог ударить в грязь лицом. Сам К.М.Шпилев  – мой научный руководитель. Искал. Читал. Зубрил. Казалось, что «терпение и труд все перетрут». Но что-то не удавалось, не хватало. Не мог найти изюминку. Это сейчас понимаю, что кандидатская диссертация – это не рычаг, который должен перевернуть весь мир, а умение работать. Но тогда мне казалось, что мир рушится. Константин Михайлович пришел на помощь незаметно, мягко и совсем естественно. Казалось, что это я сам нашел решение, сам добился.

Шпилев прошел сложный и трудный путь инженера, преподавателя, ученого, организатора, но главная заслуга, как теперь говорят, стал основоположником. Есть такое понятие – основоположник научной школы. К.М.Шпилев сумел собрать школу инженерно – авиационной мысли, которая совершила качественный скачок с поршневой авиации на реактивную, стратегическую, и заняла достойное место в мире. Сегодня, когда принято ругать все, что было, приходит понимание, теряем что-то очень важное. Мы теряем родителей нашей инженерно – авиационной службы. Как в обычной жизни, когда нужно учиться жить без родителей, в авиации – учусь жить без своего научного руководителя. Иногда кажется, что так не хватает этих ироничных глаз»...

    ...С момента объявления РК суверенным, независимым государством и создания ВС РК были образованы ВВС ВС РК, заместителем командующего – главным инженером авиации был назначен полковник Нургажин Сармантай Кабдушевич (ныне генерал-майор авиции в запасе).
 Первый Главный инженер ВВС Республики Казахстан…

(биографический очерк, фото из личного архива С.К.Нургажина)

 Генерал-майор авиации, Нургажин Сармантай Кабдушевич, родился 4 декабря 1948 года, в селе Новый городок, Балкашинского района, Акмолинской области.

     В 1969 году он с «отличием» окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище и проходил службу в Туркестанском военном округе.

       В 1979 году, Сармантай Кабдушевич с «отличием» окончил Киевское высшее военное авиационно-инженерное училище. Он прошел все ступени в инженерно-авиационной  службе:

     - с июня 1979г. по август 1983г., - заместитель начальника, начальник технико-эксплуатационной части отдельного смешанного авиационно-транспортного полка в г.Алма-Аты;

     - с августа 1983г. по октябрь 1985г., - заместитель командира по ИАС учебно-авиационного полка 5 центральных курсов в Киргизской ССР;

     - с ноября 1987г. по декабрь 1990г., - Советник заместителя начальника Национальной авиационной школы ВВС и ПВО НРА (Ангола) по ИАС;

     - с февраля 1990г. по август 1992г., - Главный инженер авиации 40 Армии;

     - с сентября 1992г. по март 2000г., - заместитель Командующего ВВС РК по ИАС - Главный инженер авиации;

     - начальник Департамента Вооружения МО РК, с марта 2000г. по январь 2001г.

     - заместитель Командующего СВО ВС РК по вооружению, с января 2001г. по февраль 2002г. 

     Во время своей службы в период новейшей истории Казахстана Сармантай Кабдушевич принимал непосредственное участие в формировании ВВС республики. Вот некоторые вехи:

  • работа (1994 - 2000 годы) в составе Правительственной  делегации РК по принятию и практической реализации Соглашения между Правительством РК и Правительством РФ «О компенсации за вооружение и авиационную технику», выведенную на территорию РФ с территории РК от 24 июля 1995г.;
  • во исполнение письменного распоряжения Президента РК от 9 августа 2000г. №05-5/11 – «О создании собственной авиаремонтной сети» на базе Авиаремонтного завода (АРЗ) №405, г.Алма-Аты и Авиаремонтного завода №406, г.Актюбинска, Сармантай Кабдушевич возглавил Правительственную комиссию в составе 17 человек, которая выполнила ревизию положения дел данных двух заводов, после чего, был предоставлен отчет в Правительство (от 24 ноября 2001г.). По результатам работы комиссии разработаны постановления Правительства РК:

     -  «О мерах по развитию производства ОАО «АРЗ №405», от 19 марта 2001г. №366;

   - «О некоторых мерах по повышению эффективности использования и улучшения состоянии боеготовности вертолетного парка СВО ВС РК», от 11 июня 2001г. №799.

   В ходе выполнения созданных Правительственных программ, на основании письменного распоряжения Президента РК от 9 августа 2000г. №05-5/11 – «О создании на территории РК собственной авиаремонтной сети», был освоен капитальный ремонт, модернизация первого военно-транспортного вертолета Ми-8МТ б/н №68 на ОАО «АРЗ №405», который был представлен Правительству РК, Президенту РК Н.А.Назарбаеву 6 июля 2001г. Тактико-технические данные вертолета представлял, по поручению МО РК, генерал-майор авиации Нургажин С.К., директор завода Утельбаев Н.К. Президент РК высоко оценил работу и лично объявил благодарность коллективу ОАО «АРЗ №405» и лицам представляющим вертолет.

     С 26 февраля 2002 года генерал-майор авиации, Нургажин Сармантай Кабдушевич в запасе.

Однако, он продолжил свою трудовую деятельность в авиации Казахстана. В период с 2002 по 2004 годы - Сармантай Кабдушевич Главный инженер АО «Евро-Азия Эйр Интернейшнл», которая выполняла перевозку грузов на самолетах Боинг-747.

      С 2004 года по настоящее время – он директор ТОО «Альтаир Эйр», являющегося собственником аэропорта Боралдай, расположенного по адресу: Алматинская область, Илийский район, п.Боралдай.

Воинское звание генерал-майор авиации, С.К.Нургажину, присвоено Указом Президента РК от 07.05.1996г..

Награды: Сармантай Кабдушевич награжден многими медалями, орденами. Из них важно отметить:

- за успешное выполнение Правительственных задач по оказанию интернациональной помощи в НРА в ходе боевых действий, по представлению Посла СССР в НРА, Сармантай Кабдушевич награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР: медалью «За Боевые Заслуги» (1987г.) и орденом "За Службу Родине в вооруженных Силах СССР" – 3 степени (1989г.);

- по представлению Наградного отделения Российской Федерации при Международном наградном союзе ООН, Сармантай Кабдушевич награжден Золотым орденом «За заслуги перед соотечественниками I степени» (2011г.).

      

    Отец – Нургажин Кабдуш, работал в с.Новый городок бригадиром, управляющим отделения Максимовского совхоза, участвовал в ВОВ в рядах Советской Армии с 1939 по 1945 годы. Служил стрелком - снайпером, затем в пулеметной роте штаба прославленного Командующего 62-ой Армией маршала Чуйкова В.И. Под Сталинградом был ранен, после лечения в госпитале, вернулся в строй, дошел до Берлина. Умер 17.06.2003г.

     Мать – Нургажина Асельжан, была труженицей тыла, вместе с мужем воспитала семерых детей. Умерла 14.06.2005г.

   Жена – Нургажина Рано Рисбаевна, 23.03.1947 г.р. Окончила Ташкентский электротехнический институт, работала инженером Алматинского ЭТУС, в данный период – домохозяйка. Вместе с мужем воспитала двоих детей.

     Сын – Нургажин Марат Сармантаевич, 16.09.1970 г.р. Сын, продолжая династию Нургажиных в авиации, - окончил в 1992г. с «отличием» Рижское высшее военное авиационно-инженерное училище. В 2000г. окончил с «Золотой медалью» факультет подготовки руководящего инженерного состава Военно-Воздушной академии им. проф. Н.Е.Жуковского. В 2010г. получил очередное офицерское звание – полковник, служит в должности  командира авиационной базы в/ч 21647 г.Алматы.

      Дочь – Нургажина Амаль Сармантаевна, 18.01.1980 г.р. Окончила в 2001г. Академию гражданской авиации, работает экономистом.  

 

В 2011 году Международный наградной союз при ООН удостоил генерал-майора авиации РК Сармантая Нургажина золотого ордена "За заслуги перед соотечественниками" I степени, передает КазТАГ со ссылкой на минобороны Казахстана.

        ..."К награде казахстанского генерала, в настоящее время состоящего в должности советника министра обороны РК, представило наградное отделение России при международном наградном союзе при ООН в рамках акции, проводимой в 2011 году по материалам архива генштаба вооруженных сил СССР за период 1980-1990 годов по воинам-интернационалистам и участникам локальных войн, отмечается в информации. Как пояснили в военном ведомстве, Нургажин принимал боевое участие в оказании интернациональной помощи Народной Республике Ангола (НРА).

"Военную службу в НРА Нургажин проходил в должности советника, заместителя начальника национальной авиационной школы ВВС и ПВО НРА по ИАС, с ноября 1987 года по декабрь 1990 года", - говорится в информации.

Цитируя телеграмму посла СССР в НРА, минобороны информирует, что с разрешения старшего группы города Луанды Нургажин в составе советских экипажей осуществил множество вылетов в район боевых действий войск Северного фронта. С 1980 по 1990 год, воюя против банд "Унита", он лично принимал участие в восстановлении поврежденных и потерпевших аварию вертолетов Ми-17, Ми-35.

За успешное выполнение правительственных задач по оказанию интернациональной помощи НРА президиум Верховного совета СССР в декабре 1987 года наградил Нургажина медалью "За боевые заслуги", а в апреле 1989 года - орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени, говорится в сообщении.

Церемония вручения ордена с участием представителей ООН, госорганов и дипломатов Казахстана и России состоялась (авт. сайта) в Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи МО РК...".

Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/192278/

по информации Tengrinews.kz

 Вехи новой истории ИАС в Казахстане...
     В наследство Вооруженным Силам РК, после распада СССР, достался большой самолетный и верьолетный парк. В период с 1991 по 1995 год инженерно – технический состав принимал огромные усилия по сохранению и поддержанию в работоспособном состоянии авиационной техники, средств ее ремонта, сохранению профессионального мастерства личного состава. В конечном итоге, в условиях огромной текучести кадров, отсутствия достаточного финансирования (некоторые вопросы не финансировались вообще, выплаты денежного содержания задерживались до трех месяцев), удалось сохранить основу для развития ВВС ВС РК. Несмотря на то, что в период политических перемен были реализованы некоторые попытки, под видом учений, перегнать авиационную технику на территорию Российской Федерации (например 21 самолет МиГ-29 в 1991 году, осуществить подмену 35 самолетов Ту-95 МС на самолеты более старых модификаций, 312 крылатых ракет воздушного базирования, 11 самолетов Ан-12 ПСС, 10 самолетов Ан-24 ПСС), Правительству РК удалось убедить Российскую сторону о компенсации. Признавая право Республики Казахстан на получение компенсации за выведенные с ее территории вооружение и военную технику, Правительство РФ своим постановлением (от 24 июля 1995 года № 750) поручает заместителю Председателя Правительства РФ Большакову А.А. подписать соответствующее Соглашение с Правительством РК. На основании этого Соглашения в РК были переданы самолеты Су-27 (26 единиц), Су-25 (14 единиц), Миг-29 (21 единица), Л-39 (24 единицы), Ту-134, Ту-154, ЗРК С-300 и другое имущество. Личный состав ИАС управления командующего ВВС ВС РК и частей в сжатые сроки, ограниченным количеством личного состава осуществили приемку и перегон самолетов, согласно Правительственного задания.
  http://i45.servimg.com/u/f45/17/35/01/90/th/noeoai12.jpg

на фото: слева генерал-майор авиации Нургажин С.К., справа полковник Султанбеков К.Т.
 
     Нужно отметить, что в период 1994 -1995 годов, из-за отсутствия топлива, запасных частей, текучести кадров, у летного состава сложились значительные перерывы в полетах. Сложилась ситуация, когда некому было осуществлять перегон самолетов. В этот период авиационные части испытывали дефицит инженерно-технического состава.
     На прием техники были отправлены наиболее подготовленные специалисты, группы из частей составляли, как правило, инженеры полков и заместители командиров частей по ИАС. В 1995 году, первыми к приемке техники приступил личный состав ИАС аэродрома Луговая (заместитель командира полка по ИАС майор Стешенко В.Н., с 2004 года начальник штаба управления вооружения СВО, полковник, с 2008 года в запасе).
    Первыми были получены самолеты Л – 39 (12 единиц) в качестве компенсации за 4 единицы самолетов Су – 24 в 1995 году. Перегон 8 самолетов МиГ-29 первой группы осуществляли летчики пилотажной группы «Стрижи» ВВС РФ (старший группы майор Дятел Н.К., в будущем командир пилотажной группы «Стрижи», полковник).
    Летчики ВВС РФ осуществляли перегон и первых партий самолетов Л-39 и Су-27 (приемом самолетов Су-27 руководил заместитель командира полка по ИАС подполковник Доледудко Л.В., позже заместитель командира авиационной базы по ИАС аэродрома Караганды, ныне полковник в запасе), Су-25 (приемом руководил заместитель командира полка по ИАС подполковник Кашантаев Р.А., с 2003 года подполковник в запасе), Л-39 (майор Стешенко В.Н). Общее руководство группами приемки самолетов осуществляли офицеры инженерно-авиационного управления ВВС: майор Султанбеков К.Т. (позже заместитель главнокомандующего СВО ВС РК по вооружению, полковник, с 2008 года в запасе), подполковник Копбасунов А.С. (с 2004 года полковник запаса), майор Абильдаев М.Д. (ныне полковник запаса), капитан Канафин Ч.К. (ныне кандидат технических наук, полковник). После перегона новых типов авиационной техники личный состав приступил к ее освоению. Процесс освоения новой авиационной техники, раннее не эксплуатируемой в ВВС РК, проходил в сложной обстановке, при постоянном остром дефиците финансирования. Инженеры полков изучали технику практически самостоятельно и затем обучали ИТС.
    Получение самолетов из состава ВВС РФ позволило значительно поднять уровень подготовленности летного состава, заступить и нести боевое дежурство по охране воздушных рубежей страны.
      Летный состав на полученных самолетах участвовал во всех учениях и мероприятиях проводимых в стране: аэрокосмическая выставка в г.Алматы в 1996 году, воздушные парады в г.Алматы в 1997 году, в г.Астана в 1998 году и других, проводимых позже.
     В условиях минимального финансирования, ИАС частей решала задачи по обеспечению боеготовности авиационной техники, которые никогда ИАС частей не выполнялись: испытания пиропатронов катапультных кресел, авиационных пусковых установок ракет (АПУ), некоторых самолетных агрегатов (например КСА-2 самолетов МиГ-29), авиационных боеприпасов (так в 1996 году, на полигоне Мерке были успешно проиведены эксперементальные пуски (МиГ-29) управляемых ракет класса "В-В" по земле).
    В период с 1993 по 1996 годы была проведена большая работа по передислокации автомобильной, электрогазовой и авиационной техники из расформированных частей раннее размещенных в населенных пунктах Георгиевка, Державинск, Жангиз-Тобе, Сарашаган, Чаган, Аральск, Курчатов, Эмба, Караганда, Костанай.
     Современные условия требуют внесения корректив в организационно-штатную структуру ВС. Директивами Министра обороны были передислоцированы в разное время авиационные части базировавшиеся на аэродромах Семипалатинска (2001г.), Луговой (2003г.), Тараз (2004г.). Инженерно-техническим составом была проделана большая работа по вводу в строй авиационной техники в частях, некоторые самолеты находились на хранении до 10 и более лет. В процессе передислокации была передана в РГП «Казспецэкспорт» авиационная техника непригодная к дальнейшей эксплуатации по своему техническому состоянию. Так, с аэродрома Луговая осуществлен перегон 40 самолетов МиГ-29 и 23 Л-39, передано в РГП «Казспецэкспорт» 35 самолетов МиГ-23. Личный состав частей, которых коснулась передислокация, осуществили (впервые, не имея практического опыта) перевозку авиационной техники железнодорожным транспортом (МиГ-29, Л-39, Су-17, МиГ-21, Ми-8).
 
Группа офицеров в г. Алматы: к-н Стешенко В.Н., п/п-к Копбосунов А.С., п/п-к Опарин, п/п-к Саганаев А.М., г/л-нт Алтынбаев М.К., п-к Нургажин С.К., п/п-к Доледудко Л.В., п/п-к Зябров О.В. (слева направо 1-й ряд); м-р Трохин А.А., м-р Хамидов А.А., м-р Султанбеков К.Т., п/п-к Гуляев В.Н., п/п-к Носов С.В., п/п-к Морозов В., м-р Щеглов Ю.Б., м-р Мыгур С.А., п/п-к Кашантаев Р.А., м-р Абильдаев М.Д., п/п-к Маменко А.А., к-н Бульдешов А.Б. (слева направо 2-й ряд).
     Директивой МО РК от 01 апреля 1998 года, ВВС были объединены с ПВО, таким образом, были созданы Силы воздушной обороны. Организационно-штатные мероприятия коснулись и аппарата Главного инженера ВВС, который был преобразован в Управление вооружения. Заместителем главнокомандующего СВО ВС РК по вооружению – начальником Управления вооружения, на правах правопреемника, стал полковник Султанбеков Куат Тулеубекович, заместителем начальника управления вооружения по ИАС был назначен полковник Подгайский Е.Е. (на 2018г.: генерал-майор авиации, заместитель ГК СВО по вооружению-Главный инжер авиации), заместителем начальника Управления вооружения по технической части, - полковник Кузьменко В.И. (с 2015г. в запасе)
 
 
 
На верхнем фото: Управление вооружения СВО ВС РК у штаба СВО в г.Алматы (примерно 2000 год). Ниже на фотографии Управление ИАС ВВС СВО ВС РК (во дворе штаба СВО в г.Алматы, примерно 2000 год).
 
 
 
 
     
  
  
 
   Позже, в январе 2004 года, аппарат Главного инженера ВВС был реорганизован в управление ИАС (начальник ИАУ – Главный инженер авиации полковник Подгайский Евгений Евгеньевич) и подчинен заместителю главнокомандующего СВО ВС РК по ВВС. В этот же период было создано Управление вооружения, как самостоятельная единица. Основная задача Управления вооружения,- техническое обеспечение соединений и частей СВО ВС РК. Начальником Управления был назначен полковник Кузьменко Валерий Иванович, заместителями: начальником штаба полковник Стешенко Валерий Николаевич, заместителем начальника Управления вооружения по технической части - начальником Технического отдела полковник Климович Владимир Анатольевич (с декабря 2006 года в запасе), начальником Отдела капитального ремонта и МТО полковник Абдрахманов Ербол Аманбекович (с 2011 года в запасе).
    Современные условия внесли изменения в систему обеспечения вооружением и военной техникой, что в свою очередь вызвало необходимость замены руководящих документов. В период 2003 – 2004 годы офицеры Управления вооружения разработали: Положение об Управлении вооружения, проект Положения об инженерно-авиационном обеспечении, Правила ведения Реестра государственных воздушных судов, Нормы войсковых запасов и другие. В январе 2005 года начата работа по разработке Планов совершенствования частей и управлений СВО.
     Экономический рост в стране позволил, начиная с 2003 года, осуществлять закупку новых образцов военной техники и вооружения, ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации. Так в 2003, 2004 годах были заказаны и закуплены четыре вертолета Ми-17, авиационный тренажер Су-25, отремонтированы самолеты Ан-26, Ту-134, выполнена модернизация некоторых типов техники ПВО. Воинские части СВО, планово, стали избавляться от неисправной, устаревшей и неприменяемой техники. Повысилась исправность автомобильного парка, электрогазовой техники. В феврале 2005 года переведены на эксплуатацию по техническому состоянию самолеты МиГ-29.
      Большое внимание уделялось и уделяется вопросу подготовки профессиональных кадров для частей и соединений СВО. В самый сложный период «кадрового голода» Директивой Министра обороны в 1993 году были созданы курсы подготовки младших офицеров на базе войсковой части 64207 (азр.Луговая). На курсах, по шестимесячной программе, готовились из числа сверхсрочнослужащих специалисты ИАС, связи, тыла. Курсы существовали до 1996 года.
    В июне 1996 года постановлением Правительства РК было создано Высшее военное авиационное училище (ныне Актюбинский военный институт) на базе Актюбинского училища гражданской авиации. С момента создания училища до января 2005 года заместителем начальника училища по вооружению был полковник Бекмухамбетов Айдархан Шамарданович (умер после продолжительной болезни 15.08.2016 года). Еще в СССР, А.Ш.Бекмуханбетов участвовал в подготовке к полету космического корабля "Буран", много сил и энергии отдал сохранению ИАС ВВС в Казахстане после развала СССР, являясь заместителем Главного инженера ВВС республики, стоял у истоков становления ВИ СВО. Сегодня его сын Даулет, выпускник ВИ СВО, несет службу в ВС РК.
    Для подготовки младших авиационных специалистов была создана ШМАС (позже Учебный центр по подготовке авиационных специалистов).
   Учебно-материальная база учебных заведений СВО ВС РК, преподавательский состав был подготовлен и продолжает совершенствоватьсяпри непосредственном участии офицеров Управления вооружения. Так, в Актюбинский военный институт были доставлены образцы авиационной техники стоящей на вооружении СВО ВС РК, макеты, стенды, учебная литература.
      С 03 мая 2004 года личный состав Управления вооружения, в составе СВО ВС РК, был передислоцирован в г.Астана и приступил к работе в здании Министерства сельского хозяйства по улице Абая 49. Первыми кто прибыл в г.Астана от Управления вооружения были п-к Стешенко В.Н. и п/п-к Таукеев Б.Ж. Работа коллектива была организована пока лишь в трех кабинетах,- не хватало рабочих мест, обострились сложности и в обеспечении жильем, но слаженность в работе, понимание своей ответственности по прежнему присущи ОФИЦЕРАМ. 28 апреля 2007 года Управление вооружения переехало, в этом же здании, на второй этаж и получило в свое распоряжение 10 кабинетов.
    В августе – ноябре 2004 года, при активном участии личного состава Управления вооружения, практически создана экспозиция СВО музея военной техники ВС РК (г.Астана), в который были передислоцированы летательные аппараты стоящие на вооружении в частях СВО. Перевозка осуществлялась железнодорожным транспортом, самолет Ан-26 и вертолет Ми-6 прибыли своим ходом (для их посадки были подготовлены вертолетная площадка и грунтовая ВПП), самолеты СУ- 24, МиГ-25, МиГ-31 были доставлены путем буксировки по автомобильным дорогам (минимальное расстояние 600 километров, максимальное 1200 километров).
    Кроме того, в музее установлены зенитно-ракетные и радиолокационные комплексы различных типов стоящие на вооружении СВО. Фотографии авиационной техники музея приведены на странице "Самолеты Казахстана".

п/п-к Досаев А.Д., п/п-к Чукенов К.М., п-к Дупиков В.Н., п/п-к Таукеев Б.Ж., п/п-к Рахвалов Н.В., п/п-к Семак А.Ф., п-к Стешенко В.Н., п/п-к Дусалиев М.Х., п/п-к Халыков К.К., п/п-к Исабаев М.С., п/п-к Глянкин А.Г., п/п-к Лаубаев Д.Д., п/п-к Калабаев Е.Ш., к-н Аманов Ж.М., к-н Есимов Б.Н., м-р Турдиев А.С., к-н Дасаев Ж.Р. (слева направо 2-ой ряд)
п/п-к Мырзабеков А.Д., п/п-к Гладков В.Н., п-к Мазур А.Ю., п-к Климович В.А., п-к Султанбеков К.Т.,п-к Кузьменко В.И., п-к Каплунов А.В., п/п-к Тюлекпергенов А.С., п/п-к Буланов В.Н. (слева направо 1-ый ряд).
 
   В 2007-2008 годах Комитет гражданской авиации Республики Казахстан (КГА) инициировал разработку проекта Закона РК "Об использовании воздушного пространства РК". Заместителем ГК СВО РК по вооружению мне было поручено организовать работу по формированию в законопроекте положений касающихся государственной авиации. Мною был определен офицер штаба, который вел это направление работы - п-к Халыков К.К. (в запасе с 2009г.). Нужно сказать, что рабочую группу в Парламенте Мажелиса (в которую входили я и п-к Халыков) возглавлял Аубакиров Т.О. В 2016 году мне пришлось участвовать в рабочей группе Парламента Мажелиса по работе над внесением изменений в Закон РК "Об использовании воздушного пространства РК" (который был принят в 2010 году) в части касающейся гражданской авиации. Необходимо отметить, что в 2016 году вопросов по той работе, которую выполнял п-к Халыков К.К. и я в 2007-2008 годах не было, вот такое качество выполнения задач.
       Отмечу, что п-к Халыков К.К. впервые в истории ИАС РК разработал систему регистрации воздушных судов государственной авиации (Реестр гос. ВС) с выдачей соответствующих Свидетельств. Не без гордости, - все воздушные суда (на 2008 год) имеют Свидетельства, в которых стоят мои и Каната Кинаятовича подписи.

Руководящий ИТС частей ВВС РК:

 На фото руководящий состав авиационных частей Казахстана (заместители командиров полков по ИАС и их начальники ТЭЧ) с офицерами управления ГИ ВВС на сборах в Николаевке (Жетыген) в 1996 или 1997 году. Попробуем их вспомнить...

В сентябре 2023 года, по инициативе заместителя главнокомандующего Силами воздушной обороны по вооружению (главного инженера) – начальника Главного управления вооружения полковника Нильдибаева Е.Б., приказом Министра обороны Республики Казахстан от 07 сентября 2023 года № 869 утвержден профессиональный праздник инженерно-технического состава - «21 мая - День специалиста инженерно-авиационного обеспечения (ИАО)» в ознаменование подписания приказа первым Министром обороны Республики Казахстан генералом армии Нурмагамбетовым С.К. от 21.05.1993 года № 12 «Об утверждении Правил инженерно-авиационного обеспечения». Это был первый документ, регламентирующий деятельность системы ИАО после обретения Казахстаном суверенитета.

К 30-тилетию Дня специалиста ИАО выпущен исторический очерк, юбилейная медаль и вымпел.

28 ноября 2023 года, Управлением главнокомандующего Силами воздушной обороны в г.Астане были организованы соответствующие торжественные мероприятия, на которых ряду ветеранов ИАО были вручены книга «30 лет ИАО СВО ВС РК. Исторический очерк», юбилейная медаль и памятный вымпел.

На фото: слева направо п-ки запаса Стешенко В.Н., Доледутко Л.В., п/п-к запаса Трохин А.А.

Инженерный отдел - станция Луговая:

 На фото мои коллеги (в/ч 64207), те кто обеспечил перегон самолетов из России (21 МиГ-29, 12 Л-39) и обеспечил перебазирование самолетов в Жетыген (40 Миг-29), Балхаш (23 Л-39), Талдыкорган (32 МиГ-23) и Актобе (1 МиГ-29, 1 Л-39), обеспечил разделку 35 МиГ-23. Сейчас, даже в сегодняшних почти тепличных условиях трудно себе представить, что мы это смогли. 

 На фото я, - готовимся праздновать День авиации в Луговой, наверное это 1995 или 1996 год.

 

 

 

 

На КПИ (командный пункт инженера, Луговая)

 

 

 

 

 

О разном в ИАС ...

В Украине, в Харькове к 70 летию факультета авиационных инженеров (ХВВАИКУ), в феврале 2011 года скульптор Олег Шевчук (из технарей) своял памятник посвященный механикам, техникам, инженерам. Прототипом стал Макарыч из фильма "В бой идут одни старики" (актер Алексей Смирнов).

 

 Слева на снимке макет памятника техникам. На правой фотографии будущий актер А.Смирнов на фронте с товарищами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Материал - бетон, общая высота - 2,5 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Памятник Леониду Быкову (соавтор, режессер и испонитель главной роли фильма "В бой идут одни старики"), посвященный военным летчикам, находится в Киеве недалеко от аллеи Славы.

 

 

 

 

 

 

Немного о "Жуковке"...

 

Сборы преподавательского состава авиационно-технических и инженерных военных училищ СССР, 1974г. У Петровского дворца. Во втором ряду четвертый - мой отец п/п-к Стешенко Н.Л. (фуражка на бекрень).

 

Группа слушателей академии набора 1960г. у бюста Н.Е.Жуковскому (рядом с Петровским дворцом). Во втором ряду справа третий (в форме ВМ авиации) мой отец, Стешенко Н.Л.

 

Группа слушателей 1 факультета, набора 1989г. (пятилетний курс ППИ+ПРИС). Во втором ряду слева я (фуражка на бекрень).  

 

 

 

На фоне корпуса первого факультета академии 15 лет спустя в 2009 г. (встреча выпускников 1994г.).

 

 

 

 

На фото, за списной у автора советская кузница авиационных кадров - ВВИА имени профессора Н.Е.Жуковского, которая оказалась не нужна в новейшей истории развития авиации РФ (Петровский дворец или корпус "А" - передан правительству г.Москва).

Руины "новой" истории академии имени Н.Е.Жуковского (переезд в Воронеж и пожар в июле 2012 года)... На снимке родной 1-й факультет в предверии 100 летия ВВС России...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние парадники СССР. На фото офицеры - слушатели Жуковки - участники последнего ноябрьского парада на Красной площади в Москве, 1990 года (на нижнем фото, слева ст. л-т С.Зайцев, справа ст. л-т В.Стешенко, - слушатели ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, на тренировке к параду. Мы и предположить не могли, что это будет последний парад СССР).

21 августа 1950 года - День рождения инженерно-авиационной службы гражданской авиации?...

   Приказом начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР Маршала авиации С.Ф. Жаворонкова от 21 августа 1950 года № 181 было введено в действие первое в истории гражданской авиации страны "Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР" (НИАС ГА-50). Именно эта дата считается днем рождения инженерно-авиационной службы (ИАС). В Наставлении на основе опыта технической эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и военно-воздушных сил был системно сформирован свод отраслевых правил, определяющих требуемый уровень поддержания летной годности гражданских воздушных судов. С введением в действие НИАС ГА-50 процесс технического обслуживания и ремонта стал носить строго регламентированный характер, завершилось создание единой инженерно-авиационной службы отрасли от центрального аппарата гражданской авиации, его территориальных управлений до эксплуатационных предприятий.

      20 августа 2010 года в Росавиации состоялось торжественное собрание, посвященное 60-летию инженерно-авиационной службы гражданской авиации России. Ветеранов и работников ИАС тепло поздравили руководитель Федерального агентства воздушного транспорта А.В.Нерадько, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г.К.Курзенков, заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ С.А.Гаврилов. Руководители отметили, что квалифицированные кадры инженерно-авиационной службы своим профессионализмом и самоотверженным трудом внесли достойный вклад в историю отечественной гражданской авиации и продолжают обеспечивать бесперебойное функционирование отрасли при высоком уровне безопасности полетов.

 Приказ Росавиации от 20.07.2010 № 276

«О 60-летии образования системы поддержания летной годности воздушных судов в гражданской авиации»

Привожу только приказную часть документа:

"ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести в августе 2010 года комплекс юбилейных мероприятий, посвященных 60-летию образования системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов, приурочив их к празднованию Дня Воздушного флота России.

2. Образовать в Росавиации организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в связи с 60-летием создания системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов (Приложение № 1).

3. Утвердить план по подготовке и проведению мероприятий в связи с 60-летием создания системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов (Приложение № 2).

4. Рекомендовать руководителям межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства воздушного транспорта, производственных объединений, авиакомпаний и предприятий гражданской авиации совместно с профсоюзными организациями:

4.1. провести в своих организациях мероприятия в соответствии с п.1 и приложением 2 настоящего приказа;

4.2. поощрить, используя свои возможности, наиболее отличившихся работников инженерно-авиационной службы;

4.3. направить до 01.08.2010 в Управление государственной службы и кадров Росавиации кандидатуры работников инженерно-авиационной службы для награждения Почетной грамотой и Благодарностью руководителя Росавиации;

4.4 направить в Минтранс России и Росавиацию кандидатуры работников инженерно-авиационной службы для награждения ведомственными наградами Минтранса России в порядке, установленном приказом Министерства транспорта России от 18.10.2005 г. № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (в редакции приказа Минтранса России от 20.06.2007 №79).

5. Начальнику Управления государственной службы и кадров В.М.Ашихмину до 10.08.2010 подготовить приказ Федерального агентства воздушного транспорта о поощрении работников инженерно-авиационной службы гражданской авиации отраслевыми наградами Росавиации.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации В.И. Дмитриева".

 

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

  • Содержание сайта:
  • Об авторе и его книге
  • Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
  • Новости
  • Статьи
  • ИАС Казахстана в лицах
  • Космос
  • Авиация
  • Династии в авиации
  • Биографические очерки о первопроходцах в воздухе
  • Биографические очерки о первопроходцах в космосе
  • Патриотическое воспитание
  • Эмигранты Российской империи (СССР)
  • Цитаты
  • Самолеты Казахстана
  • События и новости авиации (космонавтики) в Казахстане
  • Персоналии ВВС и ГА
  • Герои авиаторы - казахстанцы
  • Мы гордимся Вами
  • Записки авиаинженера...
  • Олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию
  • Сотрудничество
  • О безопасности полетов в Казахстане
  • Воздухоплавание
  • История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)
  • История авиации Казахстана (1941-1945г.г.)
  • История авиации Казахстана (1946-1991г.г.)
  • история авиации Актюбинска
  • История авиации Актау (Шевченко)
  • История авиации Алматы
  • История авиации Астаны
  • История авиации Атырау (Гурьев)
  • история авиации Балхаша (Сары-Шаган, Балхаш-9)
  • История авиации Джамбула (Тараз)
  • История авиации Караганды
  • История авиации Кустаная
  • история авиации Кызылорды
  • История авиации - станция Луговая, 715 уап
  • История авиации Павлодара
  • История авиации Петропавловска
  • История авиации Семипалатинска
  • история авиации Талды-Кургана
  • История авиации Уральска
  • История авиации Усть-Каменогорска
  • История авиации Учарала
  • история авиации Чимкента
  • Санитарная авиация Казахстана
  • Поиск родных и сослуживцев
  • Контакты
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 1 (2011-2015г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 2 (2016 -2019г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 3 (2020 -2021г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 4 (воспоминания сотрудников, списки награжденных и проработавших 5 и более лет).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 5 (руководители, эмблемы).
  • Содержание сайта:
  • Об авторе и его книге
  • Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
  • Новости
  • Статьи
  • ИАС Казахстана в лицах
  • Космос
  • Авиация
  • Династии в авиации
  • Биографические очерки о первопроходцах в воздухе
  • Биографические очерки о первопроходцах в космосе
  • Патриотическое воспитание
  • Эмигранты Российской империи (СССР)
  • Цитаты
  • Самолеты Казахстана
  • События и новости авиации (космонавтики) в Казахстане
  • Персоналии ВВС и ГА
  • Герои авиаторы - казахстанцы
  • Мы гордимся Вами
  • Записки авиаинженера...
  • Олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию
  • Сотрудничество
  • О безопасности полетов в Казахстане
  • Воздухоплавание
  • История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)
  • История авиации Казахстана (1941-1945г.г.)
  • История авиации Казахстана (1946-1991г.г.)
  • история авиации Актюбинска
  • История авиации Актау (Шевченко)
  • История авиации Алматы
  • История авиации Астаны
  • История авиации Атырау (Гурьев)
  • история авиации Балхаша (Сары-Шаган, Балхаш-9)
  • История авиации Джамбула (Тараз)
  • История авиации Караганды
  • История авиации Кустаная
  • история авиации Кызылорды
  • История авиации - станция Луговая, 715 уап
  • История авиации Павлодара
  • История авиации Петропавловска
  • История авиации Семипалатинска
  • история авиации Талды-Кургана
  • История авиации Уральска
  • История авиации Усть-Каменогорска
  • История авиации Учарала
  • история авиации Чимкента
  • Санитарная авиация Казахстана
  • Поиск родных и сослуживцев
  • Контакты
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 1 (2011-2015г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 2 (2016 -2019г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 3 (2020 -2021г.г.).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 4 (воспоминания сотрудников, списки награжденных и проработавших 5 и более лет).
  • 10 лет медицинской авиации. Часть 5 (руководители, эмблемы).
  для комментария щелкните слева мы рады сотрудничеству
flexsmm.com
  • Хускварна цена
  • хускварна цена
  • husq.ru
  • Гардиан замки - Двухсистемный замок Гардиан 2514 .
  • moyzamok.ru
  • Звукоизоляция и теплоизоляция от производителя
  • rus-korda.ru

Добро пожаловать!!!

электронная книга В.Стешенко о истории рождения авиации и космонавтики:

 "Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную"

 

 По вопросу приобретения книги обращайтесь по телефону:

моб. +7 777 276 56 22.

E-mail: ler_nik@mail.ru, или на данный сайт: http://aviaengeneer.ru

(оплата возможна с помощью электронной платежной системы Яндекс ("Деньги"), номер кошелька 410012300566109)

         Более 500 экземпляров книги, автором безвозмездно переданы в различные учебные учереждения и библиотеки.

       Обращаю Ваше внимание, что книга не содержит материалов по истории авиации Казахстана.

Книгу можно почитать в библиотеках:

- Военного института СВО, г.Актобе;

- ср. школы № 56, г.Астана;

- ср. школы №32, г.Астана;

- Республиканской школы "Жас Улан", г.Астана;

- ТОО "Государственный авиационный центр", г.Астана;

- школы-гимназии № 31, г.Астана;

- УЦПАС (учебный центр подготовки авиационных специалистов) СВО, г.Талдыкорган;

- в "Детско-юношесткой библиотеке" г.Астана;

- в "Детской библиотеке" на ул. Мусрепова г.Астана (за 7-ой поликлиникой) и её филиалах по городу;

- в учебной библиотеке Национального университета обороны (г.Астана);

- в "Детской библиотеке им. М.Горького" г.Уральска;

- в библиотеках школы № 7, лицея № 35 (бывшая ср.школа № 10) г.Уральска;

- в библиотеке русской школы пос. Комсомольск и музее русской школы пос. Хобда Актюбинской области;

- в городской библиотеке г.Степногорск, школьной библиотеке с.Семеновка Акмолинской области;

- в библиотеке Центрального военного клинического госпиталя, г.Астана;

- в фондах Учебно-тренингового центра РГП на ПХВ "Республиканский центр санитарной авиации" Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

- в библиотеке Детского дома г.Астана.

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

© aviaengeneer.ru

Нужно помнить... ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА (ИАС) предназначена для осуществления инженерно-авиационного обеспечения (ИАО). Целью ИАО являются: содержание авиационной техники (АТ), обеспечение ее высокой надежности (безопасности полетов) и эффективности. Инженерно-авиационная служба - это механики, техники, инженеры, конструкторы и ученые.

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

книга о истории рождения авиации и космонавтики

 

"Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную"

Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся историей развития авиации и космонавтики, судьбами талантливых изобретателей подаривших людям крылья и открывшим дорогу во вселенную. Книга состоит из двух разделов: «Авиация» и «Космонавтика». Каждый раздел включает краткий экскурс в историю развития техники (авиационной и космической) и биографические очерки о первых ее изобретателях, ученых положивших теоретическую основу полетов из разных стран мира.  

      В книгу вошли 36 биографических очерка о жизни самых первых ученых и изобретателях сделавших первые практические шаги в покорении неба и космоса.

Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

Рейтинг@Mail.ru