Инженерно-авиационная служба Казахстана в лицах. Теги: история авиации Казахстана; авиационный инженер; обсуждение истории развития инженерно-авиационной службы Казахстана; изучение биографии авиаторов; история авиации.
На этой страничке размещены материалы о истории ИАС Военно-воздушных сил (ВВС) и ИАС Гражданской авиации (ГА).
Значение словосочетания: "Инженерно-авиационная служба"
Инженерно-авиационная служба (ИАС), одна из служб в военно-воздушных силах (ВВС) и в гражданской авиации (ГА). Она предназначена для инженерно-авиационного обеспечения авиационных частей ВВС, структурных подразделений ГА: содержания самолётов, вертолётов, планёров, авиационных двигателей, вооружения и оборудования в исправном и готовом к эксплуатации состоянии. ИАС занимается также организацией и осуществлением технически правильного использования авиационной техники, осуществляет ее техническое обслуживание и ремонт, руководит технической подготовкой лётного и инженерно-технического состава, научно-исследовательской работой по совершенствованию авиационной техники, разрабатывает руководства и наставления по техническому обеспечению, информирует о состоянии авиационной техники, оказывает помощь руководителям полётов (диспетчерской службе) по руководству действиями лётного состава.
Начало ИАС...
Приказ министра обороны Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 864 "Об установлении даты проведения годового праздника инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны":
Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования России от 7 декабря 1916 г. № 1632 координация деятельности личного состава по технической эксплуатации летательных аппаратов авиационных подразделений была возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота. С этого момента начинается отсчет деятельности инженерно-авиационной службы.
Инженерно-авиационная служба является основной и неотъемлемой частью авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, личный состав которой выполняет мероприятия по содержанию авиационной техники в постоянной готовности к использованию по предназначению и обеспечивает техническую безопасность полетов.
В соответствии с приложением 5 к статье 71 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь», приказом министра обороны Республики Беларусь от 15 декабря 2005 г. № 968 «О некоторых вопросах воинских ритуалов» с целью развития воинских традиций
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить дату проведения годового праздника инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны — 7 декабря.
2. Настоящий приказ разослать до отдельной воинской части Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.
Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Ю. В. Жадобин
Подготовил подполковник Игорь Жук,juk@vayar.sml.by ©
На фотографии Петродворец в г.Москве. С 1920 по 2010 год - это главный административный корпус Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского (корпус "А"). Слева и справа от него установлены бюсты К.Э.Циолковскому и Н.Е.Жуковскому (основателю академии). Теперь это принадлежит мэрии г. Москва. Академию - "Жуковку" объединили с академией им. Ю.А.Гагарина (она родилась на основе командного факультета Жуковки) и отправили в Воронеж, так что теперь ..... не догонишь...
В СССР, в период до 1933 года, служба называлась технической, с 1933 по 1940 год - техническо-эксплуатационной, с июня 1940 года по март 1942-го - эксплуатационно-технической службой ВВС Красной Армии. В марте 1942 года она была преобразована в инженерно-авиационную службу ВВС. Это название сохранилось по настоящее время.
О истории ИАС ВВС Казахстана
Начнем с того, что "изучим" фотографию, размещенную ниже. На ней многие из тех, кто стоял у истоков ИАС ВВС суверенного Казахстана. Все они уже офицеры запаса, некоторые к сожелению ушли из жизни, но они были первыми и все трудности становления ВВС Казахстана легли на их плечи. Когда они служили не было еще государственных наград, тогда и зарплату выплачивали с большими задержками. В гарнизонах порой месяцами не было электричества и тепла, но эти люди достойно выполняли свой долг... На месте современного командования ВВС (СВО) я бы инициировал их награждение государственными наградами, потому как эти люди сохранили доставшуюся от СССР материальную базу ВВС, осуществили перегон и освоение новой для Казахстана авиационной техники, подготовили новые кадры и много чего еще сделали...
Cлева на право: м-р Трохин А.А., м-р Щеглов Ю.Б., п/п-к Зябров О.В., п/п-к Мяус Ю.А, п/п-к Маменко А.А., п/п-к Кашантаев Р.А., м-р Хамидов А.А., п-к Арсеньев В.Н., п/п-к Гуляев, п-к Нургажин С.К. (ГИ ВВС), м-р Мыгур С.А., п/п-к Доледудко Л.В., к-н Стешенко В.Н., м-р Султанбеков К.Т. (г.Алматы, 1995г., первые сборы зам. командиров авиационных полков по ИАС суверенного Казахстана).
В первые годы, структура ВВС независимого Казахстана полностью соответствовала советской.
В первой середине 1930-х годов в ВВС Красной Армии происходили серьёзные структурные изменения, - укрупнение подразделений в ВВС. Вместо авиаотрядов появляются авиаэскадрильи и авиабригады, укомплектованные различными типами самолетов. Самолетный парк ВВС, тогда составляли 3500 самолетов. Эти условия требовали совершенствования системы управления и организации технической эксплуатации авиационной техники. В 1932 году было принято решение о разработке основополагающего документа по организации технической эксплуатации.
В 1933 г. вышло первое Наставление по техническо-эксплуатационной службе (НТЭС). В нем были изложены права и обязанности инженерно-технического состава ВВС, установлена система контроля авиатехники в частях. В разработку Наставления по технико-эксплуатационной службе ВВС РККА (НТЭС-33) большой вклад внесли сотрудники эксплуатационных кафедр ВВИА им. Н.Е.Жуковского: Е.С.Андреев, Л.С.Курин, И.В.Постнов, И.П.Бодров, А.Н.Пономарев, И.М.Мвйзенберг.
ШПИЛЁВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ
...В начале 2014 года, на связь со мной вышла Наталья Константиновна Шпилёва, - дочь генерал-майора авиации ШПИЛЁВА КОНСТАНТИНА МИХАЙЛОВИЧА. Фамилию - Шпилев, я впервые услышал, проходя обучение в академии имени Н.Е.Жуковского. Из переписки с Натальей Константиновной, я узнал, что этот известный и уважаемый человек был родом из Казахстана. С его именем связаны основные документы инженерно-авиационной службы, фотографии обложек которых приведены выше. По его учебникам училось не одно поколение авиационных инженеров СССР (и не только), в том числе мой отец и я. До сих пор я пользуюсь учебником «Инженерно-авиационная служба и эксплуатация летательных аппаратов» созданным под редакцией Константина Михайловича. Лично я был слушателем его лекций, близко знаком не был…, о чем безмерно сожалею. По этим причинам я публикую (с небольшими изменениями), любезно представленные Натальей Константиновной, материалы о Шпилёве Константине Михайловиче…
…генерал-майор авиации Шпилёв Константин Михайлович родился 21 ноября 1919 года в городе Верном (Алма-Ата) в семье военнослужащего. Его отец, Шпилев Михаил Владимирович служил в царской армии рядовым солдатом. После 1917 года и до 1944 года он находился в кадрах Советской Армии. Мать работала в швейных мастерских швеей, затем после окончания техникума работала воспитателем-педагогом.
В 1937 году Константин Михайлович закончил среднюю школу № 10 и поступил на учебу в Казахстанский Горно-металлургический институт на металлургический факультет, который и закончил в 1942 году. По окончании института ему было присвоено звание металлурга по металлургии цветных и драгоценных металлов.
В феврале 1942 года Константин Михайлович был призван в армию и направлен на учебу в Ленинградскую Военно-Воздушную Академию им. А.Ф.Можайского на инженерный факультет. Во время войны он участвовал в боевых действиях в должности воздушного стрелка (18 боевых вылетов) на пикирующем бомбардировщике Пе-2.
По окончании Академии с присвоением квалификации инженера-механика ВВС в декабре 1945 года Константин Михайлович был назначен на должность старшего техника авиаэскадрильи штурмового полка в г.Арад (Румыния). Затем, в этой же воздушной армии, он служил в должности старшего инженера штурмового полка.
В марте 1948 года Константин Михайлович был назначен преподавателем Фрунзенского военного авиационного училища летчиков.
С ноября 1949 по май 1956 года – он старший инженер-инспектор Управления Главного инженера ВВС (г.Москва) по истребительной авиации (Як-23, МиГ-15, МиГ-17).
С июня 1956 по сентябрь 1960 года, Константин Михайлович - начальник Отдела эксплуатации - заместитель Главного инженера 73 Воздушной Армии (г.Ташкент ТуркВО), в состав которой входили авиационные части и соединения дислоцирующиеся и в Казахстане. Туркестанский военный округ охватывал (по 1969-й год) всю Среднюю Азию.
С сентября 1960 по ноябрь 1966 года, Константин Михайлович - Заместитель Командующего 73 ВА по ИАС – Главный инженер 73 ВА (г.Ташкент ТуркВО).
К.М.Шпилёв служил практически на всех инженерных должностях строевых частей. Он имел бесценный опыт организации инженерно-авиационного обеспечения боевых действий авиации. Константин Михайлович участник Великой Отечественной войны, войны в Корее в начале 1950-х годов, где находился в должности доработчика конструкции самолета МиГ -15 бис, войны в Афганистане, когда в течение нескольких месяцев 1980-х годов он исполнял обязанности Главного инженера авиации 40-й армии.
С ноября 1966 года, Константин Михайлович – начальник Кафедры ИАС Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. проф. Н.Е.Жуковского. В ВВИА им. Н.Е.Жуковского, в должности начальника Кафедры ИАС он проработал без малого 40 лет. Провел тысячи учебных часов всех видов занятий, руководил не одним десятком слушателей-дипломников, подготовил 12 кандидатов технических наук.
К.М.Шпилёв – автор более 160 научных и учебно – методических трудов, в том числе 7 учебников. Участвовал в разработке учебных программ для нового вида обучения: «Подготовка руководящего инженерного состава» (ПРИС). Подготовил курс новой дисциплины для слушателей ПРИС и написал по этой дисциплине учебник «Организация и управление ИАС частей, соединений и объединений при ведении ими боевых действий». Участвовал и руководил разработкой руководящих документов ВВС – Наставлений инженерно-авиационной службе (НИАС) – 1964, 1971, 1978 годов, Курса боевой подготовки инженерно – технического состава (КБП ИТС-78).
Константин Михайлович награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и более 30 медалями, Почетным знаком Министерства высшего и среднего специального образования «За отличные успехи в преподавательской работе». Кандидат технических наук, профессор, Действительный член (академик) Академии наук авиации и воздухоплавания. Ветеран Вооруженных сил.
Последние годы жизни Константин Михайлович (по благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия П) - староста Приходского совета храма – часовни Архангела Гавриила памяти погибших авиаторов.
Константин Михайлович Шпилёв скончался 13 сентября 2010 года. Похоронен на Троекуровском кладбище г.Москва.
Супруга Константина Михайловича - Людмила Александровна Шпилёва (Панфилова), создавала надежный тыл в семье. Всю свою жизнь она посвятила интересам мужа и детей. Она закончила Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков по специальности «преподаватель немецкого языка». Скончалась 12 января 2011 года.
Из воспоминаний Евгения Матвеева «МОЙ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»: «Моим научным руководителем был Константин Михайлович Шпилев. Знаменитый на все ВВС СССР начальник первой кафедры первого факультета известной на весь мир Академии и просто инженер со Средней Азии.
Вертолеты, которые никогда не считались большой авиацией. И, тем не менее, умудренный опытом, генерал-майор ВВИА им. Н.Е. Жуковского взялся руководить выпускником Рижского ВВАИУ им. Я.Алксниса.
Не просто складывались наши взаимоотношения. При первой встрече сказал, как отрезал: «прежде, чем поступать в адъюнктуру, наберитесь опыта эксплуатации». Очень обидно было….
Спустя много лет, когда уже никто не хотел меня брать, сам вызвался стать моим научным руководителем. Каким я его увидел в начале 1990-х?
Наглаженные брюки, упирающиеся широкими лампасами в начищенные до блеска ботинки, генеральская рубаха с манящими погонами, высоченный лоб и совершено белая голова. Но больше всего меня поразили глаза. Удивительно добрые, умные и чуть ироничные.
В работе мы были единомышленниками и антиподами одновременно. Страшная смесь энергичной мудрости и не менее энергичной глупости. Он видел за горизонтом моего зрения. Знал такое, что никто не знал. И называл это «что-то» любимым словом «навар». После эмоционального появления очередной идеи, которая мне казалась находкой, Константин Михайлович меня спрашивал, а где «навар»? И тут моя находка превращалась «в пух и прах».
Научная кухня – это особое место. Здесь главное качество руководителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не только знать, где «навар», но и как его получить.
В силу молодости и неопытности, я постоянно с ним спорил. Наши горячие дискуссии продолжались часами и веселили всю кафедру. Но в этих спорах, Константин Михайлович сумел найти тайную ручку и открыть передо мной дверь в новый мир научных познаний. Научил ориентироваться, анализировать и раскрывать внутренние пружины и механизм происходящих процессов, сопротивляться и, главное, добиваться поставленных целей. Я уже и не вспомню тем наших споров, но никогда не забуду, кто дал свободу плавания в этой сложнейшей инженерно-авиационной профессии. Быть может, кому-то эти строки покажутся слишком восторженными. Ничего подобного. Спустя много лет в любой дискуссии я вспоминаю этот ироничный взгляд умных карих глаз и немой вопрос, где «навар-то», который заставляет вновь и вновь искать ответ.
С Константином Михайловичем было интересно и легко. Легкий на подъем. Легкий - в научном поиске. Он бескорыстно дарил эту удивительную свободу мысли и осязаемость результата, которые так необходимы не только в научной жизни. И если мне удалось, хоть что-то сделать, в этом заслуга моего руководителя. Значит не зря, он сначала прогнал меня, а затем взял в ученики. Учеником начальника кафедры быть почетно и ответственно. Это урок на всю жизнь, который всегда с тобой. Не могу сказать, что я был отличным адъюнктом. Годы, проведенные на стоянке, сделали свое дело. С появлением опыта, «убежала» математика. Но я не мог ударить в грязь лицом. Сам К.М.Шпилев – мой научный руководитель. Искал. Читал. Зубрил. Казалось, что «терпение и труд все перетрут». Но что-то не удавалось, не хватало. Не мог найти изюминку. Это сейчас понимаю, что кандидатская диссертация – это не рычаг, который должен перевернуть весь мир, а умение работать. Но тогда мне казалось, что мир рушится. Константин Михайлович пришел на помощь незаметно, мягко и совсем естественно. Казалось, что это я сам нашел решение, сам добился.
Шпилев прошел сложный и трудный путь инженера, преподавателя, ученого, организатора, но главная заслуга, как теперь говорят, стал основоположником. Есть такое понятие – основоположник научной школы. К.М.Шпилев сумел собрать школу инженерно – авиационной мысли, которая совершила качественный скачок с поршневой авиации на реактивную, стратегическую, и заняла достойное место в мире. Сегодня, когда принято ругать все, что было, приходит понимание, теряем что-то очень важное. Мы теряем родителей нашей инженерно – авиационной службы. Как в обычной жизни, когда нужно учиться жить без родителей, в авиации – учусь жить без своего научного руководителя. Иногда кажется, что так не хватает этих ироничных глаз»...
...С момента объявления РК суверенным, независимым государством и создания ВС РК были образованы ВВС ВС РК, заместителем командующего – главным инженером авиации был назначен полковник Нургажин Сармантай Кабдушевич (ныне генерал-майор авиции в запасе).(биографический очерк, фото из личного архива С.К.Нургажина)
Генерал-майор авиации, Нургажин Сармантай Кабдушевич, родился 4 декабря 1948 года, в селе Новый городок, Балкашинского района, Акмолинской области.
В 1969 году он с «отличием» окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище и проходил службу в Туркестанском военном округе.
В 1979 году, Сармантай Кабдушевич с «отличием» окончил Киевское высшее военное авиационно-инженерное училище. Он прошел все ступени в инженерно-авиационной службе:
- с июня 1979г. по август 1983г., - заместитель начальника, начальник технико-эксплуатационной части отдельного смешанного авиационно-транспортного полка в г.Алма-Аты;
- с августа 1983г. по октябрь 1985г., - заместитель командира по ИАС учебно-авиационного полка 5 центральных курсов в Киргизской ССР;
- с ноября 1987г. по декабрь 1990г., - Советник заместителя начальника Национальной авиационной школы ВВС и ПВО НРА (Ангола) по ИАС;
- с февраля 1990г. по август 1992г., - Главный инженер авиации 40 Армии;
- с сентября 1992г. по март 2000г., - заместитель Командующего ВВС РК по ИАС - Главный инженер авиации;
- начальник Департамента Вооружения МО РК, с марта 2000г. по январь 2001г.
- заместитель Командующего СВО ВС РК по вооружению, с января 2001г. по февраль 2002г.
Во время своей службы в период новейшей истории Казахстана Сармантай Кабдушевич принимал непосредственное участие в формировании ВВС республики. Вот некоторые вехи:
- работа (1994 - 2000 годы) в составе Правительственной делегации РК по принятию и практической реализации Соглашения между Правительством РК и Правительством РФ «О компенсации за вооружение и авиационную технику», выведенную на территорию РФ с территории РК от 24 июля 1995г.;
- во исполнение письменного распоряжения Президента РК от 9 августа 2000г. №05-5/11 – «О создании собственной авиаремонтной сети» на базе Авиаремонтного завода (АРЗ) №405, г.Алма-Аты и Авиаремонтного завода №406, г.Актюбинска, Сармантай Кабдушевич возглавил Правительственную комиссию в составе 17 человек, которая выполнила ревизию положения дел данных двух заводов, после чего, был предоставлен отчет в Правительство (от 24 ноября 2001г.). По результатам работы комиссии разработаны постановления Правительства РК:
- «О мерах по развитию производства ОАО «АРЗ №405», от 19 марта 2001г. №366;
- «О некоторых мерах по повышению эффективности использования и улучшения состоянии боеготовности вертолетного парка СВО ВС РК», от 11 июня 2001г. №799.
В ходе выполнения созданных Правительственных программ, на основании письменного распоряжения Президента РК от 9 августа 2000г. №05-5/11 – «О создании на территории РК собственной авиаремонтной сети», был освоен капитальный ремонт, модернизация первого военно-транспортного вертолета Ми-8МТ б/н №68 на ОАО «АРЗ №405», который был представлен Правительству РК, Президенту РК Н.А.Назарбаеву 6 июля 2001г. Тактико-технические данные вертолета представлял, по поручению МО РК, генерал-майор авиации Нургажин С.К., директор завода Утельбаев Н.К. Президент РК высоко оценил работу и лично объявил благодарность коллективу ОАО «АРЗ №405» и лицам представляющим вертолет.
С 26 февраля 2002 года генерал-майор авиации, Нургажин Сармантай Кабдушевич в запасе.
Однако, он продолжил свою трудовую деятельность в авиации Казахстана. В период с 2002 по 2004 годы - Сармантай Кабдушевич Главный инженер АО «Евро-Азия Эйр Интернейшнл», которая выполняла перевозку грузов на самолетах Боинг-747.
С 2004 года по настоящее время – он директор ТОО «Альтаир Эйр», являющегося собственником аэропорта Боралдай, расположенного по адресу: Алматинская область, Илийский район, п.Боралдай.
Воинское звание генерал-майор авиации, С.К.Нургажину, присвоено Указом Президента РК от 07.05.1996г..
Награды: Сармантай Кабдушевич награжден многими медалями, орденами. Из них важно отметить:
- за успешное выполнение Правительственных задач по оказанию интернациональной помощи в НРА в ходе боевых действий, по представлению Посла СССР в НРА, Сармантай Кабдушевич награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР: медалью «За Боевые Заслуги» (1987г.) и орденом "За Службу Родине в вооруженных Силах СССР" – 3 степени (1989г.);
- по представлению Наградного отделения Российской Федерации при Международном наградном союзе ООН, Сармантай Кабдушевич награжден Золотым орденом «За заслуги перед соотечественниками I степени» (2011г.).
Отец – Нургажин Кабдуш, работал в с.Новый городок бригадиром, управляющим отделения Максимовского совхоза, участвовал в ВОВ в рядах Советской Армии с 1939 по 1945 годы. Служил стрелком - снайпером, затем в пулеметной роте штаба прославленного Командующего 62-ой Армией маршала Чуйкова В.И. Под Сталинградом был ранен, после лечения в госпитале, вернулся в строй, дошел до Берлина. Умер 17.06.2003г.
Мать – Нургажина Асельжан, была труженицей тыла, вместе с мужем воспитала семерых детей. Умерла 14.06.2005г.
Жена – Нургажина Рано Рисбаевна, 23.03.1947 г.р. Окончила Ташкентский электротехнический институт, работала инженером Алматинского ЭТУС, в данный период – домохозяйка. Вместе с мужем воспитала двоих детей.
Сын – Нургажин Марат Сармантаевич, 16.09.1970 г.р. Сын, продолжая династию Нургажиных в авиации, - окончил в 1992г. с «отличием» Рижское высшее военное авиационно-инженерное училище. В 2000г. окончил с «Золотой медалью» факультет подготовки руководящего инженерного состава Военно-Воздушной академии им. проф. Н.Е.Жуковского. В 2010г. получил очередное офицерское звание – полковник, служит в должности командира авиационной базы в/ч 21647 г.Алматы.
Дочь – Нургажина Амаль Сармантаевна, 18.01.1980 г.р. Окончила в 2001г. Академию гражданской авиации, работает экономистом.
В 2011 году Международный наградной союз при ООН удостоил генерал-майора авиации РК Сармантая Нургажина золотого ордена "За заслуги перед соотечественниками" I степени, передает КазТАГ со ссылкой на минобороны Казахстана.
..."К награде казахстанского генерала, в настоящее время состоящего в должности советника министра обороны РК, представило наградное отделение России при международном наградном союзе при ООН в рамках акции, проводимой в 2011 году по материалам архива генштаба вооруженных сил СССР за период 1980-1990 годов по воинам-интернационалистам и участникам локальных войн, отмечается в информации. Как пояснили в военном ведомстве, Нургажин принимал боевое участие в оказании интернациональной помощи Народной Республике Ангола (НРА).
"Военную службу в НРА Нургажин проходил в должности советника, заместителя начальника национальной авиационной школы ВВС и ПВО НРА по ИАС, с ноября 1987 года по декабрь 1990 года", - говорится в информации.
Цитируя телеграмму посла СССР в НРА, минобороны информирует, что с разрешения старшего группы города Луанды Нургажин в составе советских экипажей осуществил множество вылетов в район боевых действий войск Северного фронта. С 1980 по 1990 год, воюя против банд "Унита", он лично принимал участие в восстановлении поврежденных и потерпевших аварию вертолетов Ми-17, Ми-35.
За успешное выполнение правительственных задач по оказанию интернациональной помощи НРА президиум Верховного совета СССР в декабре 1987 года наградил Нургажина медалью "За боевые заслуги", а в апреле 1989 года - орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени, говорится в сообщении.
Церемония вручения ордена с участием представителей ООН, госорганов и дипломатов Казахстана и России состоялась (авт. сайта) в Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи МО РК...".
Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/192278/
по информации Tengrinews.kz
на фото: слева генерал-майор авиации Нургажин С.К., справа полковник Султанбеков К.Т.
Руководящий ИТС частей ВВС РК:
На фото руководящий состав авиационных частей Казахстана (заместители командиров полков по ИАС и их начальники ТЭЧ) с офицерами управления ГИ ВВС на сборах в Николаевке (Жетыген) в 1996 или 1997 году. Попробуем их вспомнить...
В сентябре 2023 года, по инициативе заместителя главнокомандующего Силами воздушной обороны по вооружению (главного инженера) – начальника Главного управления вооружения полковника Нильдибаева Е.Б., приказом Министра обороны Республики Казахстан от 07 сентября 2023 года № 869 утвержден профессиональный праздник инженерно-технического состава - «21 мая - День специалиста инженерно-авиационного обеспечения (ИАО)» в ознаменование подписания приказа первым Министром обороны Республики Казахстан генералом армии Нурмагамбетовым С.К. от 21.05.1993 года № 12 «Об утверждении Правил инженерно-авиационного обеспечения». Это был первый документ, регламентирующий деятельность системы ИАО после обретения Казахстаном суверенитета.
К 30-тилетию Дня специалиста ИАО выпущен исторический очерк, юбилейная медаль и вымпел.
28 ноября 2023 года, Управлением главнокомандующего Силами воздушной обороны в г.Астане были организованы соответствующие торжественные мероприятия, на которых ряду ветеранов ИАО были вручены книга «30 лет ИАО СВО ВС РК. Исторический очерк», юбилейная медаль и памятный вымпел.
На фото: слева направо п-ки запаса Стешенко В.Н., Доледутко Л.В., п/п-к запаса Трохин А.А.
Инженерный отдел - станция Луговая:
На фото мои коллеги (в/ч 64207), те кто обеспечил перегон самолетов из России (21 МиГ-29, 12 Л-39) и обеспечил перебазирование самолетов в Жетыген (40 Миг-29), Балхаш (23 Л-39), Талдыкорган (32 МиГ-23) и Актобе (1 МиГ-29, 1 Л-39), обеспечил разделку 35 МиГ-23. Сейчас, даже в сегодняшних почти тепличных условиях трудно себе представить, что мы это смогли.
На фото я, - готовимся праздновать День авиации в Луговой, наверное это 1995 или 1996 год.
На КПИ (командный пункт инженера, Луговая)
О разном в ИАС ...
В Украине, в Харькове к 70 летию факультета авиационных инженеров (ХВВАИКУ), в феврале 2011 года скульптор Олег Шевчук (из технарей) своял памятник посвященный механикам, техникам, инженерам. Прототипом стал Макарыч из фильма "В бой идут одни старики" (актер Алексей Смирнов).
Слева на снимке макет памятника техникам. На правой фотографии будущий актер А.Смирнов на фронте с товарищами.
Материал - бетон, общая высота - 2,5 м.
Памятник Леониду Быкову (соавтор, режессер и испонитель главной роли фильма "В бой идут одни старики"), посвященный военным летчикам, находится в Киеве недалеко от аллеи Славы.
Немного о "Жуковке"...
Сборы преподавательского состава авиационно-технических и инженерных военных училищ СССР, 1974г. У Петровского дворца. Во втором ряду четвертый - мой отец п/п-к Стешенко Н.Л. (фуражка на бекрень).
Группа слушателей академии набора 1960г. у бюста Н.Е.Жуковскому (рядом с Петровским дворцом). Во втором ряду справа третий (в форме ВМ авиации) мой отец, Стешенко Н.Л.
Группа слушателей 1 факультета, набора 1989г. (пятилетний курс ППИ+ПРИС). Во втором ряду слева я (фуражка на бекрень).
На фоне корпуса первого факультета академии 15 лет спустя в 2009 г. (встреча выпускников 1994г.).
На фото, за списной у автора советская кузница авиационных кадров - ВВИА имени профессора Н.Е.Жуковского, которая оказалась не нужна в новейшей истории развития авиации РФ (Петровский дворец или корпус "А" - передан правительству г.Москва).
Руины "новой" истории академии имени Н.Е.Жуковского (переезд в Воронеж и пожар в июле 2012 года)... На снимке родной 1-й факультет в предверии 100 летия ВВС России...
Последние парадники СССР. На фото офицеры - слушатели Жуковки - участники последнего ноябрьского парада на Красной площади в Москве, 1990 года (на нижнем фото, слева ст. л-т С.Зайцев, справа ст. л-т В.Стешенко, - слушатели ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, на тренировке к параду. Мы и предположить не могли, что это будет последний парад СССР).
21 августа 1950 года - День рождения инженерно-авиационной службы гражданской авиации?...
Приказом начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР Маршала авиации С.Ф. Жаворонкова от 21 августа 1950 года № 181 было введено в действие первое в истории гражданской авиации страны "Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР" (НИАС ГА-50). Именно эта дата считается днем рождения инженерно-авиационной службы (ИАС). В Наставлении на основе опыта технической эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и военно-воздушных сил был системно сформирован свод отраслевых правил, определяющих требуемый уровень поддержания летной годности гражданских воздушных судов. С введением в действие НИАС ГА-50 процесс технического обслуживания и ремонта стал носить строго регламентированный характер, завершилось создание единой инженерно-авиационной службы отрасли от центрального аппарата гражданской авиации, его территориальных управлений до эксплуатационных предприятий.
20 августа 2010 года в Росавиации состоялось торжественное собрание, посвященное 60-летию инженерно-авиационной службы гражданской авиации России. Ветеранов и работников ИАС тепло поздравили руководитель Федерального агентства воздушного транспорта А.В.Нерадько, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г.К.Курзенков, заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ С.А.Гаврилов. Руководители отметили, что квалифицированные кадры инженерно-авиационной службы своим профессионализмом и самоотверженным трудом внесли достойный вклад в историю отечественной гражданской авиации и продолжают обеспечивать бесперебойное функционирование отрасли при высоком уровне безопасности полетов.
Приказ Росавиации от 20.07.2010 № 276
«О 60-летии образования системы поддержания летной годности воздушных судов в гражданской авиации»
Привожу только приказную часть документа:
"ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести в августе 2010 года комплекс юбилейных мероприятий, посвященных 60-летию образования системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов, приурочив их к празднованию Дня Воздушного флота России.
2. Образовать в Росавиации организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в связи с 60-летием создания системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов (Приложение № 1).
3. Утвердить план по подготовке и проведению мероприятий в связи с 60-летием создания системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов (Приложение № 2).
4. Рекомендовать руководителям межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства воздушного транспорта, производственных объединений, авиакомпаний и предприятий гражданской авиации совместно с профсоюзными организациями:
4.1. провести в своих организациях мероприятия в соответствии с п.1 и приложением 2 настоящего приказа;
4.2. поощрить, используя свои возможности, наиболее отличившихся работников инженерно-авиационной службы;
4.3. направить до 01.08.2010 в Управление государственной службы и кадров Росавиации кандидатуры работников инженерно-авиационной службы для награждения Почетной грамотой и Благодарностью руководителя Росавиации;
4.4 направить в Минтранс России и Росавиацию кандидатуры работников инженерно-авиационной службы для награждения ведомственными наградами Минтранса России в порядке, установленном приказом Министерства транспорта России от 18.10.2005 г. № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (в редакции приказа Минтранса России от 20.06.2007 №79).
5. Начальнику Управления государственной службы и кадров В.М.Ашихмину до 10.08.2010 подготовить приказ Федерального агентства воздушного транспорта о поощрении работников инженерно-авиационной службы гражданской авиации отраслевыми наградами Росавиации.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации В.И. Дмитриева".
Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.