Первый сайт, который полностью посвящен истории развития авиации и авиации Казахстана в частности:

 

 

 

  • истории авиации в городах Казахстана;
  • истории ВВС и инженерно-авиационной службы Казахстана;
  • истории санитарной авиации;
  • безопасности полетов в Казахстане;
  •        героям -  авиаторам казахстанцам; 
  • патриотическому воспитанию, династиям в авиации;
  • на сайте публикуются новости авиации и космонавтики Казахстана,  выдержки из книг автора, включающие биографические очерки о изобретателях, конструкторах и просто авиаторов;
  • материалы Международной олимпиады по истории развития авиации и воздухоплавания имени А.Ф.Можайского в Москве;
  • цитаты и афоризмы посвященные авиации и многое другое, связанное с авиацией и космонавтикой.
  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ на сайт: http://aviaengeneer.ru !

 Содержание сайта (странички) приведено ниже слева.


Для связи с автором щелкните клавишу

"Задать вопрос" (слева на экране).

 

 Автор готов оказать помощь, содействие авиационным компаниям, организациям и структурам в разработке нормативно-правовых актов, технической документации в сфере применения авиационной техники.

Прошу уважаемых читателей учитывать авторское право на материалы данного сайта.

Теги: авиация Казахстана, ВВС, история авиации и космонавтики; патриотическое воспитание; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история. 

    10 лет медицинской авиации.Часть 1. 2011 - 2015 годы.

    Автор: Стешенко Валерий Николаевич

    Юбилейный исторический очерк «Медицинской авиации Республики Казахстан – 10 лет».

    Юбилейный исторический очерк «Медицинской авиации Республики Казахстан – 10 лет» является некой летописью, в которой соблюдая хронологическую последовательность, опираясь на большое количество источников и документов, изложены основные этапы становления и развития медицинской (санитарной) авиации Республики Казахстан.

    Очерк охватывает весь период работы медицинской (санитарной) авиации Республики Казахстан с 2011 года по 2021 год, показывая практические результаты и достижения, рассказывая о сотрудниках, чьим трудом достигались эти результаты. При этом, Очерк не обходит стороной проблемы и допущенные в работе ошибки.

    Многие материалы, изложенные в Очерке, публикуются впервые, что делает данное издание весьма интересным для широкого круга читателей и памятным для тех, кто работал и продолжает работать в медицинской (санитарной) авиации.

    Автор выражает признательность всему коллективу РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан за оказанную помощь в сборе и подготовке материалов, вошедших в Очерк, и особую благодарность за предоставление информации из личного архива Нурлану Салимовичу Ахильбекову, за предоставление воспоминаний о своих первых полетах Сартаеву Борису Валерьевичу, Занину Виктору Николаевичу, Рябининой Елене Владимировне, Шарипову Болату Кажибаевичу, за помощь в сборе архивных материалов Тасмаганбетовой Айгуль Умирсериковне, Нурутдиновой Галие Хасеновне и Исмайловой Венере Марсовне, за помощь в работе над Очерком Манапбаеву Бахытжану Алтынбековичу.

     

    Пожелание читателям от автора

     

    Предлагаемый читателям юбилейный исторический очерк «Медицинской авиации Республики Казахстан – 10 лет», создан на основе фактического материала, имеющегося в РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, и воспоминаний ветеранов санитарной (медицинской) авиации Республики Казахстан.

    10 лет…, срок небольшой, но за это время спасены тысячи жизней наших соотечественников, среди которых немало детей, рожениц и беременных женщин, это невозможно оценить сухой статистикой. За каждой спасенной человеческой жизнью - радость родных и близких, а в большом масштабе - это вклад в укрепление нашего государства.

    В каждом регионе нашей республики санитарная (медицинская) авиация уже стала узнаваема. Проявляя высокий профессионализм, при этом, пропуская через своё сердце боль и страдания пациентов, сотрудники медицинской авиации оказывают экстренную медицинскую помощь во всех уголках нашей страны, независимо от погоды и времени суток.

    В юбилейный 2021 год, когда вся наша страна отмечает 30 летие независимости, мы констатируем, что медицинская авиация, как структурное подразделение скорой медицинской помощи - состоялось и это заслуга людей, которые порой с риском для собственной жизни, спешат к пострадавшим и нуждающимся в медицинской помощи, это заслуга и тех специалистов, которые обеспечивали и обеспечивают работу медицинского персонала.

    Важно отметить, что с начала 2020 года медицинская авиация работает в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

    Коллективу РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, посвящается этот Очерк.

    Хочется пожелать всем медицинским работникам, административному персоналу, авиаторам, всем тем, кто участвует в работе медицинской авиации, читателям этого Очерка успехов в дальнейшей работе на благо нашей Родины!

    С особой теплотой, хочется пожелать здоровья и успехов ветеранам медицинской авиации, Ваш опыт нужен молодым специалистам, посвятившим себя медицинской авиации!

    С ЮБИЛЕЕМ УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

     

    Предисловие

     

    После распада СССР, в Республике Казахстан осуществлялись только разовые полеты по транспортировке медицинского персонала и пострадавших, санитарная авиация, как отрасль здравоохранения, фактически отсутствовала.

    Санитарная авиация Республики Казахстан, а с 2020 года это уже медицинская авиация, не возникла на пустом месте, достаточно подробно история санитарной (медицинской) авиации была изложена в кратком историческом очерке «Санитарная авиация Республики Казахстан» (изд. 2017 г., Астана, IBSN 978-601-06-4809-8 Стешенко В.Н.).

    Предлагаемый читателю юбилейный исторический очерк «Медицинской авиации Республики Казахстан – 10 лет» (Очерк), сжато, в хронологической последовательности, рассказывает о создании, становлении и работе медицинской авиации Республики Казахстан, с момента её создания, как структурного подразделения (службы) системы здравоохранения нашего государства.

    Очерк содержит много фактических материалов об организации применения авиации в интересах здравоохранения, воспоминания ветеранов службы, охватывая весь десятилетний период.

    Содержание Очерка опирается на архивные документы, нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения и гражданской авиации, статистические материалы.

    Благодаря труду замечательных людей, медиков и авиаторов, специалистов обеспечивающих структур, ежегодно оказывается экстренная медицинская помощь тысячам граждан Республики Казахстан. За десять лет своей работы, медицинская авиация показала свою состоятельность -  обеспечив доступность экстренной медицинской помощи жителям даже самых удаленных населенных пунктов.

    На пути развития медицинской авиации были победы и достижения, были неудачи и ошибки, при этом был накоплен определенный опыт, сделаны выводы, и этот опыт необходимо использовать в своей работе сегодня. Уважение достижений и объективная оценка ошибок прошлого, - задел успешного будущего. По разным причинам не всё пока получается, - мешают частые кадровые перестановки, ошибки стратегического планирования, но медицинская авиация работает!

    Современные достижения в медицине и в авиации диктуют новые требования к медицинской авиации, их внедрение в повседневную деятельность позволит улучшить ее основные показатели, - доступность и своевременность оказания экстренной медицинской помощи населению Республики Казахстан.

     

    Раздел 1. Как всё начиналось

     

    Известно, что корни создания и развития санитарной авиации на постсоветском пространстве уходят в далекие 20-30 годы прошлого столетия.

    После распада Советского Союза (СССР) в 1991 году, произошел разрыв хозяйственных связей между образовавшимися независимыми государствами, что привело к затяжному кризису практически во всех сферах социально -экономической деятельности, не обошел кризис и санитарную авиацию.

    В период 1991-1994 годы, в переходный период от Казахской ССР к Республике Казахстан, осуществлялась жесткая экономическая политика, которая была направленна на сохранение советской модели здравоохранения в условиях ограничения бюджетного финансирования отрасли. В этот период, и вплоть до 2011 года, в Республике Казахстан полеты воздушных судов, с целью транспортировки пациентов и медицинского персонала, выполнялись очень редко - выполнялись лишь единичные полеты самолетов Ан-24, Ан-2, вертолетов Ми-2 и Ми-8, никакой системы по организации санитарных полетов не было.

    Постепенно, когда в стране начался экономический рост, появилась возможность реорганизации системы здравоохранения, которая подразумевала и процесс возрождения санитарной авиации. Авиационная перевозка больных и санитарная авиация - в нашей стране становится необходимостью, а по сути становится новой сферой деятельности, так как достижения в этой сфере были утрачены, при этом появилась уверенность, что в ближайшем будущем транспортировка больных с применением воздушных судов станет стандартной процедурой. [3, 12]

    В 2009 году Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. был утвержден Кодекс Республики Казахстан (№ 193-IV ЗPK от 18 сентября 2009 года) «О здоровье народа и системе здравоохранения», в котором впервые дается нормативно-правовое определение (статья 50): «Санитарной авиацией является форма предоставления экстренной медицинской помощи населению при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) специалистов соответствующей квалификации в медицинской организации по месту нахождения пациента. Предоставление медицинской помощи в форме санитарной авиации осуществляется путем доставки квалифицированных специалистов к месту назначения либо транспортировки больного, а также органов (части органов) для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию воздушным транспортом».

    На основании положений Кодекса, 26 ноября 2009 года был разработан и подписан приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от           № 793 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации». На основании этих Правил организуются Отделения санитарной авиации в областных центрах, в городе республиканского значения (Алматы) и в столице с целью обеспечения постоянной готовности и оперативного управления врачебными бригадами санитарной авиации, которые формировались структурными подразделениями медицинских организаций, оказывающих круглосуточную помощь (республиканские, областные, городские многопрофильные клиники, станции скорой медицинской помощи). [1]

    29 ноября 2010 года указом Президента Республики Казахстан   № 1113 была утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на период 2011 – 2015 годы, где в подразделе «Экстренная медико-спасательная помощь при чрезвычайных ситуациях» ставятся задачи по организация эффективной системы оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (ЧС) путем совершенствования материально-технического оснащения службы медицины катастроф, включая создание и оснащение профессиональных медицинских аварийно-спасательных формирований путём:

    создания 12 трассовых медико-спасательных пунктов (далее - ТМСП) на трассе Алматы - Кокшетау и 28 ТМСП на казахстанском участке трассы «Западная Европа - Западный Китай»;

    оснащения службы медицины катастроф аэромобильным госпиталем и многопрофильным мобильным госпиталем;

    оснащения медицинских и спасательных структур службы ЧС санитарными вертолетами и реанимобилями.

    Государственной программой «Саламатты Қазақстан», в качестве направлений по формированию эффективной системы здравоохранения, основанной на приоритетном развитии социально ориентированной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), определены направления, в том числе:

    развитие авиационной транспортировки больных, в том числе на дальние расстояния;

    координация действий персонала служб скорой помощи и санитарной авиации, ЧС, полиции, дорожной полиции, пожарной службы и водителей транспортных средств по оказанию первой медицинской помощи (подпункт 2, пункта 1 подраздела 5.4.).

    Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 06 января 2011 года № 18 в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан № 793 от 26 ноября 2009 года «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации» вносятся изменения, согласно которым деятельность отделений санитарной авиации координируется Республиканским Координационным Центром по санитарной авиации (далее - Республиканский Координационный Центр), определяемым уполномоченным органом в области здравоохранения.

    28 января 2011 года в своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев поручает «Правительству до 2015 года обеспечить создание не менее 16-ти вертолётов для нужд санитарной авиации» (подраздел 2.2. Здравоохранение). Таким образом, Президент определил приоритетность обеспечения вертолетами, производство которых началось в 2011 году. Напомним, - крупно-узловая сборка вертолетов ЕС-145 началась, для нужд Министерства обороны, на территории авиационной военной части с параллельным строительством вертолетного завода в г.Астана (ныне г.Нур-Султан), а первый вертолет, собранный в Казахстане, поднялся в небо 1 декабря 2011 года. Завод по сборке и обслуживанию вертолетов EC-145 – ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» открылся в г.Астана 29 июня 2012 года. Всего в 2011 году ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» поставило первые 6 вертолетов для нужд министерств Казахстана. Таким образом, в конце 2011 года Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - МЧС) были закуплены первые 4 специализированных вертолета ЕС-145, эксплуатационное освоение которых началось уже в 2012 году, общее количество которых составило 10 единиц. [12]

    По плану реализации задач, поставленных Президентом в апреле 2011 года, РГП «Казавиаспас» МЧС РК было преобразовано в акционерное общество «Казавиаспас» со стопроцентным участием государства в уставном капитале. В последующем, именно АО «Казавиаспас» стал основным поставщиком вертолетных услуг в интересах санитарной авиации, посредством специализированных вертолетов ЕС-145, на борту которых устанавливался медицинский модуль с современным медицинским оборудованием.

    14 апреля 2011 года приказом № 199 Министра здравоохранения Республики Казахстан Салидат Зекеновны Каирбековой, был создан Республиканский координационный центр санитарной авиации, пункт 1 приказа гласил: «Определить Акционерное общество «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи» Республиканским координационным центром по санитарной авиации». Основными задачами Центра были определены: организация, координация и совершенствование оказания экстренной медицинской и консультативной помощи населению Республики Казахстан с использованием авиационного транспорта. Таким образом, 14 апреля 2011 года была заложена основа развития существующей сегодня организационной системы санитарной авиации, которая должна была комплексно и централизовано решать задачи по оказанию экстренной медицинской помощи населению страны обеспечив её доступность и своевременность. Эта дата, стала отправной точкой в создании национальной санитарной авиации Республики Казахстан, а по сути её Днем рождения. [1, 3]

    Республиканский координационный центр санитарной авиации (далее – РКЦСА) возглавил Нурлан Салимович Ахильбеков. Курировала центр заместитель председателя Правления АО «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи» Пивоварова Ирина Юрьевна. [2]

    25 июня 2011 года Премьер-Министр Республики Казахстан Масимов Карим Кажимканович принял участие в презентации РКЦСА на базе АО «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи». В ходе презентации были продемонстрированы диспетчерский центр, тренинговый центр подготовки специалистов санитарной авиации, а также вертолет Ми-8 «Казавиаспаса» и автотехника, которая будет задействована для оказания экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП). В РКЦСА планировалось организовать работы совместно четырех министерств – Министерства здравоохранения, Министерства по чрезвычайным ситуациям (Божко В.К.), Министерства транспорта и коммуникаций (Камалиев Б.С.) и Министерства внутренних дел (Касымов К.Н.). [5]

     

    На фотографии: начало презентации РКЦСА 25 июня 2011 года, слева направо, входят: Масимов Карим Кажимканович (премьер-министр РК), Каирбекова Салидат Зекеновна (министр здравоохранения РК), встречают: Ахильбеков Нурлан Салимович (директор РКЦСА), Камалиев Берик Сайлауович (министр транспорта и коммуникаций РК), Божко Владимир Капович (министр по чрезвычайным ситуациям РК), Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович (министр внутренних дел РК). [2]

     

    На фотографии: презентация РКЦСА 25 июня 2011 года, на смотровой площадке возле вертолета Ми-171 АО «Казавиаспас», слева направо: вторая Каирбекова Салидат Зекеновна (министр здравоохранения РК), Масимов Карим Кажимканович (премьер-министр РК), Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович (министр внутренних дел РК), Божко Владимир Капович (министр по чрезвычайным ситуациям РК), Ахильбеков Нурлан Салимович (директор РКЦСА). [2]

     

    На фотографии: презентация РКЦСА 25 июня 2011 года, слева направо: Жакенова Фатима Якуповна (старший фельдшер РКЦСА), Байжунусов Эрик Абекович (вице-министр здравоохранения РК), Баймаханов Болатбек Бимендеевич (председатель совета директоров АО «Республиканский центр неотложной медицинской помощи» в г.Астана), Ахильбеков Нурлан Салимович (директор РКЦСА). [2]

     

    Министр по чрезвычайным ситуациям Божко В.К. на презентации сообщил, что для оказания помощи пострадавшим в ДТП центр планирует закупить 16 вертолетов. Это позволит охватить труднодоступные районы республики, в короткое время доставить медицинских работников до места ДТП или ЧС и вовремя эвакуировать тяжело пострадавших с места аварии. С информацией о развитии транспортной медицины Республики Казахстан на 2011-2015 годы выступила министр здравоохранения Каирбекова С.З..

    Образованный РКЦСА начал свою работу практически с «нуля». В кратчайшие сроки необходимо было решить многочисленные вопросы организационного плана: определить организационную - штатную структуру Центра; подобрать необходимые кадры и обеспечить их рабочими местами; создать нормативно – правовую базу и ещё выполнить огромный массив других мероприятий.

    Сотрудники Центра в условиях неполной укомплектованности, малого опыта, приложили немало усилий, чтобы в сжатые сроки наладить работу санитарной авиации.

    05 декабря 2011 года было подписано постановление Правительства Республики Казахстан № 1463 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации», согласно которому деятельность отделений санитарной авиации в регионах координируется РКЦСА, определяемым уполномоченным органом, при этом услуги санитарной авиации включают:

    1) транспортные услуги (доставка специалистов к месту нахождения пациента и обратно, транспортировка пациентов);

    2) медицинские услуги.

    Новыми Правилами, впервые, определялись конкретные требования к работе санитарной авиации, в частности: по организации круглосуточной диспетчерской службы по приему и регистрации вызовов; были определены основания использования санитарного авиационного транспорта (вертолет, самолет); конкретизирован состав штатной мобильной бригады службы санитарной авиации (МБСА); сформулированы основные требования к санитарному авиационному транспорту. Так, например, санитарный авиационный транспорт, обслуживающий отделения санитарной авиации, должен был иметь: «единые опознавательные знаки, специально оборудованный проблесковый маяк, звуковой сигнал, необходимое медицинское оснащение, в том числе оборудование для оказания сердечно-легочной реанимации в амбулаторных (полевых) условиях и во время движения санитарного авиатранспорта». Конечно позже, с приобретением опыта, многие положения этих Правил претерпели изменения и корректировки, но это было позже… [1]

    Несмотря на все трудности, первым сотрудникам РКЦСА удалось, в кратчайшие сроки, отработать и согласовать формы Договоров, которые были заключены с поставщиками медицинских и авиационных услуг, наладить практическую работу региональной координаторской сети, Диспетчерской службы санитарной авиации, которая выполняла процедуры приема информации от региональных координаторов для формирования Оперативной заявки на вылет воздушного судна и мобильных бригад санитарной авиации, и начать практическую работу по предоставлению экстренной медицинской помощи населению в форме санитарной авиации.

    Медицинские специалисты РКЦСА, в тот период, помимо вылетов, выезжали и на обычные «земные» вызовы в г.Астана, как обычная наземная служба скорой медицинской помощи (СМП), для обслуживания населения левобережья города.

    Первый вылет РКЦСА осуществил 03 июля 2011 года в Астраханский район Акмолинской области, тогда в столицу был транспортирован ребенок.

    В августе 2011 года был организован первый зарубежный вылет -  тогда на Родину была транспортирована девушка – студентка, находящаяся в коме, родом из Павлодара. [2]

    Всего санитарная авиация РКЦСА в 2011 году обеспечила выполнение 323 полетов. Появился первый практический опыт, понимание плюсов и минусов в организации всех этапов работы.

    Первые полеты казахстанской санитарной авиации выявили много проблем, которые оказывали существенное влияние на работу, среди них:

    слаборазвитая инфраструктура для использования воздушных судов (нет площадок для базирования, заправки и технического обслуживания воздушных судов, нет площадок пригодных для посадки вертолетов в городах);

    трудности взаимодействия между организациями, ведомствами;

    трудности согласования проезда специализированных автомобилей санитарной авиации к воздушным судам базирующимся в аэропортах;

    малое количество воздушных судов, пригодных к применению по линии санитарной авиации;

    отсутствие возможности организовать дежурство экипажей, воздушного судна;

    практически нет подготовленных экипажей для полетов в сложных метеорологических условиях и/или ночью;

    высокая стоимость авиационных услуг;

    недостаточная нормативно-правовая и методическая база. [3]

    В этот период не во всех регионах базировались воздушные суда санитарной авиации – работа по подбору поставщиков авиационных услуг продолжалась. По линии санитарной авиации тогда применялись самолеты       Ан-2, Ан-24, вертолеты Ми-2 и Ми-8, Во-105, MD-600N. [4]

    2 октября 2012 года был подписан приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от № 676 «Об утверждении стандартов аккредитации для субъектов здравоохранения». В этом приказе (глава 21.0 раздела Е «Специальные службы») были впервые стандартизованы вопросы состава медицинских бригад санитарной авиации, их подготовки, обеспеченности, а также были сформулированы общие требования к размещению пациента и к внутренней конфигурации салона авиационного транспорта. [1]

    Раздел 2. Образование «Республиканского центра санитарной авиации».

     

    Новой вехой в истории санитарной авиации Республики Казахстан стало создание, на основании постановления Правительства Республики Казахстан      № 1724 от 28 декабря 2012 года, Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр санитарной авиации» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее - РЦСА). Первым директором РЦСА был назначен Сергазин Бахытжан Шайдахметович, заместителем по медицинской работе Ахильбеков Нурлан Салимович. [3]

    Работа РЦСА основывалась на заключенном между Министерством здравоохранения Республики Казахстан (далее – МЗ РК) и РЦСА Договора об оказании услуг по реализации государственного задания «Организация работы по развитию санитарной авиации в Республике Казахстан», в соответствии с которым были определены задачи РЦСА:

    1. Организация и координация деятельности санитарной авиации в Республике Казахстан.

    2. Обеспечение и оказание экстренной и квалифицированной медицинской помощи.

    3. Обеспечение специализированной и высокоспециализированной, консультативно - диагностической медицинской помощи в форме санитарной авиации на областном или республиканском уровне, при невозможности оказания помощи на региональном уровне.

    Договором были определены и ожидаемые конечные результаты:

    1. Оказание организационно-методической и практической помощи регионам в развитии санитарной авиации.

    2. Обеспечение доступности, своевременного и качественного оказания экстренной медицинской помощи населению Республики Казахстан.

    3. Внедрение современных методов диагностики и лечения больных, нуждающихся в экстренной транспортировке. [1]

    Это был этап начала работы полностью самостоятельной структуры в системе здравоохранения, которая должна была обеспечить полный охват услугами санитарной авиации всех населенных пунктов страны. В этот период окончательно формируется состав Медицинского блока санитарной авиации, который непосредственно организовывает и оказывает экстренную медицинскую помощь пациентам в форме санитарной авиации, осуществляется укомплектование административных должностей РЦСА. В каждом регионе при медицинских организациях был задействован врач координатор службы скорой медицинской помощи и санитарной авиации. Конечно основная часть нагрузки по организации работы санитарной авиации, в этот сложный период, легла на плечи первых сотрудников: Ахильбекова Нурлана Салимовича, Ырымбаевой Назигуль Жарасовны, Жакеновой Фатимы Якуповны.

    Для решения практических задач по организации полетов санитарной авиации, необходимо было изучить опыт стран, где санитарная авиация уже успешно функционировала, изучить возможности отечественных авиационных компаний, подобрать партнеров со стороны медицинских организаций регионов, при этом, совместная работа и авиакомпаний, и медицинских организаций требовала четкой координации во всех регионах Республики Казахстан. [2]

     

    На фотографии: Ознакомление с работой медицинской авиации Турции 19 июня 2012 года: в центре, между парамедиками и экипажем вертолета Agusta-Bell AB139 (англо-итальянский двухдвигательный вертолет) Ахильбеков Нурлан Салимович (заместитель директора РЦСА) и Бюрабекова Людмила Витальевна (начальник Учебно-клинического отдела НКЦЭМ). [2]

     

    Важно отметить, что анализируя работу санитарной (медицинской) авиации других стран практически невозможно обобщить выводы и примерять, те, или иные показатели к санитарной авиации Республики Казахстан без их глубокого изучения, так как в каждой стране существует ряд национальных особенностей, определяющих направления развития санитарной авиации:

    - географические и демографические;

    - социальные;

    - различия в концепции организации медицинской помощи населению, системы ее финансирования;

    - количество медицинских учреждений, их возможности, распределение в регионах;

    - возможности национальной авиационной отрасли (наличие воздушных судов соответствующих характеристик, уровень инфраструктуры местных воздушных линий, режим их эксплуатации (круглосуточно, только в светлое время суток));

    - наличие специализированых государственных структур;

    - организация использования по линии санитарной авиации воздушных судов силовых государственных структур;

    - образовательный уровень медицинского персонала, задействованного в оказании помощи пострадавшим, его оснащенность, и как следствие, – объем медицинской помощи, оказываемой медицинской бригадой на местах;

    - законодательная база. [3]

    Решение поставленных задач, предусматривало, в том числе, широкое применение специализированных вертолетов ЕС-145 для региональных полетов и самолетов для транспортировки пациентов на большие расстояния (межрегиональные и зарубежные полеты).

    Процедуры ввода в эксплуатацию вертолетов и подготовки авиационного персонала АО «Казавиаспас», решение других организационных вопросов, только в 2013 году позволили более - менее активно использовать всего лишь 4 специализированных вертолета ЕС-145 в интересах санитарной авиации Казахстана.

    Наряду с использованием новых, практически только что вышедших из сборочного цеха, специализированных вертолетов ЕС-145, были заключены договора с 7 другими авиакомпаниями на использование вертолетов: ЕС-120В, ЕС-135, Ми-8, MD-600N, Во-105 и самолетов: Ан-24, Ан-28, Ан-2, «Cessna 208B Grand Caravan». [3, 4]

    Тогда, в своей работе РЦСА столкнулся с проблемой – эксплуатант специализированных вертолетов ЕС-145 (АО «Казавиаспас» МЧС РК) не может обеспечить их исправность, при этом, эти вертолеты стали широко применяться МЧС РК для реализации иных, узковедомственных задач, при этом постоянно допускались нарушения договорных обязательств по отношению к санитарной авиации, со стороны АО «Казавиаспас». Всё чаще возникали проблемы по исправности бортовых медицинских модулей вертолетов. В этих условиях, остро встал вопрос о принятии мер по дальнейшему сотрудничеству с эксплуататом вертолетов - АО «Казавиаспас». Однако, проявленная жесткая позиция директора РЦСА Сергазина Б.Ш., в то время не нашла поддержки в МЗ РК...

    В октябре 2013 года директором РЦСА назначается Ахильбеков Нурлан Салимович. С февраля 2013 года в РЦСА работает Умурзаков Ерлан Рыспекович, 15 мая 2013 года он был назначен заместителем директора РЦСА по экономике и финансам (по 15.05.2018 г., затем с 24.08.2020 г. по 13.08.2021 г.). [4]

    Медицинский блок, с 2011 года и по сей день, возглавляет Ырымбаева Н.Ж. Важно отметить, что Назигуль Жарасовной был организован тщательный подбор персонала Медицинского блока, единомышленников, ставших основой работоспособного коллектива санитарной авиации. Большинство персонала Медицинского блока и по сей день работают в санитарной (медицинской) авиации. Список ВЕТЕРАНОВ, тех - кто более пяти лет проработал в санитарной авиации опубликован в настоящем Очерке. Именно самозабвенным трудом этих людей, профессионалов своего дела, достигнуты те результаты, которые невозможно переоценить – это тысячи спасенных жизней, тысячи счастливых семей - чьих родных они спасли. Пропуская через свое сердце боль и страдания людей, которые нуждались в экстренной медицинской помощи, именно они - наши ветераны заложили основы всей системы санитарной авиации… Эта система и сегодня, как отлаженный часовой механизм, продолжает свою работу, совершенствуя и корректируя все процедурные вопросы.

    В 2014 году заместителем директора РЦСА по медицинским вопросам был назначен Агыбаев Гумырбек Рахымбекович (с 19.08.2014 г. - 09.06.2017 г., затем с 18.11.2020 года по настоящее время).

     

     

    На фотографии: Агыбаев Г.Р. (заместитель директора РЦСА по медицинским вопросам) проверяет состояние мобильной медицинской техники и работу Диспетчерской службы РЦСА (2014 год). [5]

     

    В 2013 – 2014 годы уже практически сформированы основы для полноценного функционирования санитарной авиации. В этот период, постепенно, «доводится – шлифуется» организационно - штатная структура РЦСА, процедуры всего производственного процесса, осуществляется поиск новых возможностей по реализации задач МЗ РК. Создаются Отдел стратегического развития и маркетинга, Инженерно-авиационный отдел (указаны современные наименования отделов), усиливается Отдел экспертизы.

    Опыт работы санитарной авиации показал наличие глубоких проблем в системе развития отечественной гражданской авиации. Проблемы, прежде всего, были связаны с устаревшим самолетным парком, отсутствием региональной аэродромной инфраструктуры. РЦСА в конце 2013 года, в целях изучения возможностей отечественных авиакомпаний по предоставлению авиационных услуг обращается к Председателю Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Сейдахметову Б.К. с просьбой «…информировать РЦСА о перспективах эксплуатации самолетов типа Ан-2, Ан-24 и Як-40 в воздушном пространстве Республики Казахстан (по местным воздушным линиям) в 2014 году и далее в последующие года». Позже РЦСА, перед началом каждого очередного календарного года, стал запрашивать рекомендации у уполномоченного органа в сфере гражданской авиации Республики Казахстан по вопросам применения тех или иных типов воздушных судов, перспективах развития гражданской авиации. [4]

    С увеличением количества полетов воздушных судов санитарной авиации стали чаще фиксироваться факты задержек вылетов из-за несвоевременного предоставления аэропортовских услуг по заправке топливом, противообледенительной обработке планера воздушного судна, подогреву силовых установок, обеспечению бортовым питанием и некоторых других услуг необходимых в процессе базировки воздушных судов. Стали возникать проблемы с проездом мобильных бригад санитарной авиации к воздушному судну на перрон аэропортов. В тот период, специалисты РЦСА пытаются согласовывать проблемные вопросы с руководителями аэропортов. Однако, проблемы были системными и РЦСА информирует о них Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан для принятия соответствующих решений.

    В начале 2014 года, в РЦСА был проработан вопрос о пересмотре тарифной политики в части касающейся авиационных услуг. В результате, авиакомпаниям было предложено раздельно учитывать стоимость 1 (одного) часа полета и 1 (одного) часа наработки воздушного судна на земле, при этом оплата 1 (одного) часа наработки на земле предложена в размере 50% от стоимости 1 (одного) часа полета. Такая система оплаты позволила мотивировать авиакомпании на сокращение времени «простоя» воздушного судна на земле и обеспечить потребности санитарной авиации в количестве полетов. Необходимо отметить, что вышеуказанное удалось осуществить благодаря четкому и рациональному планированию сил и средств РЦСА, которое было организовано и выполнено под руководством заместителя директора РЦСА по экономике и финансам Умурзакова Е.Р. [4]

    Много внимания было уделено созданию клинических протоколов, инструктивных материалов для мобильной бригады санитарной авиации, регионального координатора, административного персонала РЦСА, экипажа воздушного судна, которые предопределили организацию работы санитарной авиации в будущем. В этот период, в НПА вносится положение о том, что в воздушных судах, применяемых по линии санитарной авиации, используется стационарное, мобильное или смешенного типа медицинское оборудование.

    Для обеспечения своевременности и доступности медицинской помощи, в декабре 2014 года было открыто Представительство РЦСА в г.Алматы с зоной охвата: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская области. Первый директор Представительства Жанайдар Ермекович Мусин сумел быстро собрать дружный коллектив и организовать его работу по обеспечению межрегиональных полетов в зоне своей территориальной ответственности. Мусин Ж.Е. возглавлял Представительство РЦСА в г.Алматы с января 2015 года по январь 2018 года. [3, 4]

    Уже тогда (2014 -2015 годы), главным стратегическим направлением в развитии РЦСА было определено - совершенствование системы службы скорой медицинской помощи и санитарной авиации Республики Казахстан. Однако, по сей день (2021 год) финансирование осуществляется в рамках государственного задания «Организация работы по развитию санитарной авиации в Республике Казахстан»». Главными направлениями по достижению этой цели было укрепление и развитие кадрового потенциала и материально-технической базы, которые предусматривали решение следующих основных задач:

    - открытие тренигового центра при РЦСА, оснащенного специальным учебно-симуляционным оборудованием в соответствии с международными стандартами подготовки специалистов скорой медицинской помощи и санитарной авиации, с правом лицензирования и сертификации;

    - взаимодействие с высшими и средними учебными медицинскими заведениями в организации усовершенствования курса скорой медицинской помощи в учебных программах, постдипломного образования и курсов повышения квалификации;

    - совершенствование штатных нормативов службы скорой медицинской помощи и санитарной авиации с учетом совершенствования централизованных диспетчерских служб в регионах;

    - подготовка и повышение квалификации специалистов службы скорой медицинской помощи и санитарной авиации в области диагностики и лечения экстренных состояний в национальных и ведущих зарубежных клиниках, и научных центрах, в том числе при содействии международных организаций;

    - участие специалистов в международных обучающих семинарах и приглашение ведущих специалистов из-за рубежа для обмена опытом в области

    оказания экстренной медицинской помощи;

    - обеспечение РЦСА офисным зданием в г.Астана;

    - открытие многопрофильного стационара республиканского уровня для

    оказания специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи по линии службы санитарной авиации;

    - закуп специализированных самолетов с медицинским модулем (модулями);

    - обновление парка санитарного автотранспорта в соответствии с потребностями службы;

    - дальнейшее развитие телемедицины, включая приобретение переносных телемедициских комплексов. [3, 4]

    Решение указанных задач требовало обоснований и соответственно дополнительного финансирования, оснащения РЦСА. Эта ситуация, когда необходимо решать «многопрофильные» задачи не изменилась и позже, что не лучшим способом сказалось на работе РЦСА.

    Важно отметить, что большую роль в обеспечении деятельности РЦСА играл, и играет сегодня, Отдел информационных технологий, который возглавил Саваль Александр Егорович (с 2020 года руководитель Управления IT - технологии).

    Большую роль в применении авиации играет аэродромная инфраструктура. Слабо развитая аэродромная инфраструктура в регионах республики требует применения вертолетов и самолетов способных осуществлять взлет/посадку на грунтовые аэродромы и площадки подобранные экипажем с воздуха. Вертолетная техника, уступая самолетам по дальности полета, требует создания дополнительных заправочных станций, что влияет на экономическую эффективность применения вертолетов и приводит к потере времени, но вертолет может осуществить посадку и взлет совсем рядом с пациентом или медицинским учреждением. Все указанное, изначально поставило перед РЦСА задачу – обеспечение санитарной авиации Республики Казахстан различными типами воздушных судов (вертолетами и самолетами).

    Санитарная авиация продолжая сотрудничество с АО «Казавиаспас», параллельно продолжает привлекать вертолеты иных авиакомпаний, тем самым формируя систему резервирования работы АО «Казавиаспас». Продолжается широкое применение самолетов Ан-2. Неприхотливость этого самолета, его уникальные взлётно – посадочные характеристики и приемлемые размеры салона пациента, сделали его незаменимым для санитарной авиации.

    В этот период, многие небольшие авиакомпании попросту простаивали или выполняли незначительные, разовые заказы на полеты. Включение в работу по линии санитарной авиации частных отечественных авиакомпаний, как один из способов реализации государственно-частного партнерства, позволило запустить процесс восстановления грунтовых аэродромов и аэродромных площадок (вертодромов) в малонаселенных пунктах районов, практически во всех областях Республики Казахстан, без привлечения средств государственного бюджета. Процесс шёл медленно, но это было по сути начало оживления малой авиации, как отрасли гражданской авиации.  Таким образом, был обеспечен охват услугами санитарной авиации значительной части населенных пунктов республики, перечень которых постепенно расширялся. Однако, этот мультипликативный эффект до сих пор ошибочно воспринимается некоторыми управленцами в системе санитарной/медицинской авиации, как обязанность авиакомпаний.

    Необходимо отметить, что по ряду причин, ежегодно (в течение 2013-2021 г.г.) АО «Казавиаспас» предлагало к использованию по линии санитарной авиации значительно меньшее количество специализированных вертолетов ЕС-145 чем было приобретено, при этом на практике, из-за неисправностей и применения по иным задачам, использовалось еще меньше вертолетов (см. таблицу 1). [4]

    Таблица 1.

    Количество применяемых по линии санитарной авиации ЕС-145 по годам

    (на начало года), в скобках указано их фактическое количество в авиапарке

    2012

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    2018

    2019

    2020

    2021

    4 (10)

    4 (10)

    6 (14)

    10 (16)

    10 (16)

    11 (16)

    15 (16)

    14 (16)

    13 (16)

    12 (16)

     

    В 2014 году РЦСА информировал вице – министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Мусинова С.Р. о том, что «Несмотря на имеющееся количество специализированных вертолетов ЕС-145 (14 единиц), Договоры на авиатранспортные услуги в текущем 2014 году (в I и IV квартале) были заключены только по шести регионам Республики Казахстан (города: Астана, Алматы, Кокшетау, Атырау, Павлодар, Кызылорда), т.е. на то количество специализированных вертолетов ЕС-145, которое было предоставлено АО «Казависпас». Кроме того, необходимо отметить низкую исправность предоставленных специализированных вертолетов ЕС-145 и организацию их эксплуатации АО «Казависпас». Так, за период с 26 ноября по 21 декабря 2014 года, из 32 поданных РЦСА Оперативных заявок на специализированные вертолеты ЕС-145 АО «Казавиаспас» было выполнено только 16, что составляет 50%. Основными причинами их невыполнения явились: неблагоприятные метеоусловия – 4, задержка подготовки вертолета к своевременному вылету – 1, неисправность вертолета – 6, недостаточный радиус действия – 2, окончание светлого времени - 3.

    Высокая стоимость авиатранспортных услуг, небольшой радиус полета (до 250 км) и низкий процент выполнения АО «Казавиаспас» Оперативных заявок РЦСА в 2014 году компенсировался самолетами, способными осуществлять посадку – взлет на необорудованных площадках, имеющими оборудование для перевозки лежачих пациентов и переносное медицинское реанимационное оборудование. К такому классу относятся самолеты Ан-2,    Ан-28. Дополнительно, в 2014 году, РЦСА привлекались вертолеты других авиакомпаний: ЕС-130, ЕС-135, MD-600N, Во-106В, Ми-2, Ми-8». [4]

     

    На фотографии: Ахильбеков Н.С. (директор РЦСА) и Умурзаков Е.Р. (заместитель директора РЦСА по экономике) на презентации вертолетов завода по сборке и обслуживанию вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» (в начале июля 2014 года). [12]

     

    В этот период офис РЦСА располагался в одном из зданий комплекса    АО «Национальный центр онкологии и трансплантологии» по улице Жанибек Керей ханов 3, города Астана.

    Практический опыт работы первых лет подтвердил, что для реализации задач санитарной авиации требуются воздушные суда различных типов, имеющие соответствующую компоновку пассажирского салона и летно-технические характеристики, позволяющие их использовать в различных условиях, в том числе, в условиях отсутствия аэродромной инфраструктуры. Кроме того, выяснилось, что члены мобильных бригад санитарной авиации не используют оборудование медицинских модулей специализированных вертолетов ЕС-145.

    В 2014 году, в интересах санитарной авиации Казахстана, использовались специализированные вертолеты ЕС-145 (АО «Казавиаспас»), а также были заключены договора с 13 иными авиакомпаниями, эксплуатирующими вертолеты: ЕС-120В, ЕС-135, Ми-8, MD-600N, Во-105 и самолеты: Як-40, Ан-24, Ан-28, Ан-2, «Cessna 208B Grand Caravan». Таким образом, 11 типов воздушных судов используются РЦСА к концу 2014 года (из них 12 самолетов и 9 вертолетов). [3, 4]

    В конце 2014 года, по согласованию с Комитетом гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан был решен вопрос о нанесении логотипа санитарной авиации, как дополнительного знака, на все воздушные суда, используемые по линии санитарной авиации, их нанесение было включено в заключаемые с авиакомпаниями Договоры с 2015 года. Специализированные автомобили, применяемые в санитарной авиации, тоже были отмечены таким же логотипом. Фотография логотипа санитарной авиации приводится на фотовклейке в настоящий Очерк: «Эмблемы, логотипы, знаки медицинской авиации».

     

    На фотографии слева направо: Тайбеков Б.К. (врач МБСА), Жакенова Ф.Я. (старший фельдшер РЦСА), Агыбаев Г.Р. (заместитель директора РЦСА по медицинским вопросам), Ахильбеков Н.С. (директор РЦСА), Рахимжанов М.Б. (фельдшер МБСА) на выставке техники МЧС РК 03 октября 2014 года, в районе вертолетной площадки комплекса АО «Национальный центр онкологии и трансплантологии» (по улице Жанибек Керей ханов 3, города Астана). [12]

     

    В 2015 году, в интересах санитарной авиации Казахстана, использовались уже порядка 35-40 воздушных судов 13 авиакомпаний, из них самолеты типов: Ан-24, Ан-28, Ан-2, Як-40, Cessna 208B Grand Caravan и вертолеты типов: ЕС-145, ЕС-135, ЕС-130, Во-105, MD-600N, Ми-8, Ми-2. Количество воздушных судов и авиакомпаний, исходя из обстановки, менялось в течении года. Для оказания медицинских услуг РЦСА в 2015 году заключил соответствующие Договоры с 17 областными медицинскими организациями и 11 республиканскими медицинскими организациями в г.Астана (г.Нур-Султан) и г.Алматы. [4]

    С первых лет работы, стало очевидно, что развитие санитарной авиации республики, в определенной мере, способствует развитию гражданской авиации страны в целом, за счет так называемого мультипликативного эффекта (мы уже говорили об этом выше). Благодаря этому эффекту авиакомпаниями стали активно осваиваться полеты в небольшие, сельские населенные пункты, где жители наиболее нуждались в оказании экстренной медицинской помощи из-за отсутствия доступных медицинских учреждений или отсутствия квалифицированных медицинских специалистов. В некоторых населенных пунктах воздушного судна не видели с советских времен. При этом, где-то стали строиться новые грунтовые площадки и грунтовые аэродромы, где-то восстанавливались старые, заброшенные, организовывались стоянки воздушных судов санитарной авиации в аэропортах, улучшилась подготовка пилотов. К слову, на самолетах Як-40 ранее летали пилоты – граждане других стран, с 2015 года практически все экипажи, - это наши соотечественники. У некоторых авиакомпаний появилась возможность, впервые, вкладывать средства в модернизацию и капитальный ремонт своей авиационной техники. [3]

    В результате подготовительной работы, выполненной РЦСА, весной 2015 года председателем Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан была утверждена, а вице-министром здравоохранения Цой А.В. согласованна: «Временная технология взаимодействия аэропортов Республики Казахстан и РЦСА при обслуживании санитарных авиарейсов» (исх: МЗ и СР РК №05-1-30/05-1-30/1650-И от 19.05.2015 года, далее - Технология). Технология регламентировала процедуры проезда в аэропортовские зоны специализированных автомобилей обеспечивающих транспортировку мобильных бригад санитарной авиации, пациентов, к местам стоянки воздушных судов. Позже, в 2020 году были изменены наименования некоторых организаций и ведомств, корректировка нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации и здравоохранения, на основании чего, в этот год была начата работа по корректировке вышеуказанной Технологии. [4]

    В тот период Алексей Владимирович Цой курировал ряд медицинских организаций, в том числе и РЦСА, а 25 июня 2020 года, после определенного перерыва работы в аппарате МЗ РК, указом Президента Республики Казахстан он был назначен министром здравоохранения.

    Еще в 2015 году РЦСА пытался изменить ситуацию с парком применяемых воздушных судов имеющих значительный срок службы и морально устаревших. Специалистами РЦСА осуществлялся поиск возможностей сократить время на подбор соответствующего авиаперевозчика для международной авиационной транспортировки пациента (ов). С целью реализации этих планов изучался рынок авиационных услуг, в том числе, возможности отечественных авиакомпаний, изучались лётно – технические характеристики воздушных судов различных типов.

     Так с отечественной авиакомпанией АО «Авиакомпания «ASPAN» (генеральный директор Косолапов А.И.), предложившей услуги единого оператора, разрабатывался проект Договора по организации международных полетов по линии санитарной авиации на воздушных судах отечественных и/или зарубежных авиаперевозчиков. Однако, в тот период, реализация планов РЦСА не осуществилась по независящим от него причинам.

    27 апреля 2015 года был подписан приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 269 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и предоставления медицинской помощи в форме санитарной авиации». Нужно отметить, что практически все нормативно-правовые акты, утвержденные в Республике Казахстан, в части касающейся работы скорой медицинской помощи и санитарной авиации, были отработаны с непосредственным участием сотрудников РЦСА. [1]

    21-22 мая 2015 года, в рамках программы «8-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2015», прошла Международная
    научно-практическая конференция
    «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация», на которой с докладом «Санитарная авиация в Республике Казахстан» выступил директор РЦСА Ахильбеков Н.С.. Большинство из участников конференции - впервые услышали о развивающейся в Республике Казахстан санитарной авиации. Нужно отметить, что формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекает на эту конференцию профессионалов самых разных специальностей из разных стран. На конференции организаторам удалось объединить: медиков и летчиков, инженеров и менеджеров, гражданских и военнослужащих, разработчиков и эксплуатантов, производителей и покупателей. В перечень тем, для обсуждения на конференции, были включены:

    • современное состояние и возможные направления развития санитарной авиации;
    • перспективы создания парка современных медицинских вертолетов и самолетов;
    • стандарты оснащения и единые технические требования к медицинской аппаратуре, используемой на борту воздушных судов;
    • правовой статус медицинских специалистов, осуществляющих медицинскую эвакуацию на воздушных судах, а также привлеченных консультантов;
    • страхование профессиональных рисков, здоровья и жизни медицинских специалистов, осуществляющих медицинскую эвакуацию на воздушных судах;
    • порядок оказания, а также протоколы и стандарты медицинской помощи пациентам при санитарно-авиационной эвакуации;
    • система диспетчеризации санитарно-авиационной эвакуации;
    • возможности профессиональной переподготовки медицинского персонала, работающего в службе санитарной авиации;
    • проблемы финансирования медицинской эвакуации граждан воздушными судами;
    • медицинская эвакуация с использованием регулярных рейсов. [7]

    Эта тематика имеет актуальность и сегодня.

    09 июня 2015 года, в целях ознакомления, всех участников процесса организации и выполнения полетов воздушных судов санитарной авиации, с особенностями взаимодействия экипажа воздушного судна и медицинского персонала, в РЦСА был разработан и утвержден «Справочный бюллетень экипажу воздушного судна, мобильной бригаде санитарной авиации, региональному координатору выполняющим Оперативное задание по линии санитарной авиации».

    В конце 2015 года деятельность РЦСА была проверена комиссией Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет), который является высшим органом государственного аудита и финансового контроля в стране. Того рода проверка в РЦСА осуществлялась впервые, при этом, серьезных нарушений Счетным комитетом не было выявлено. Работа Счетного комитета стимулировала утверждение в РЦСА 10 ноября 2015 года «Правил к процедурам выбора воздушного судна для применения по линии санитарной авиации и подготовки Договора на авиационные транспортные услуги по оказанию экстренной медицинской помощи населению», а также «Правил о первоочередности применения некоторых типов воздушных судов по линии санитарной авиации». Эти Правила были разработаны Инженерно-авиационным отделом для установления единых правил координации процесса организации и выполнения полетов воздушных судов санитарной авиации еще в 2014 году, но директором РЦСА тогда они были проигнорированы.

    В ходе работы Счетного комитета со стороны РЦСА был представлен перечень существующих проблемных вопросов, которые необходимо решать, в том числе на межведомственном уровне:

    1) увеличение количества воздушных судов, используемых по линии санитарной авиации, в том числе за счет приобретения, соответствующих современным требованиям ИКАО (проблема устаревания самолетно – вертолетного парка);

    2) слабо развита аэродромная инфраструктура на уровне местных воздушных линий, что затрудняет процесс расширения географии мест базирования (дислокации) воздушных судов, используемых по линии санитарной авиации, включая строительство вертолетных площадок при медицинских организациях (ЦРБ и областные больницы);

    3) отсутствует единая методика тарифообразования авиационных услуг, финансируемых из государственного бюджета (уполномоченный орган в сфере гражданской авиации);

    4) включение авиационных услуг в перечень услуг, освобожденных от НДС на территории Республики Казахстан;

    5) приобретение (строительство) собственного офисного здания для размещения структурных подразделений РЦСА, в соответствии с организационно-штатной структурой;

    6) открытие учебно-тренингового центра при РЦСА, с целью обучения медицинских специалистов работе в условиях применения воздушного судна;

    7) внедрение единого Call-центра и системы наблюдения и мониторинга транспортных средств;

    8) обновление парка санитарного автотранспорта и его медицинской техники, в соответствие с потребностями РЦСА;

    9) приобретение медицинских модулей и медицинской техники для оснащения воздушных судов, применяемых по линии санитарной авиации.

    Счетный комитет был проинформирован о том, что АО «Казавиаспас» не в состоянии полностью удовлетворить потребности РЦСА в авиационных услугах специализированных вертолетов ЕС-145 по всем регионам Республики Казахстан. По состоянию на январь 2015 года, для АО «Казавиаспас» было уже приобретено 16 (шестнадцать) специализированных вертолетов ЕС-145, которые РЦСА предложил использовать в 16 регионах Республики Казахстан (включая города Астана, Алматы). Однако, АО «Казавиаспас» предоставило только 10 (десять) вертолетов ЕС-145, некоторые из них приступили к работе по линии санитарной авиации только в конце января и в феврале 2015 года. Фактически, в течении 2015 года, средняя исправность специализированных вертолетов ЕС-145 составила порядка 50%, а в некоторые месяцы представлялось только 3 - 4 вертолета. Такое положение дел вынуждало РЦСА принимать меры по резервированию вертолетов АО «Казавиаспас» воздушными судами иных авиакомпаний. [4]

    В РЦСА большое внимание уделялось и уделяется сегодня повышению уровня квалификации сотрудников санитарной авиации, так в 2015 году специалисты Медицинского блока прошли переподготовку и получили Сертификаты по таким темам, как: «Кардиология», «Реанимация и интенсивная терапия неотложных состояний», «Тактика оказания неотложной помощи ребенку и взрослому населению», «Неонатальная реанимация», «Алгоритмы интенсивной терапии при острых нарушениях сердечно-сосудистой деятельности и остановки сердца», «Стандарты оказания неотложной помощи», «Алгоритмы интенсивной терапии при острых нарушениях сердечно-сосудистой деятельности и остановки сердца у детей», «Догоспитальная неотложная помощь при травмах». [4]

    В 2015 году команда РЦСА заняла III место в ежегодном международном практическом соревновании по оказанию скорой медицинской помощи в Литве, в котором принимало участие более 30 стран Европы и СНГ. В мероприятии, организованном Ассоциацией учреждений скорой медицинской помощи Литвы, ЗАО «Kriziutyrimo centras» (Центр исследования кризисов) и Обществом неотложной медицины Литвы, приняли участие, как представители Казахстана, заместитель директора РЦСА по медицинской работе Гумырбек Агыбаев, врачи Борис Сартаев, Елена Рябинина и фельдшер Светлана Ушакова. [3]

    В 2015 году был почти реализован план РЦСА по размещению в каждом регионе Республики Казахстан по два воздушных судна: самолета и вертолета, за исключением западных областей страны, где в тот период работали по одному воздушному судну. Авиакомпании весьма неохотно «заходили» в западные регионы и РЦСА пришлось принимать дополнительные меры по организации там базирования самолетов Ан-2 и специализированных вертолетов ЕС-145.

    Таким образом, за период реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, коллективом РЦСА были достигнуты значительные результаты, санитарная авиация была уже узнаваемой структурой в общей системе здравоохранения республики.

    • Содержание сайта:
    • Об авторе и его книге
    • Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
    • Новости
    • Статьи
    • ИАС Казахстана в лицах
    • Космос
    • Авиация
    • Династии в авиации
    • Биографические очерки о первопроходцах в воздухе
    • Биографические очерки о первопроходцах в космосе
    • Патриотическое воспитание
    • Эмигранты Российской империи (СССР)
    • Цитаты
    • Самолеты Казахстана
    • События и новости авиации (космонавтики) в Казахстане
    • Персоналии ВВС и ГА
    • Герои авиаторы - казахстанцы
    • Мы гордимся Вами
    • Записки авиаинженера...
    • Олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию
    • Сотрудничество
    • О безопасности полетов в Казахстане
    • Воздухоплавание
    • История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)
    • История авиации Казахстана (1941-1945г.г.)
    • История авиации Казахстана (1946-1991г.г.)
    • история авиации Актюбинска
    • История авиации Актау (Шевченко)
    • История авиации Алматы
    • История авиации Астаны
    • История авиации Атырау (Гурьев)
    • история авиации Балхаша (Сары-Шаган, Балхаш-9)
    • История авиации Джамбула (Тараз)
    • История авиации Караганды
    • История авиации Кустаная
    • история авиации Кызылорды
    • История авиации - станция Луговая, 715 уап
    • История авиации Павлодара
    • История авиации Петропавловска
    • История авиации Семипалатинска
    • история авиации Талды-Кургана
    • История авиации Уральска
    • История авиации Усть-Каменогорска
    • История авиации Учарала
    • история авиации Чимкента
    • Санитарная авиация Казахстана
    • Поиск родных и сослуживцев
    • Контакты
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 1 (2011-2015г.г.).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 2 (2016 -2019г.г.).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 3 (2020 -2021г.г.).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 4 (воспоминания сотрудников, списки награжденных и проработавших 5 и более лет).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 5 (руководители, эмблемы).
    • Содержание сайта:
    • Об авторе и его книге
    • Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
    • Новости
    • Статьи
    • ИАС Казахстана в лицах
    • Космос
    • Авиация
    • Династии в авиации
    • Биографические очерки о первопроходцах в воздухе
    • Биографические очерки о первопроходцах в космосе
    • Патриотическое воспитание
    • Эмигранты Российской империи (СССР)
    • Цитаты
    • Самолеты Казахстана
    • События и новости авиации (космонавтики) в Казахстане
    • Персоналии ВВС и ГА
    • Герои авиаторы - казахстанцы
    • Мы гордимся Вами
    • Записки авиаинженера...
    • Олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию
    • Сотрудничество
    • О безопасности полетов в Казахстане
    • Воздухоплавание
    • История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)
    • История авиации Казахстана (1941-1945г.г.)
    • История авиации Казахстана (1946-1991г.г.)
    • история авиации Актюбинска
    • История авиации Актау (Шевченко)
    • История авиации Алматы
    • История авиации Астаны
    • История авиации Атырау (Гурьев)
    • история авиации Балхаша (Сары-Шаган, Балхаш-9)
    • История авиации Джамбула (Тараз)
    • История авиации Караганды
    • История авиации Кустаная
    • история авиации Кызылорды
    • История авиации - станция Луговая, 715 уап
    • История авиации Павлодара
    • История авиации Петропавловска
    • История авиации Семипалатинска
    • история авиации Талды-Кургана
    • История авиации Уральска
    • История авиации Усть-Каменогорска
    • История авиации Учарала
    • история авиации Чимкента
    • Санитарная авиация Казахстана
    • Поиск родных и сослуживцев
    • Контакты
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 1 (2011-2015г.г.).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 2 (2016 -2019г.г.).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 3 (2020 -2021г.г.).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 4 (воспоминания сотрудников, списки награжденных и проработавших 5 и более лет).
    • 10 лет медицинской авиации. Часть 5 (руководители, эмблемы).
      для комментария щелкните слева мы рады сотрудничеству
    flexsmm.com

    Добро пожаловать!!!

    электронная книга В.Стешенко о истории рождения авиации и космонавтики:

     "Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную"

     

     По вопросу приобретения книги обращайтесь по телефону:

    моб. +7 777 276 56 22.

    E-mail: ler_nik@mail.ru, или на данный сайт: http://aviaengeneer.ru

    (оплата возможна с помощью электронной платежной системы Яндекс ("Деньги"), номер кошелька 410012300566109)

             Более 500 экземпляров книги, автором безвозмездно переданы в различные учебные учереждения и библиотеки.

           Обращаю Ваше внимание, что книга не содержит материалов по истории авиации Казахстана.

    Книгу можно почитать в библиотеках:

    - Военного института СВО, г.Актобе;

    - ср. школы № 56, г.Астана;

    - ср. школы №32, г.Астана;

    - Республиканской школы "Жас Улан", г.Астана;

    - ТОО "Государственный авиационный центр", г.Астана;

    - школы-гимназии № 31, г.Астана;

    - УЦПАС (учебный центр подготовки авиационных специалистов) СВО, г.Талдыкорган;

    - в "Детско-юношесткой библиотеке" г.Астана;

    - в "Детской библиотеке" на ул. Мусрепова г.Астана (за 7-ой поликлиникой) и её филиалах по городу;

    - в учебной библиотеке Национального университета обороны (г.Астана);

    - в "Детской библиотеке им. М.Горького" г.Уральска;

    - в библиотеках школы № 7, лицея № 35 (бывшая ср.школа № 10) г.Уральска;

    - в библиотеке русской школы пос. Комсомольск и музее русской школы пос. Хобда Актюбинской области;

    - в городской библиотеке г.Степногорск, школьной библиотеке с.Семеновка Акмолинской области;

    - в библиотеке Центрального военного клинического госпиталя, г.Астана;

    - в фондах Учебно-тренингового центра РГП на ПХВ "Республиканский центр санитарной авиации" Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

    - в библиотеке Детского дома г.Астана.

    Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

    © aviaengeneer.ru

    Нужно помнить... ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА (ИАС) предназначена для осуществления инженерно-авиационного обеспечения (ИАО). Целью ИАО являются: содержание авиационной техники (АТ), обеспечение ее высокой надежности (безопасности полетов) и эффективности. Инженерно-авиационная служба - это механики, техники, инженеры, конструкторы и ученые.

    Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

    книга о истории рождения авиации и космонавтики

     

    "Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную"

    Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся историей развития авиации и космонавтики, судьбами талантливых изобретателей подаривших людям крылья и открывшим дорогу во вселенную. Книга состоит из двух разделов: «Авиация» и «Космонавтика». Каждый раздел включает краткий экскурс в историю развития техники (авиационной и космической) и биографические очерки о первых ее изобретателях, ученых положивших теоретическую основу полетов из разных стран мира.  

          В книгу вошли 36 биографических очерка о жизни самых первых ученых и изобретателях сделавших первые практические шаги в покорении неба и космоса.

    Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.

    Рейтинг@Mail.ru