Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
Вооруженным Силам Казахстана 25 лет
На этой страничке сайта, читателю предлагается познакомиться с творчеством авиаторов Казахстана: генерал-майора авиации в запасе Быкова Евгения Владимировича и полковника в запасе Ермека Жумабековича Сейтбатталова. Их стихи и публицистика многое рассказывают о людях, которые приложили немало сил для становления Вооруженных сил Республики Казахстан.
Из самиздатовского сборника стихов и эпиграмм «Обо всем понемногу» Быкова Евгения Владимировича:
*** Бывает (06.11.1998г., с сокращениями)***
…Выполнишь посадочку:
Блеск! Не как-нибудь,
И про неувязочку
Сразу позабудь.
Слезешь по стремяночке,
Плечи развернешь,
И вдоль по стояночке
С гордостью идешь.
Будет банька вечером,
Камелек, парок.
Венечком отмеченный
Ляжешь на полок.
И под простынями
Посидишь рядком,
С юными друзьями,
С бархатным пивком.
Разговором гладким
Убедишь ребят:
Не бывает сладким
Летный шоколад.
*** полковнику Леуцкому А.Р. (29.06.1999г.)***
Вы были мыслью связаны одной,
Вы были сплетены желаньем обоюдным,
С легкостью встреч и расставаньем трудным
Сложнейший аппарат и человек земной.
Как упоительно сверканье блистеров,
Ласкает ухо шум несущей втулки,
Шелест трансмиссии не звонкий и не гулкий,
И палец нежно гладит кнопку триммеров.
Обученный умелою рукой,
«Отбитый» конус лопастей вперед толкает,
Кто о полетах как и в юности мечтает,
Тому доступен и понятен мир такой.
Пусть лучшая часть века позади,
Не требуй жалости к себе и состраданья,
И через десять лет опять свои желанья
Очередным полетом награди.
*** полковнику Снежанову Н.П. (21.09.1998г., с сокращениями)***
Пакет анкет не будоража,
Перечисляя годы, дни,
Для нас фамилия Снежанов –
Не только надпись на двери.
Волей судьбы был послан в шкрабы,
Все знают, что это почет,
Кубинцы, сербы и арабы Всех научи, прими зачет.
Конспектом счастья не измерить, -
В другом желанье и задор:
Ведь в самолет ЭЛ тридцать девять
Влюблен он с самых ранних пор.
Знакомо тело в кресло вжалось –
Привычен сложный пилотаж.
Хоть чувствует он к Элке жалость –
Пускай постонет фюзеляж.
Развал Союза озадачил:
Как быть теперь и как нам жить?
Выбор был сделан. Не иначе:
Служить и продолжать учить.
Продолжение следует….
На просторах интернета я наткнулся на публикации Ермека Жумабековича Сейтбатталова (на фото) - полковника запаса, военного летчика – истребителя, прошедшего славный военный путь от курсанта до начальника Главного штаба Сил воздушной обороны Вооруженных сил Республики Казахстан (ВС РК), руководителя одного из подразделений аппарата Министерства обороны РК.
После развала СССР Ермек Жумабекович принимал активное участие в становлении ВС РК. Я помню, что он никогда не был пасивен, его четкие и по существу реплики и, иногда неудобные вопросы на сборах командования авиационных частей руководству ВВС (затем СВО), вызывали бурное обсуждение. Позже, когда Ермек Жумабекович был назначен на должность начальника Главного штаба СВО ВС РК он имел смелость и честь поднимать актуальные, злободневные вопросы и предлагать способы их решения, которые иногда шли в разрез с «общепринятым мнением», что конечно же отразилось на дальнейшем прохождении службы.
Выйдя в запас Ермек Жумабекович, с присущим ему оптимизмом, взялся за продвижение в ВС РК военной науки, являясь сотрудником АО "Центр военно-стратегических исследований". Кроме этой, безусловно востребованной работы, он активно занялся публицистикой. На сегодня, активный блогер Е.Ж.Сейтбатталов имеет ряд опубликованных работ различного жанра, - прозу, военно-исторические очерки, военно-политические аналитические материалы. Конечно через все работы Ермека Жумабековича, красной нитью проходит АВИАЦИЯ, что делает их очень полезными в плане военно-патриотического воспитания молодежи. Приведу одну цитату принадлежащую Ермеку Жумабековичу, характеризующего его, как человека и гражданина: «Над военным летчиком всегда должно быть огромное небо (даже на фото). И желательно, чтобы это было небом далекого детства».
В преддверии замечательного юбилея ВС РК, мне хочется познакомить читателей сайта с очерком Е.Ж.Сейтбатталова «Вооруженные силы Казахстана на пороге своего 25-летнего юбилея» (с разрешения автора).
Ермек Сейтбатталов: «Вооруженные силы Казахстана на пороге своего 25-летнего юбилея».
(Источники: За нашу любимую Родину! | Блог-платформа Your Vision , ermek_sbtl.yvision.kz , yvision.kz/post/762969 10.04.17 копия , фото из архива Е.Ж.Сейтбатталова).
Глава 1
Пролог. Как это было.
Создание Вооруженных Сил Республики Казахстан было вызвано возрождением казахской государственности. Начало возрождению казахской государственности было положено процессом распада Советского Союза. Само наличие вооруженных сил без государства бессмысленно, так как они являются одним из неотъемлемых институтов государства и атрибутом его незыблемости.
Сегодняшний двадцатипятилетний юбилей, это годы поиска способов строительства национальных вооруженных сил, оснащения и снабжения, обучения и воспитания личного состава, укрепления воинской дисциплины. Это годы поиска эффективных решений создания боеспособных вооруженных сил в условиях быстроменяющегося мира. Это годы эволюции, трансформации и становления.
Вооруженные силы Казахстана такие, какими они стали сегодня. Сделано много, предстоит сделать еще больше. Впереди еще много непокоренных вершин.
Для того, чтобы оценить достижения и состояние Вооруженных Сил Республики Казахстан, надо вспомнить как это начиналось, какой путь и через что пришлось пройти. Ретроспективный анализ позволяет увидеть и понять обстановку, повороты событий, существовавшие риски, логику становления и развития вооруженных сил. И это будет рассказ о нелегких девяностых и последующих годах.
***
ГКЧП и путч. Первая трещина в фундаменте Советского Союза
За небольшой период времени, в связи с уходом из жизни, сменилось ряд политических лидеров Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Перестройка и ускорение начатая первым и последним президентом СССР М.Горбачевым не решила проблем системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере. Эти проблемы и были причиной разлада жизнедеятельности Советского Союза. Страна стояла на пороге вынужденных экономических и политических реформ. В этом русле, новоогаревский процесс шел к своему логическому завершению. Субъекты Советского Союза планировали свое дальнейшее существование в новых политико-экономических отношениях и в новой политической форме. Состоявшийся в марте 1991 года референдум, показал поддержку этого процесса подавляющим большинством граждан. Они проголосовали за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик», Союза Суверенных Государств (ССГ).
Три республики Прибалтики бойкотировали мартовский референдум и отказались подписывать новоогаревские документы. Произошедшие в Вильнюсе 11 января 1991 года вооруженные столкновения силовых структур СССР и граждан Литвы ускорили выход этих республик из состава СССР. Прибалтийские республики, еще до августовского путча 1991 года, ушли «не прощаясь» из состава СССР и это обстоятельство, затруднило оставшимся республикам говорить от имени всего Советского Союза.
Силы, не желавшие дальнейшего продолжения перестройки и благополучного завершения новоогаревского процесса, 19 августа 1991 года организовали путч. Путчем руководил созданный инициаторами путчистов Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он выступил против распада СССР и создания ССГ.
Путч не удался, но он стал катализатором событий и резко очертил границу между теми, кто за демократию и теми, кто за диктатуру. Разделив страну на два лагеря, путч изменил расклад сил в обществе, а главное изменил статус и авторитет союзного руководства страны. Своим неуклюжим выступлением и затем самороспуском, ГКЧП добился прямо противоположного результата от преследуемой им цели. Это усилило центробежные процессы в СССР и ускорил его распад.
В это время я проходил службу в одном из таёжных гарнизонов, на аэродроме «Сокол» и охранял воздушные границы Советского Союза на северных его рубежах. Наш 765 истребительный авиационный полк, также, как и другие полки, из-за путча в Москве, был приведен в боевую готовность №1. Вместо обычного звена самолетов, несущих боевое дежурство, состав боевого дежурства был усилен до эскадрильи.
Летчики, истребительной авиации противовоздушной обороны, несущие боевое дежурство, уже в мирное время выполняют боевую задачу. Они охраняют воздушные границы страны, готовы отразить любую агрессию врага и, если потребуется положить жизнь за Родину. В этом случае все было иначе. Задачи, которые ставились от имени ГКЧП были сумбурные и вызвали немало удивления даже у летного состава, повидавшего немало за свою службу.
Путч закончился выступлением Б.Ельцина с танка перед Белым домом в Москве, М.Горбачев возвратился из Фороса, ГКЧП потерпел фиаско и его члены были арестованы. Перед строем полка, в эти дни, были зачитаны решения вышестоящего командования, осуждающие действия некоторых офицеров, оказавших содействие ГКЧП. Большинство из них, до этого случая занимали высокие служебные положения. Этот факт показал то, что, хотя мы носили одинаковую советскую форму, а наши приверженности были разными. Монолитность нашего строя, строя офицерского корпуса ВС СССР поколебалась и дальнейшие события лишь углубили этот процесс.
Описанные выше августовские события 1991 года породили в нас сомнения в вечности тех принципов, которыми мы руководствовались ранее. Как-то обесценилось наше самоотверженное служение идеалам и ценностям некогда великого Советского Союза.
Глава 2
Возвращение офицеров в свои республики. Мой путь возвращения в Казахстан.
Мое возвращение в Казахстан было нетипичным для общей массы возвращавшихся офицеров. Ко времени описываемых событий, прошло больше года, как мною был подан рапорт о переводе в свой родной город. К рапорту я приложил отношение из 356 истребительного авиационного полка, который базировался там. Полк в это время с самолетов Ту-128 переучился и перевооружился на истребители дальнего действия МиГ-31 и уже более трех лет летал на них.
Причиной рапорта стало то, что осенью 1989 года прибыв в отпуск я обнаружил мать в тяжелобольном состояний. Мать решила не отвлекать меня от службы и запретила родным сообщать мне о ее болезни. Но я не мог оставить это дело так, и обдумав ситуацию, принял для себя однозначное решение.
Выслуги для увольнения в запас у меня было достаточно, но я решил перевестись в Казахстан и закончить службу здесь. У летного состава в советское время проблем с получением квартир не было. Опыт службы, уровень квалификации, мое служебное положение позволяли мне надеяться на это.
Однако время шло, а дело не двигалось. Вышестоящее командование было возмущено моим переводом с понижением в служебном положении. Требовалось на это мое согласие. Пока это решалось не стало вакансии, и я написал рапорт о своем согласии на должность рядового летчика.
Одним словом, мои документы ходили по инстанциям между двумя полками, корпусами, отдельными армиями ПВО и Главным командованием Войск ПВО в Москве. Так прошло более полутора лет, мать за это время уже заметно пошла на поправку. Но я не изменил своего решения. Этому поспособствовало интервью Н.Назарбаева «Свой путь» газете «Известия» в августе 1989 года и мое решение приняло бесповоротный характер.
По совету родственника, я написал о сложившейся ситуации недавно избранному Президенту Казахской ССР Н.Назарбаеву. Честно говоря, особой надежды не было. На мое удивление, через несколько дней я получил уведомление от помощника президента. Мое письмо было получено и по нему были даны соответствующие поручения. Еще через несколько дней, я получил письмо с правительственным штемпелем от председателя Комиссии по делам военнослужащих С.Нурмагамбетова. Комиссия находилась на ул. Октябрьской 69 г.Алма-Ата. Я прибыл по указанному адресу на беседу.
Зайдя в кабинет, я увидел человека с Золотой звездой Героя Советского Союза, с которым я когда-то играл в шахматы в Центральном военном доме отдыха «Подмосковье» на Клязьминских прудах. Хозяин кабинета тепло принял меня, угостил чаем и расспросил о деле. Узнав, что я хорошо знаю М.Алтынбаева, единственного казаха в звании генерала, он записал все что я о нем знал. Присутствовавший при встрече заместитель С.Нурмагамбетова сказал, что скоро в Казахстане будет создан Государственный Комитет обороны Республики Казахстан и там понадобятся такие авиаторы как я. Я поблагодарил и отказался от предложения. Хотелось еще летать, а не протирать рукава в тиши кабинетов.
Еще дома, пока я собирался выезжать в Алма-Ату, пришло письмо от Главнокомандующего ВВС генерала П.Дейнекина. В нем было сказано, что письмо С.Нурмагамбетова по ошибке попавшее в Главкомат ВВС переадресовано в Главкомат Войск ПВО. Я понял, что вопрос в скором времени должен решится, раз за него так рьяно взялись.
Возвратившись в свой полк, я продолжил свою привычную службу, возил молодежь, нес боевое дежурство. Чтобы перерывы в полетах при переводе из одного полка в другой были минимальными, я спланировал и выполнил несколько полетов по наиболее сложным видам днем и ночью. Таким образом я максимально продлил свои сроки между полетами.
Утром первого декабря, на построении посвященному новому учебному году, командир полка объявил, что получена «красная телеграмма» отправить меня для дальнейшей службы в 356 иап. Вынесли боевое знамя полка. Я не ожидал таких торжественных проводов. Все, кому положено, тут же подписали мне обходной лист. Командир сказал много теплых слов обо мне, вспомнил время, когда я был начальником штаба эскадрильи, а он комэском. Момент расставания с однополчанами был волнительным.
Так мой затянувшийся вопрос с переводом на Родину с участием Президента Казахстана и будущего Министра обороны Республики Казахстан был решен в течении нескольких недель.
Глава 3
Переучивание на новый самолет. Беловежская пуща. Распад СССР.
После сдачи дел и должности, мне показалось, что жизнь замерла. Только вчера был в самой гуще всех событий, а теперь наступила тишина. Не выдержав этого, я 3-го декабря вылетел в Семипалатинск. Прибыв в полк 4 декабря 1991 года, я сразу был зачислен в списки части, поставлен на все виды довольствия и в тот же день направлен на переучивание на самолеты МиГ-31 в уже формирующуюся группу. Я сел в поезд и выехал к месту обучения.
Переучивание было организовано в 148-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава истребительной авиации ПВО в н.п.Саваслейка Нижегородской области (148-ой ЦБП и ПЛС ИА ПВО). В полный рост мы окунулись в изучение новой матчасти. Впереди нас ждали события, о которых мы не могли знать, однако ощущение приближения каких-то грандиозных и больших событий было. Политическая подготовка советских офицеров была не на последнем месте и поэтому кое-какое политическое чутье у нас было.
Руководство трех славянских республик СССР Белоруссии, РСФСР и Украины тяготила перспектива дальнейшего пребывания в составе обновленного Союза. Ими высказывалась мысль о том, что, освободившись от тяжких пут союзного государства, от обязанности оказывать поддержку другим республикам они смогут реализовать более лучшую перспективу для своих республик. Союзное руководство ими всерьез не воспринималось в силу сложившихся взаимоотношений между ними. Итогом поиска выхода из этой ситуации стало то, что 8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще, они договорились создать новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ).
Принятое ими решение было доведено до союзного руководства и руководителей некоторых союзных государств. Произошедшее событие подорвало основы существования остатков СССР и без того зыбкое положение которого стало еще более неопределенным.
Хорошо помню новости «ТВ-информ» от 9 декабря 1991 года. Известие о создании СНГ большинством переучивающихся офицеров было встречено радостными возгласами. Переучивание шло на нескольких курсах на различные типы авиационной техники, поэтому народу было много, и были они с различных регионов нашей большой страны. Большинство переучивающихся офицеров были славянской национальности.
После событий в Беловежской пуще было Предложение народных депутатов СССР от 10.12.1991 о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР, Заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11.12.1991. Центральные союзные органы в этих условиях бездействовали и никаких внятных решений ими принято не было.
После встречи президентов пяти центральноазиатских государств, входивших еще в состав СССР: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад, руководство Республики Казахстан, взяло на себя организацию встречи по обсуждению сложившегося положения с руководителями других союзных республик. К тому времени, с 10 декабря 1991 года КазССР был переименован в Республику Казахстан. От уточнения позиции других республик и их взглядов на судьбу всей страны во вновь сложившихся обстоятельствах, нахождение консенсуса, которое устраивало бы всех, зависело многое и это стало весьма важной и актуальной повесткой дня.
Новое образование из трех славянских государств выразило желание участвовать во встрече организуемом руководством Казахстана. Таким образом, во встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. Из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия. Итогом встречи в Алматы стало переформатирование Содружества Независимых Государств (СНГ) в состав которой вошли все бывшие республики СССР, кроме республик Прибалтики и Грузии. Подписанные на этой встрече 21 декабря 1991 года документы получили название Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ.
Руководство Советского Союза, по каким-то причинам, не приняло участие на этой встрече. Шанс быть на встрече, на законной основе провести все процессы цивилизованного «развода», распределение полномочий союзных министерств, положить начало оформлению новых экономических и политических отношений между государствами, руководство центрального союзного органа упустило. Оно пассивно сыграло роль обиженного и стороннего наблюдателя. Возможно поэтому, результаты встречи не оставили ни одного шанса союзному руководству для дальнейшего существования в том виде, в котором оно существовало до этого времени. По окончании встречи была проведена большая пресс-конференция для средств массовой информации.
М.Горбачев, 25 декабря 1991 года сложил с себя обязанности руководителя союзного государства – президента СССР. Это произошло публично, с трансляцией по телевидению. Лица, входящие в союзные руководящие органы, об этой ожидаемой, но кардинальной новости узнали одновременно со всем народом СССР. Народные депутаты СССР, члены Политбюро ЦК КПСС, руководители союзных республик на съезд не созывались, на котором могли быть решены вопросы цивилизованного «развода». Никаких решений руководством центрального органа бывшего союзного государства по вопросам, относящимся к его компетенции принято не было. В том числе по существующим союзным министерствам и ведомствам, по правовым, территориальным, национальным и другим вопросам в связи с размежеванием бывших союзных республик.
Наступивший новый 1992 год куранты московского Кремля извещали уже в новом качестве и на куполе над бывшей резиденцией Президента СССР в московском Кремле уже не развевался привычный флаг СССР. Наступили другие времена.
Глава 4
Вооруженные силы забытые на развалинах СССР.
Не было никаких решений и в отношении Вооруженных Сил СССР, руководство которого юридически подчинялось только президенту СССР – Верховному главнокомандующему ВС СССР. Вновь назначенный, после путча, министр обороны СССР формально мог не подчиниться решению, принятому в Алма-Ате 21 декабря 1991 года. Полномочия этого коллегиального органа не могли распространяться на союзного министра обороны, который, кроме всего, еще был одним из звеньев принятия решения о применении ядерного оружия в интересах всего Советского Союза. Формально, в этом смысле, был нарушен порядок подчиненности и управления Вооруженными силами СССР.
Будь на месте Маршала авиации Е.Шапошникова, другой более харизматичный и амбициозный лидер, судьба вооруженных сил и страны могла бы пойти совсем по другому сценарию. Но и тут однозначного решения не могло быть, слишком много офицеров высшего, среднего и младшего звена, к тому времени, уже были заражены идеалами демократий и общечеловеческих ценностей. Поэтому наличие харизмы не решала вопросы подчинения уже морально разношерстного личного состава воле одного человека, даже облеченного легитимной властью. Это было делом весьма сложным и обойтись она могла вооруженным силам и стране очень дорого.
Юрисдикция Вооруженных сил СССР после формального распада СССР, возникновения на части его территории СНГ и сложения с себя полномочий президента СССР с каждым днем становилось неопределенным. Предназначение ВС СССР, его организационная структура, дислокация на территории, порядок финансирования, обеспечения вооружением и военной техникой, и снабжения другими видами довольствия перестали соответствовать сложившейся реальности. Вооруженные Силы СССР существовали, а самой страны, которой они должны были служить уже не было. Она распалась на отдельные суверенные государства коллегиальным решением руководителей союзных республик. Булгаковская история «Белой гвардии» и «Бег», когда офицеры белой гвардии сокрушались, что «ни Царя, ни Отечества уже нет» повторялась, только теперь в ином варианте, вызывая у нас чувство участия в опереточной постановке.
В этих условиях, пользуясь аморфностью правовых основ управления, недостатками в снабжении, некоторые «лихие полководцы» с большими погонами на плечах, данную им власть начали применять не лучшим образом. Ни с кем не советуясь, не считаясь с позицией еще функционирующего министерства обороны СССР стали принимать не совсем разумные решения. Эти решения подрывали основы военной безопасности большой страны, которая теперь была раздроблена. Никто конкретно не нес ответственности за безопасность разделенных частей страны. Обстановка в ВС СССР стало напоминать период перед революцией 1917 года. Ситуация была взрывоопасной, так как контроль над вооружением был в руках этих же «лихих полководцев».
Из вчерашних братских республик без уведомления уходили воинские формирования, улетали авиационные полки и дивизии меняя свою дислокацию, некогда соответствовавшие поставленным им боевым задачам. Меняя порты приписки, снимая с себя боевую задачу, уходили боевые корабли с военно-морских баз. Единственный тяжелый авианесущий ракетный крейсер, проходящий ходовые испытания, осуществил переход из Черного моря на военно-морскую базу Северного флота. Средствами массовой информации некоторых вновь созданных государств такие случаи преподносились как акты героизма.
Кроме того, катализатором этого процесса послужило и то обстоятельство, что в некоторых бывших республиках СССР, кадровых военных, продолжавших военную службу, стали вынуждать к присяге на верность. Они были направлены в эти республики для прохождения дальнейшей военной службы еще при Советском Союзе, а в новой ситуации они могли бы вернуться в свои республики. Сам факт принятия военной присяги на верность дважды, и уже другому государству не вязался с предназначением присяги. Присяга дается один раз и навсегда. С этим и связано понятие воинской чести и существо понятия быть верным однажды данной присяге своей Родине, не щадя самой жизни.
Во всех республиках царил невиданный подъем национального самосознания, национальной самоидентификации. Этот процесс влиял и на их представителей в вооруженных силах, где бы они не служили. Иногда это протекало скрытно, иногда это выставлялось напоказ, вызывая недовольство других и конфликтную ситуацию, способную перейти в вооруженное столкновение. Для пресечения таких проявлений иногда необходимо было принимать жесткие меры, а иногда достаточно было беседы. При определенных ситуациях это могло иметь такие отрицательные последствия, что уже имевшие место к тому времени ряд столкновений на национальной почве на территории бывшего СССР могли показаться детской шалостью.
Все это происходило на фоне того, что вчерашние союзные республики многими чиновниками центральных союзных органов, в том числе военными, не воспринимались как отдельные, суверенные государства. Попытки управлять ими, давать указания из бывшего центра не прекращались. Были такие провокации в отношении генерала А.Рябцева, командующего 40-ой армией дислоцировавшейся на территории Казахстана. Не хочется освещать подробности этой некрасивой истории и неофицерский поступок тогдашнего руководства Туркестанского военного округа. Большинству таких моментов мудрыми решениями, принимаемыми руководством Казахстана, не давалось хода и возможность дальнейшего конфликтного развития. Хотя Казахстан, не требовал принятия новой военной присяги на верность стране от кадровых военнослужащих, факты несанкционированного убытия личного состава, вооружения, военной и специальной техники, нанесения откровенного вредительства оставляемой инфраструктуре имели место в эти годы.
Так, например, самолеты Ту-95МС 79 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии с аэродрома базирования Чаган, вблизи города Курчатова, находящегося в Семипалатинской области, в полном составе перелетели на один из аэродромов бывшей воздушной армии Верховного Главного Командования. Этот факт не стал предметом раздора между вновь созданными государствами. В последствии, мерами принятыми военно-политическим руководством Казахстана, эквивалент ценности этих самолетов был возвращен в страну в соответствующем количестве самолетов Су-27 истребительной авиации и Су-25 штурмовой авиации. Кроме того, были возвращены самолеты МиГ-29 несанкционированно перегнанные из 715 учебного авиационного полка в 1991 году по решению его «лихого командира». К тому времени Казахстан отказался от наступательного вооружения и носители крылатых ядерных ракет самолеты Ту-95МС были бы уже ненужным балластом, а для России это было бы потерей значительной части стратегической авиации. Истребители, полученные в счет их компенсации, существенно дополнили авиационный парк ВВС Казахстана (по той же программе Казахстаном были получены самолеты Л-39, прим. В.Стешенко). Практика жизни показала, что такой подход оказался весьма дальновидным и взаимовыгодным для обеих сторон.
Наше переучивание, проходившее уже де-юре на территории другой страны как-то выглядело странным. Остроту моменту придавало еще то, что в войска продолжали приходить взаимоисключающие друг друга распоряжения вышеуказанных «лихих полководцев». Главное командование Войск ПВО СССР в этих условиях поступило весьма мудро, прислав в Центр боевого переучивания командующего истребительной авиацией Войск ПВО генерал-лейтенанта авиации В.Андреева, одного из грамотнейших и авторитетных офицеров. Им лично было внесено многое, чтобы подтянуть дисциплину, организованность и упорядоченность в процесс нашего переучивания.
Волей судьбы, мы стали невольными свидетелями распада некогда великой страны. Увидели то, что прогнило в ней и что плохо держалось на ее скелете. Поняли, как должен был быть организован процесс цивилизованного «развода», как работают механизмы смутного времени, порождая полководцев-самозванцев. При одобрении руководствами вновь созданных государств действий таких «полководцев», которые сплошь были провокационными, сценарий боевых действий с применением вооруженных сил между вчерашними братскими республиками мог стать вполне реальным. А пока их действия иногда приводили к гибели людей, последовавших за ними, а иногда становились поводом для судебных дел.
Не могу согласиться с тем, что жизнь во время перемен есть проклятье. Имеющий способность видеть и анализировать получает знания и опыт, которые иногда не дает даже несколько веков. Жизнь сполна давала нам такие уроки и это было своеобразной академией. Хотя оценки в ней были суровы, я благодарен судьбе и старался не получать двойки в этой академии.
Глава 5
Всеармейское совещание - точка распада Вооруженных Сил СССР
Несмотря на то, что в то время были и другие претенденты на лидерство в Советском Союзе, Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев воспринимался населением СССР как лидер союзного уровня. Такое его восприятие определялось не его официально занимаемой должностью, а его общественно-политическим статусом, который был намного выше занимаемой им должности. Этот статус основывался на его деловом авторитете, компетентности, системности мышления, его прямоте и открытости, глубокой человечности и честности, а главное понятности его взглядов и суждений для любого гражданина страны. Эти его качества снискали ему всесоюзное уважение и, пожалуй, на то время, он был единственным человеком, обладающим таким безраздельным авторитетом.
В начале 1992 года, руководством ВС СССР для обсуждения назревших вопросов было принято решение провести Всеармейское совещание с участием военных делегатов от всех видов вооруженных сил, родов войск, военных округов и других региональных структур. Эта форма, как бы коллегиального решения, была данью тогдашнему «разгулу демократии» и частично уходом от личной ответственности. На Всеармейское совещание по просьбе военных представителей, из всех глав бывших союзных республик, был приглашен только Н.Назарбаев, Президент Республики Казахстан. На всеармейском совещаний также присутствовал президент Российской Федерации Б. Ельцин. Выступление на всеармейском совещаний Н.Назарбаева отразило чаяния большинства военных делегатов и видных полководцев бывшего СССР. Совещание прошло в конструктивном русле. На данном совещании были намечены пути для решения острых проблем, возникших перед военными после распада СССР. По сути Всеармейское совещание ВС СССР, решив не оставаться в формате уже несуществующей страны, повторило путь самоопределившихся республик. Таким образом были подготовлены пути для создания национальных вооруженных сил суверенных государств
Решения всеармейского совещания стали, как бы дополнением к документам Алма-Атинской декларации. Намеченные пути и формы цивилизованной передачи формирований вооруженных сил под юрисдикцию вновь образованных суверенных государств, были юридически оформлены межгосударственными договорами. Во многом они опирались на коллегиальное решение всеармейского совещания. В основном эти документы были оформлены на встречах различного уровня 1992 и последующих годов. Большинство статей и пунктов договоров затем были развернуты в отдельные соглашения, которые урегулировали множество деталей военного сотрудничества в области признания образования, званий, наград, пенсии, других прав и льгот. Также были определены порядок проведения совместных мероприятий, учений, пересечения воинскими формированиями государственных границ, провоза вооружения и военной техники, взрывчатых веществ и многих других аспектов взаимодействия и сотрудничества. Но все это уже было после создания национальных вооруженных сил.
Все мы, офицеры, находящиеся в Центре переучивания, от начала до конца смотрели и слушали каждое выступление на Всеармейском совещаний. Был такой эпизод на этом совещании. После выступления какого-то майора, который всю ответственность за сложившуюся обстановку, возложил на министра обороны, Маршал авиации Е.Шапошников, сидевший в президиуме совещания встал, сказал, что уходит в отставку и ушел за кулисы. Потребовалось некоторое время, для того, чтобы члены президиума уговорили его вернуться назад из «отставки». Нами это было воспринято как признак демократичности и справедливости министра обороны СССР, который, судя по ходу совещания, скоро станет Главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ.
Речь Президента Казахстана Н.Назарбаева на Всеармейском совещаний переучивающимися офицерами была воспринята очень благожелательно. Отблеск его авторитета поднял и мой статус среди переучивающихся. Это обстоятельство помогло мне купить книгу «Без правых и левых» Н.Назарбаева. Очередь за этой книгой была очень большая. Политизированность советского общества в период распада СССР была все еще высокой. Когда передо мной осталось человек десять, стало понятно, что книга мне не достанется. Переучивающийся со мной офицер Сергей Петров громко попросил очередь уступить одну книгу земляку Н.Назарбаева, то есть мне. Очередь с плохо скрываемым интересом изучила меня и благожелательно согласилась. Я приобрел нужную мне книгу.
Переучивание на самолет МиГ-31 мы закончили и во второй половине февраля поехали переучиваться на самолеты МиГ-25ПУ и МиГ-25ПД. Эти самолеты считались переходными для переучивающихся на самолет МиГ-31. Переучивались мы в Туркмении, в г. Красноводск, ныне Туркменбаши. Опять же это была территория другого суверенного государства. С переучивания мы вернулись ближе к окончанию марта. Я взял краткосрочный отпуск, чтобы перевезти свою семью к новому месту службы и попрощаться с сослуживцами, которые оставались в этом далеком северном гарнизоне.
Все эти пребывания в бывших республиках СССР, перелеты на самолетах, поездки в поездах, беседы с попутчиками в аэропортах, вокзалах, со своими бывшими однополчанами дополнили мое представление о последствиях распада СССР, о его влиянии на судьбы простых людей и на их чаяния.
Глава 6
Освоение нового самолета. Создание Казахстаном своих Вооруженных Сил.
После прохождения всех процедур наземной подготовки и сдачи зачетов, 14 апреля 1992 года я уже начал летать на МиГ-31. Получив три вывозных полета и один контрольный полет, с 21 апреля 1992 года я начал летать самостоятельно.
В начале мая у меня выходил срок врачебно-летной комиссии (ВЛК) и меня направили в Новосибирск, в авиационный госпиталь дивизии, к которой некогда относился семипалатинский 356 иап. Офицеры, авиационные врачи, служившие в России, интересовались, когда Казахстан собирается создавать свои вооруженные силы. У меня не было таких сведении, и я не знал, что отвечать. Зато я узнал, что Российская Федерация собирается создавать свои вооруженные силы в мае, где-то на День Победы. Прибыв домой после ВЛК, я с удовлетворением узнал из телевизионных новостей о том, что в Казахстане созданы свои вооруженные силы.
Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, своим Указом №745 от 7 мая 1992 года создал Вооруженные Силы Республики Казахстан.
До этого, также Указом Президента №738 от 7 мая того же года действовавший в то время Государственный Комитет обороны был преобразован в Министерство обороны Республики Казахстан. В его функцию вменили выработку и осуществление военной политики, государственное правовое регулирование военного строительства в целях укрепления обороноспособности, обеспечения территориальной целостности и безопасности страны.
Бывший председатель Государственного Комитета обороны, Герой Советского Союза С.Нурмагамбетов был назначен Министром обороны и ему присвоено очередное воинское звание генерал-полковник. Также были назначены начальник Главного штаба вооруженных сил РК, другие заместители министра обороны, первые должностные лица видов вооруженных сил, их заместители и многим присвоены очередные воинские звания. Среди них были командующие ВВС, ПВО и других воинских формирований. Таким образом, были определены цели, задачи и должностные лица ответственные за состояние и управление Вооруженными Силами Республики Казахстан.
Вооруженные Силы создавались передачей дислоцирующихся на территории Казахстана воинских объединении, соединении, частей, учреждений, организации, полигонов, арсеналов, баз хранения, складов, движимого и недвижимого военного имущества под юрисдикцию Республики Казахстан.
Воинским формированиям, имеющим на вооружении ядерное оружие, предписывалось сохранять существующую систему управления Стратегическими Силами в соответствии с ранее принятыми Соглашениями между государствами - участниками Содружества.
Все полномочия руководства вооруженными силами до принятия необходимых законов передавались Президенту Республики Казахстан-Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами. Непосредственно руководство возлагалось на вновь созданное Министерство обороны. Ему же вменялось в обязанность в 3-месячный срок осуществить прием воинских объединений, соединений, частей, учреждений и организаций Объединенных Вооруженных Сил Содружества, дислоцированных на территории Республики Казахстан, обеспечить создание системы непосредственного управления войсками, принять меры по поддержанию их боевой готовности и организовать взаимодействие с Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами.
Хочется отдельно акцентировать внимание на таком моменте, что обстановка вынудила внести в Указ такую норму как запрет командованиям воинских объединений, соединений, частей, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, баз хранения и складов, включая и непосредственно подчиненных Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами, на передислокацию, вывоз военной техники, вооружения и материально-технического имущества за пределы Республики Казахстан без согласования с Правительством.
На Кабинет Министров было возложено решение вопросов финансирования, продовольственного, материально-технического и медицинского обеспечения войск, дислоцированных на территории Республики Казахстан.
Указом действие существующих правовых норм, инструкций и положений, регулирующих жизнедеятельность войск и поддержание их боевой готовности, было распространено на период до принятия соответствующих актов Казахстана.
Указ был опубликован в печати и должностными лицами доведен до всего личного состава. Благодаря этому многие организационные вопросы встали на свои места. Но отдельные случаи злоупотребления вооружением и военной техникой продолжали иметь место. По большинству таких случаев проводились расследования и результаты расследования, а также принятые по ним решения доводились до личного состава изданными приказами.
Таким образом, в первые же годы создания Вооруженных Сил, руководством Казахстана глобальные проблемы в основном были решены. Уровень проблем, ожидающих своего решения снизился и стал по плечу командующим и командирам воинских формирований. Начало было положено, но было еще много нерешенных проблем. Некоторые конкретные механизмы реализации решений, принятых на более высоком уровне, детально не были проработаны на следующих уровнях. Иногда это становилось предметом для жарких дискуссий при проведении мероприятий приема воинских формирований под свою юрисдикцию. Особо остро стоял вопрос о финансировании и снабжении материально-техническими средствами в условиях всеобъемлющего дефицита - последствия разрыва экономических связей между бывшими республиками СССР.
Глава 7
Основной фактор влияния девяностых.
Чтобы читатель погрузился и представил себе сложившуюся тогда обстановку, трудности через которые пришлось пройти Казахстану, необходимо дополнить общую обстановку картинами из повседневного быта. Показать вопросы, которые ставила обыденная жизнь перед военнослужащими и членами их семей, их моральное состояние. Эти аспекты жизни влияли на создание вооруженных сил нисколько не меньше, чем общая экономическая или военно-политическая обстановка.
В полку почти не было военнослужащих из Казахстана, это были в основном военнослужащие из славянских республик СССР. Для авиации вооруженных сил СССР такой национальный состав был характерным и ничего удивительного здесь не было.
Военная служба, была судьбой этих людей. Вооруженные силы, с которыми они связали свою судьбу, были фундаментом и основанием их судьбы. Поэтому вопрос о существовании вооруженных сил был вопросом о их дальнейшей судьбе. С этим были связаны вопросы призвания их жизни, выслуги лет, стажа, прав и льгот, размера пенсии и еще многое другое.
Ответы на эти вопросы дали бы им ответы и на ряд других личных вопросов. Например, придется ли им, с семьями, из-за невозможности создать вооруженные силы Казахстана, бросив здесь все, возвращаться на свою этническую Родину? Что может ждать их на Родине в обстановке такой дезинтеграции? Придется ли им начинать там все заново, с нуля, или они смогут продолжить службу в своих национальных вооруженных силах? Нужны ли они своим национальным вооруженным силам? Их национальные вооруженные силы могли быть уже укомплектованы необходимым количеством военнослужащих. Этому способствовали отсутствие дефицита в кадрах и бесконечные структурные оптимизации.
Каково будет отношение к тем, кто остался служить здесь? Каковы будут их карьерные перспективы и связанные с этим размеры денежного содержания? Будут ли у них на Родине пенсия, права и льготы, когда они отслужат здесь? Эти и подобные вопросы каждый день стояли на повестке дня у семей военнослужащих. Требовалось определиться по каждому из них. Кроме этого, были еще ежедневные проблемы по выживанию на фоне галопирующей инфляции. И от того, как они собирались решать эти вопросы, зависело очень многое. В первую очередь они сами, затем это имело значение для воинской части, где они служили и в конечном счете для создания Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Была ли уверенность у этих людей в том, что из хаоса событий последних лет будут созданы новые вооруженные силы Казахстана? На этот вопрос трудно ответить и сегодня. Просто каждый день делали то, чтобы было необходимо. Предвидеть будущее никто не мог и однозначной уверенности не было. Может была вера или надежда в создание своих вооруженных сил. Некоторые военнослужащие, которые не связывали свою дальнейшую судьбу с Казахстаном, так и говорили, что после их ухода вооруженные силы Казахстана развалятся. Они были близки к правде, но не учли, что есть еще другие военнослужащие, их же коллеги, которые в это же время рассуждали несколько по-другому.
В первое время после возвращения в Казахстан, мы заметили, что цены на продукты питания здесь были ниже чем в России. Можно сказать, что они были еще советскими. Перестройка и инфляция достигли Казахстана и начали его только, только осваивать. Впоследствии это преимущество быстро сошло на нет. При сравнительно невысокой дороговизне, выбор на рынке продуктов питания, промышленных товаров, текстиля был ограниченной, а прилавки большинства магазинов вообще пустовали, встречая посетителей пустыми ценниками. Челночный бизнес, который затем заполнил эти ниши, арендовав пустующие помещения и организовав бойкую торговлю, тогда еще зарождался. Как сейчас бы сказали, это только начинали тестироваться новые точки роста экономики Казахстана.
К слову сказать, челночный бизнес тогда, как элемент народной дипломатии во многом определил вектор внешнеэкономического сотрудничества Казахстана. Государственным органам приходилось разбираться с визами, потоками товаров, таможенными вопросами, вопросами безопасности, налогообложения, валютного контроля и с сопровождающими эти процессы спорными моментами. Меры необходимые для решения и систематизации этих вопросов по мере их развития стали функциями и основными направлениями работ многих госструктур. И это наложило свой отпечаток на общие направления внешнеэкономической деятельности Казахстана.
Кроме всего указанного, резко изменились условия проживания. Появились перебои в обеспечении газом, теплом, затем электричеством. Причиной перебоев снабжения газом было то, что в городок, также, как и в город, газ доставлялся с большими перебоями. Сказывался разрыв хозяйственных связей между субъектами из-за вопросов платежеспособности и возможности по обеспечению поставок. Были времена, когда семьи объединялись и готовили пищу на улице, на походной треноге на огне бензиновой паяльной лампы. Это выглядело в городских условиях несколько шокирующее.
Причинами неудовлетворительного теплоснабжения были ограниченные запасы угля на теплоцентралях. Опять же это было из-за их платежеспособности. Отопление было слабым и для региона с суровыми зимами, холод в домах был основной проблемой. Некоторые семьи, устав от болезней детей и других членов семей для отопления своего жилья использовали газ или электричество. Часто слабый огонь газовых плит оставлялся на ночь. Это было опасно и несло с собой угрозу отравления газом или взрыва всего подъезда. При таком использовании газа, газгольдеры быстро пустели и семьи для приготовления пищи, отопления жилья переходили на использование электроприборов.
Линии электроснабжения при такой их эксплуатации не выдерживали нагрузки, и они часто выходили из строя. Это было главной причиной перебоев в энергоснабжении. Восстановление энергоснабжения опять же требовало ресурсов, времени и оплаты труда работников этих организаций. Квалифицированные кадры все больше уходили в область коммерции или туда где их труд более-менее достойно оплачивался. Из-за такого режима эксплуатации и нагрузок на энергетические сети в большинстве городов и сел была введена практика веерных отключений, под которую приходилось синхронизировать свою жизнь.
Кроме того, появились бригады собирающие цветной металл. Многие линии электропередач изрядно пострадали от таких летучих бригад. Были и трагичные случаи, когда люди гибли под напряжением, но промысел не прекращался. Они сдавали в пункты сбора собранный ими металлом. Эти коммерческие пункты сбора металлома, как правило находились в частной собственности. Металлом вывозился в близлежащие районы Китая и реализовывался. Это было основной статьей дохода таких предпринимателей.
В указанные пункты уходили не только цветной металл, но и черный металл. С улиц исчезали чугунные крышки канализационных люков, запасные рельсы, лежащие возле линии железных дорог. Освещение на улицах в темное время часто отсутствовало и были случаи попадания граждан в открытые канализационные люки с печальными исходами.
Платежеспособность населения была весьма низкая и многие просто не имели возможность оплачивать коммунальные услуги. Сервисные компании в свою очередь не могли обеспечивать услугами в кредит, так как им для восстановления своих расходов, оплаты труда работников, закупки ресурсов для будущих услуг требовались финансовые средства, которые должны были поступать своевременно. Многие такие компании разорялись. Получался замкнутый круг проблем из-за неплатежеспособности получателей услуг.
Ко всему перечисленному добавились еще несвоевременные выплаты денежного довольствия военнослужащих. Максимально такие кассовые разрывы составляли до 3-4 месяца. В условиях галопирующей инфляции размеры денежного довольствия военнослужащих не могли покрывать нужды их семей. Это обстоятельство вынудило семьи офицеров и прапорщиков становиться предпринимателями. Таким образом, житейские проблемы стали определять поведение многих военнослужащих и членов их семей. Изменились некоторые нравственные и житейские ценности. Как-то стало привычным делом поездки жен офицеров в Новосибирск, Барнаул за промтоварами, текстилем. Примерно в это же время или позже, на рынке в обилии появились китайские, турецкие товары, появились товары из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).
Более предприимчивые занялись перепродажей иномарок, доставляемых с Дальнего Востока, позже из ОАЭ, а затем и из Европы. Эти занятия требовали свободного от службы времени и постепенно для некоторых военнослужащих военная служба оказалась на втором плане. Изменились меры, определяющие отношения людей, успеха и благополучия, наметились первые признаки имущественного расслоения некогда монолитного общества. В отсутствии наступательной политической работы и четкой направленности идеологии, как говорил один из основоположников теории марксизма-ленинизма, быт определил сознание многих военнослужащих.
На службе, в штабах, в классах подготовки, в курилках изменилась тематика разговоров. Некоторые офицеры, имеющие уже достаточную выслугу лет или имеющие намерение уехать из Казахстана вслед за своими женами становились предпринимателями. Некоторые из них становились успешными на новом поприще и это подавало пример для остальных. Как правило такие военнослужащие увольнялись и уезжали на свою малую Родину. Часть из них откладывала свой отъезд и продолжала успешно начатое дело на месте. Их общение со вчерашними своими сослуживцами часто действовало деморализующее на последних. Те в свою очередь делились этой информацией со своими сослуживцами уже на службе. Противопоставит такой информации было нечего. «Света в конце туннеля» еще не было, чтобы перед этими военнослужащими начертить их завтрашнюю перспективу. И поэтому процесс отбора тех, кто хотел остаться служить в вооруженных силах продолжался естественным путем. Каждый решал сам, где ему быть.
Были военнослужащие, которые и ранее не связывали свою дальнейшую судьбу с Казахстаном и теперь не видели для себя перспектив. Как правило они теряли интерес к службе, но продолжали военную службу. Но жизнь, вытаскивала на поверхность этих людей, потерявших ориентиры в службе и в жизни. Как правило, навалившиеся перечисленные выше житейские проблемы, людей, не приспособленных решать их, склонили к употреблению спиртных напитков, бесцельному времяпровождению и как следствие к развалу семей. Командиры частей часто освобождались от таких военнослужащих увольняя их из рядов вооруженных сил. Многие из них уезжали, иные «брались за ум» и затем на гражданском поприще более или менее устраивали свою жизнь.
Многие военнослужащие, не являющиеся уроженцами Казахстана, продолжали служить также, как и в советское время. Чтобы уехать, им надо было решить слишком много проблем и на мой взгляд это удерживало их. Конечно было в этом некоторые элементы инертности. Их позиция была примерно такой: будем живы, не помрем, авось куда-нибудь вынесет. Многие из них достойно отслужили и даже после службы остались в Казахстане. А те, кто планировали уехать, но не нашли подходящих вариантов, они тоже остались и продолжили служить. Но, найдя подходящий вариант, они во время службы или после выхода на заслуженный отдых, уехали на свою Родину. Во время службы эти военнослужащие также, как и другие внесли свой вклад в создание и становление Вооруженных Сил Республики Казахстан составив ее основной, опорный костяк.
В мае 1992 года на базе 37-го Корпуса ПВО были созданы Войска ПВО Вооруженных Сил Республики Казахстан и командующим был назначен генерал-майор авиации М.Алтынбаев. Это стало началом нового рубежа в создании национальных вооруженных сил.
В полку я был единственным летчиком-истребителем казахской национальности. Были еще два офицера-казаха инженерно-технического состава в звании старших лейтенантов. Не знаю, как они в то время относились к перспективам вооруженных сил Казахстана, но себя я относил к тем, кто делал все для создания Вооруженных Сил Республики Казахстан. Национальных кадров и просто уроженцев Казахстана были единицы, и мы не смогли бы составить основу вооруженных сил. Как было уже указано основную роль в сохранении и создании Вооруженных Сил Республики Казахстан сыграли те, кто продолжал служить в силу привычки и те, у кого не было другого выбора.
Во второй половине октября 1992 года меня восстановили в должности, и направили во вторую эскадрилью. Это назначение давало мне право получать инструкторскую программу на самолете МиГ-31 по всем видам подготовки где был готов сам. К тому времени, я как летчик первого класса прошел по первой графе по задачам Курса боевой подготовки ИДД-86 и был уже готов в объеме КБП ИИД-86. Успешно получив все допуска в декабре 1992 года приступил к обучению вверенного летного состава с инструкторского сидения.
Позже в нашем полку появились еще два офицера, уроженцы Казахстана. Оба офицера были летчиками-истребителями, занимавшими ранее должности заместителя командира полка. Обоих я знал. Одного по летному училищу, другого по совместной службе в четвертой отдельной Армии ПВО. Первым прибыл подполковник Ж.Сандыбаев из Сарышаганского расформированного 738 истребительного авиационного полка, где командиром полка был легендарный полковник Ю.Васенин. Полк перебазировался в Сарышаган (аэродром Камбала позывной "Орлан") в 1990 году из Запорожья. Перевооружившись на самолеты МиГ-31Б собирались перебазироваться в Норильск (аэродром Алыкель). Перевооружение и переучивание происходило перед самым развалом СССР и полк, кроме имевшихся МиГ-25 успел получить только 15 самолетов МиГ-31Б. После расформирования полка все самолеты были перегнаны в Семипалатинск (аэродром Жана-Семей, позывной "Калачик"). Подполковник Ж.Сандыбаев непродолжительное время был заместителем командира полка, затем стал командиром 356 истребительно-авиационного полка. Прежний командир полка, полковник В.Бакаев стал начальником истребительной авиации Войск ПВО Казахстана, вместо полковника А.Васимова, ставшего заместителем командующего Войсками ПВО Казахстана.
Через некоторое время после появления подполковника Ж.Сандыбаева, к нам в полк на должность заместителя командира полка прибыл подполковник Б.Сейдахметов из 681 истребительно-авиационного полка, (аэродром Данилово) находившийся рядом с Йошкар-Ола (республика Марий Эл). С этого момента сохранение и поддержание уровня боеготовности и боеспособности нашего полка, как действительно авиационной части Казахстана, получила новый импульс.
Подводя итог этой большой и тяжелой главе можно сказать, что сама жизнь поделила военнослужащих, проходивших в то время службу в Казахстане на четыре категорий: одни с вооружением, военной техникой ушли за своими «лихими полководцами»; другие стали предпринимателями; третьи не нашли себя в новых условиях и потеряли ориентиры в жизни и в службе; четвертые продолжали служить по инерции или по необходимости (на мой взгляд, были еще и др. причины, прим. В.Стешенко), но в любом случае, именно они составили костяк казахстанских вооруженных сил. Национальные кадры и некоторые военнослужащие из четвертой категорий служили и надеялись своею деятельностью оказать содействие в создании национальных вооруженных сил Казахстана. Их было мало, но они были заметными. Теперь о них говорят, что они стояли у истоков создания Вооруженных Сил Республики Казахстан. Но, если уж пользоваться метафорами, то они не стояли, а своей службой и деятельностью расчищали эти истоки, чтобы процесс пошел полнее и шире.
**
еги: авиация Казахстана, ВВС, история авиации и космонавтики; патриотическое воспитание; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.