История авиации Усть-Каменогорска. Теги: авиация, авиация Казахстана, история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.
История авиации Усть-Каменогорска
Историческая справка о городе
Усть-Каменогорск (каз. Өскемен) — город в Казахстане, административный центр Восточно-Казахстанской области (с 1932 года). До 1932 года город входил в состав Томской губернии, Омской области, Алтайской губернии, Семипалатинской губернии, Алтайского горного округа и Семипалатинского округа. Первоначальное название — крепость Усть-Каменная («Сибирский Шлиссельбург»).
В мае 1720 года Экспедиция майора Ивана Михайловича Лихарева, снаряжённая по именному указу Петра I, направилась к озеру Зайсан. До озера дошли благополучно, но дальнейший путь по Чёрному Иртышу преградил большой джунгарский отряд. Нападения были легко отбиты, однако двигаться дальше не позволил сильно обмелевший Иртыш. Экспедиция повернула назад. 20 августа 1720 года военный отряд Российской армии прибыл к месту слияния рек Иртыш и Ульба, где начались работы по строительству крепости. Этот день принято считать днём основания города Усть-Каменогорска.
В 1868 году Усть-Каменогорск получил статус города.
В 1939 году Усть-Каменогорск, становится областным центром Восточно-Казахстанской области. В том же году началось строительство Усть-Каменогорской ГЭС.
С началом Великой Отечественной войны, с осени 1941 года, в область начали прибывать эвакуированные предприятия и учреждения. В Усть-Каменогорск прибыл Симферопольский мотороремонтный (авто) завод, осенью 1942 года стали приходить эшелоны с оборудованием завода «Электроцинк» из города Орджоникидзе. В город с населением немногим более двадцати тысяч одновременно прибыло более двух тысяч рабочих, инженерно-технических работников с семьями. С 1 июля 1941 года по 24 января 1942 года со строительных площадок «Нивагэсстроя», «Сунастроя» истанции ЭНСО в адрес треста «Иртышгэсстрой» поступило 434 вагона разного оборудования.
Началось строительство первого в Казахстане цинкового электролитного завода. После войны в счёт репараций с фашистской Германии сюда было перевезено новейшее оборудование Магдебургского цинкового завода. В сентябре 1947 года Усть-Каменогорский цинковый завод выдал первые слитки металла. А в 1952 году он был преобразован в свинцово-цинковый комбинат.
В октябре 1949 года выпустил первую партию своей продукции Ульбинский металлургический завод, который в советское время был «почтовым ящиком». Его профилем были урановые, бериллиевые и прочие редкоземельные соединения.
В 1965 году в районе Согра вверх по Ульбе, был запущен титано-магниевый комбинат.
Авиация…
По материалам: С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков (Управление архивами Восточно-Казахстанской области, государственный архив Восточно-Казахстанской области; Сост. Л.П.Рифель, 2004 год) и другим источникам.
Жители дореволюционного Усть-Каменогорска поддерживали связи с окружающим миром с помощью гужевого и водного транспорта. Грузы по суши перевозились на лошадях и верблюдах, по воде – на баркасах, пароходах и баржах.
В 1915 году акционеры во главе с англичанином Лесли Урквартом, стремясь увеличить добычу руды на Риддерском руднике, приступили к строительству узкоколейной железной дороги протяженностью с подъездными путями в 115 верст (1 верста – 1066,8 метра). Здесь было занято около 2000 человек. 27 мая 1917 года из Усть-Каменогорска отбыл первый поезд.
Самолеты в небе Усть-Каменогорска впервые появились вероятно в конце 1920-х годов. Это были редкие полеты одиночных самолетов, вероятно в народнохозяйственных целях (топографических, связных).
1 апреля 1926 года – в городе был создан уездный Совет Авиахима (массовая добровольная общественная организация граждан СССР, существовавшая в 1925—1927 годах; объединение Общества друзей воздушного флота и Доброхима), который проводил работу по пропаганде развития отечественной авиации и по сбору средств на строительство аэропланов.
К слову, первые автомобили АМО-Ф15 (первый советский грузовой автомобиль произведенный Открытым акционерным московским обществом «Завод имени И. А. Лихачёва» (сокращённо — АМО ЗИЛ)) и Форд-Т в Усть-Каменогорске появились в 1931 году.
В 1934 году была налажена регулярная авиационная связь г.Усть-Каменогорска с Семипалатинском, Зыряновском, а затем и другими населенными пунктами области, в основном это были почтовые перевозки.
В августе 1935 года был открыт аэропорт в Усть-Каменогорске, а в январе 1936 года в Усть-Каменогорск прилетели первые самолеты, которые уже базировались в городе. С этого времени Усть-Каменогорск получил возможность регулярных воздушных перевозок пассажиров и грузов в Лениногорск, Зыряновск, Зайсан, Катон-Карагай и другие населенные пункты Рудного Алтая. Пилоты слаженной, четкой работой сразу же завоевали большую симпатию у населения. Особенно восторженно и радостно встретила появление первых самолетов молодежь Восточного Казахстана. Многие юноши и девушки загорелись желанием стать такими же отважными летчиками и подали заявления в аэроклубы и летные школы.
Есть обрывочные сведения о полетах зарождающейся пограничной авиации. Например, в ноябре 1935 года, 15 самолетов Р-5 совершили перелет по маршруту: Алма-Ата – Аягуз – Вахты (?) – Зайсан – Семипалатинск – Аягуз - Алма-Ата, протяженностью свыше 1200 км. Маршрут перелета был проложен с максимальным соответствием реальной обстановке, и их протяженность варьировалась от 600 до 1350 км. В ходе мероприятия проверялась техника пилотирования летчиков, слетанность экипажей, готовность технического персонала обслуживать машины в условиях удаленности от основных баз, взаимодействие с наземными службами и другие вопросы. Несмотря на сложность выполняемого задания, все экипажи успешно справились с задачей. Возможно, и эти самолеты осуществляли посадку в Усть-Каменогорске.
Пионером освоения воздушных линий Рудного Алтая является летчик Дмитрий Маркович Белоногов, который в трудных условиях горного рельефа закладывал основы постоянной связи с населенными пунктами области.
Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны успешно громили фашистских захватчиков на земле и воздухе. Выполняя задание командования, авиаторы – восточноказахстанцы проявили чудеса храбрости и отваги, вписали немало героических страниц в славную летопись Великой Отечественной войны. Слесарь обогатительной фабрики из Лениногорска Василий Трофимофич Королев (подробных данных о нем пока нет), овладев летным мастерством, успешно громил японцев на озере Хасан, а в годы Великой Отечественной войны готовил кадры для фронта, кропотливо учил молодежь летному делу, участвовал в военных действиях против японских империалистов. За боевые заслуги был отмечен четырьмя правительственными наградами.
Осенью 1941 года по всей стране развернулось патриотическое движение трудящихся по созданию фонда обороны. По призыву комсомольцев г.Уральска, комсомольцы, молодежь Казахстана начали сбор средств на постройку эскадрильи самолетов-истребителей имени комсомола Казахстана. Активное участие в этом благородном деле приняла молодежь Усть-Каменогорска, Зыряновска, Лениногорска, Катон-Карагая и других населенных пунктов Восточного Казахстана. Только комсомольцы Усть-Каменогорска на авиазвено «Устькаменогорец» внесли из своего заработка десятки тысяч рублей. Молодые рабочие и инженеры строившейся во время войны Усть-Каменогорской ГЭС собрали на постройку нового самолета «Иртышгэсстроевец» 20 000 рублей (литр молока в октябре 1941 года стоил уже 10 рублей вместо двух рублей в июне).
В послевоенные годы авиация получила еще большее развитие, в Усть-Каменогорском аэропорту значительно возрос парк авиационной техники, увеличилось количество летчиков и авиатехников. Там, где не может приземлиться самолет, успешно совершает посадку вертолет. Усть-Каменогорск связан воздушными трассами со многими промышленными и культурными центрами СССР.
12 октября 1965 года в аэропорту города Усть-Каменогорска впервые приземлился воздушный лайнер для того времени, самолет Ан-24. С этого времени Ан-24 стал совершать ежедневные рейсы между Усть-Каменогорском и Алма-Атой и др. городами СССР.
4 июня 1976 годав Усть-Каменогорском аэропорту впервые совершил посадку современный скоростной пассажирский лайнер Ту-154, а с 16 июня он стал совершать регулярные авиарейсы по маршруту Усть-Каменогорск – Москва.
Астраханская военная авиационная школа механиков (ВАШМ)
Астраханская военная авиационная школа механиков (ВАШМ) была эвакуирована в Усть-Каменогорск в 1941 году, а в 1945 году перебазирована на прежнее место дислокации.
ВАШМ, как и всем другим военным учебным заведениям был определен план подготовки, согласно которому она должна была подготовить авиамехаников по эксплуатации самолетов, авиамотористов и стрелков авиавооружения: 1941г.-750, 1942г.- 764, 1943г.- 750, 1944г.- 1193, 1945г.- 80. Итого в годы войны ВАШМ должен был подготовить 3537 авиационных специалистов! К сожалению результаты выполнения плана мне неизвестны…
Одним из курсантов ВАШМ в Усть-Каменогорске был известный в будущем актер Кирилл Лавров (народный артист СССР, Герой Соц. Труда). Он родился 15 сентября 1925 года в актёрской семье. Его отец - народный артист СССР, мама в театре не играла, но занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась на радио. Кирилл Юрьевич с ранних лет увлекался театром, но до начала актёрской карьеры ему пришлось пройти нелегкий путь: война внесла свои коррективы в жизнь. В начале 1943 года, в неполные восемнадцать лет он добровольцем ушёл в армию. Долго уговаривал военкома отправить его на фронт(Кирилл работал на военном заводе в Новосибирске, у него была «бронь» и не было призывного возраста), но попал в Усть-Каменогорск, в эвакуированную Астраханскую военно-авиационную школу механиков.Там он учился почти два года и выпустился из училища, когда уже закончилась война, в мае 1945 года. После учебы он пять лет служил техником на одном из Курильских островов (остров Итуруп) - обслуживал самолёты Пе-2 (пикирующие бомбардировщики).
Очень мало известно о Астраханской военной авиационной школе механиков. Мне попадались свидетельства, которые рассказывают о участии курсантов этой школы в боях на берегах Волги в августе 1942 года.Например, Олег Васильевич Шеин (http://www.olegshein.ru shein72@mail.ru) в книге «На астраханском направлении» пишет, что: «29 сентября (1942г.) два самолета обстреляли позиции 152-й осбр. Погибло шесть человек, двое получили ранения. Днем один самолет сбросил бомбу на столовую Астраханской школы авиамехаников. Погибло семь курсантов, 26 были ранены». По всей вероятности автор ошибся, ВАШМ уже не было в городе, а курсанты были из 1 и 2-го Астраханского военного пехотного училища…
Экспозиция авиационной техники на территории этнографического музея в Усть-Каменогорске
По материалам Андрея Тентетникова, источник: Сайт газеты «Экспресс К»
Возле входа в этнографический парк на левом берегу Иртыша установлены вертолет Ми-4, самолеты Ан-2 и Як-40. Директор музея Николай Зайцев поясняет, что эти летательные машины - только начало «Усть-Каменогорского Ле Бурже». Салон Як-40 превратится в музейную экспозицию. Там будет представлена вся история развития авиации в Казахстане. Гиды будут с энтузиазмом называть имена первых казахстанских летчиков и космонавтов.
Это только начало. Со временем появятся новые экспонаты летательных аппаратов.В окрестностях Риддера, как рассказал Николай Зайцев, - он откопал бюст Гагарина (во времена и нравы!). Думаю, он займет почетное место в новой экспозиции…
На баннере, установленном здесь же, помещены фотографии и материалы о первом летчике – казахе, первом космонавте РК, летчиках – восточноказахстанцах – Героях СССР, фото Айтмухамбета Касымова – редактора Восточно-Казахстанской областной газеты «Дидар», на основе архивных источников и воспоминаний родственников собравший и опубликовавший материалы о первом летчике-казахе Ж. Малдыбаеве.
Малдыбаев Жакыпбек (1907-1938) - первый летчик-казах, в 1933 году он стал курсантом Харьковской военной школы летчиков, воин- интернационалист, воевавший в Испании. Очерк о нем опубликован на страничке «История авиации Казахстана 1907-1940г.г.» данного сайта.
Достаточно широко известны имена летчиков – Героев Советского Союза:
Рощина Льва Михайловича (1922 - 1958г.г.), участника Великой Отечественной войны, командира эскадрильи 190-го штурмового авиационного полка. Лев Рощин родился 30 сентября 1922 года в городе Усть-Каменогорск в семье служащего. В раннем возрасте вместе с семьёй переехал в город Риддер.
Владимира Николаевича Кондаурова, который родился 28 октября 1942 года в селе Гусиное Большенарымского района Восточно-Казахстанской области. С 1956 года он летал на планерах в Усть-Каменогорской планерной школе. В 1964 году закончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1966-1992 годах - на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС (ГК НИИ ВВС). Занимался испытаниями боевых истребителей разных поколений для авиации ВВС и ПВО, включая МиГ-29 и Су-27. С 1987 года занимался испытаниями самолётов и вертолётов авиации ВМФ, в том числе корабельных истребителей МиГ-29К и Су-27К. 22 ноября 1989 года первым из военных лётчиков совершил посадку на корабль на самолёте МиГ-29К (а 1-й взлет осуществил Т.Аубакиров). 31 октября 1988 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, был удостоен звания "Герой Советского Союза". Автор книги «Взлетная полоса длиною в жизнь».
О этих (и других) славных сынах Восточного Казахстана опубликованы очерки на страничке «Наши герои» данного сайта.
Авиация области
Источник: Казинформ, Людмила Малько и др.
12 октября 1965 года в Усть-Каменогорском аэропорту впервые приземлился воздушный лайнер Ан-24, что положило начало прямым рейсам между Усть-Каменогорском и Алма-Атой.
В настоящее время в области функционирует два аэропорта со статусом «Международный» (?). Это аэропорты городов Усть-Каменогорск и Семей, а так же имеются четыре аэропорта в городе Зайсан, селах Катон-Карагай, Урджар, Курчум.
С аэропорта Усть-Каменогорска выполняются авиарейсы в города: Астана, Алматы, Караганда, Кызыл-Орда, Шымкент, Актобе, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, в Турцию, Баян-Ульгей (Монголия), Урумчи (Китай). С аэропорта города Семей – в города Астана и Алматы.
В целях реализации Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года и поручения Акима ВКО, для обеспечения населения региона авиаперевозками, проведена работа по возобновлению регулярных авиарейсов по местным воздушным авиалиниям. Возобновлены авиарейсы воздушными судами Ан-24 по маршруту «Усть-Каменогорск – Зайсан – Усть-Каменогорск», сезонные авиарейсы по маршруту «Усть-Каменогорск – Курчум», «Усть-Каменогорск – Семей – Урджар».
Стоит напомнить, что социальный авиарейс Усть-Каменогорск-Семей-Урджар был открыт в августе 2008 года, однако с августа 2009 года аэродром Урджара был закрыт из-за несоответствия требованиям государственной сертификации. Потребовалось 134,5 млн. тенге (из районного бюджета), чтобы наземную службу привести в соответствие с авиационными требованиями безопасности. Проведены работы по устройству ограждения по всему периметру аэродрома, капитально отремонтирована взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка и здание аэропорта. Аэропорт способен принимать воздушные суда, такие как Ан-2 и Ан-24.
Что касается трех других авиамаршрутов местного значения - Зайсан, Курчум и Катон-Карагай, то зайсанский и курчумские аэродромы входят в перечень аэродромов совместного базирования гражданских и военных авиасудов. Рейс на Зайсан был открыт 15 июня 2007 года (после долгого перерыва с 1995 года), но в сентябре 2009 года полеты были прекращены по причине несоответствия аэропорта государственной сертификации. Это, прежде всего, связано с ежегодным ужесточением требований Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК к внутренним авиаперевозчикам и наземной службе аэропортов. После определенной работы региональной и центральной исполнительной власти заинтересованные стороны заключили договор о совместном использовании аэродрома. В Зайсан выполняют рейсы самолеты Ан-24, в Курчум (только в период ледостоя) летает Ан-2.
Авиарейс в Катон-Карагай является сезонным авиарейсом, и перелеты из Усть-Каменогорска в этот регион возможны с марта на самолете Ан-2.
Коммунальное государственное казенное предприятие «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области» Аппарата Акима Восточно-Казахстанской области.
Это авиационное подразделение базируется в г.Усть-Каменогорске, имеет вертолеты Ми-2, Ми-8, самолеты Ан-2. Его основные задачи это: патрулирование с воздуха (лесов, полей, рек, промышленных объектов), взаимодействие с РГП на ПХВ «Республиканский центр санитарной авиации».
Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1117 за заслуги в государственной и общественной деятельности Виктор Николаевич ГУБАРЕВ, директор КГКП «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области», награжден медалью «Ерен енбеги ушін» («За трудовое отличие»).
Первая в Казахстане женщина-капитан самолета - уроженка Усть-Каменогорска
По материалам Александры Эспе (фото: voxpopuli.kz Рубрика: Усть-Каменогорск, Жизнь, 11 марта 2015 год. Источник: http://altaynews.kz/18793-female-captain-plane-kazakhstan-ust-kamenogorsk.html) с правками и сокращениями.
«…Тоты Амирова - летчик, пилотирующая мощные пассажирские самолеты, кавалер ордена «Құрмет». Единственная до недавнего времени на постсоветском пространстве женщина - командир воздушного судна (КВС), которая управляет самолетами типа «Аэробус-320», «Боинг». А в Казахстане равных ей нет уж точно. У нее необычное имя, в переводе с казахского языка означает жар-птица. Так что любовь к полетам заложена на ментальном уровне. А судьбоносная встреча с одним из легендарных летчиков Константином Коккинаки определила ее судьбу окончательно. Как рассказывала в одном из интервью Тоты, когда ей было десять лет, в их село приехали летчики, ветераны войны, Герои Советского Союза. Один из них стал гостем их дома. Рассказ Константина Коккинаки девочка слушала затаив дыхание, именно тогда она решила - станет пилотом. Но даже в самых дерзких своих мечтах не думала, что будет первой в Казахстане женщиной - КВС, будет поднимать в небо «боинги» и «эйрбасы». И хотя Тоты родилась в Усть-Каменогорске, она считает себя деревенской, потому что отроческие годы летчицы прошли в селах Никитинка, Алексеевка, Таргын, Бестерек. С селом Бестерек Уланского района у нее особая связь, это родина ее предков по линии отца. Здесь же она окончила таргынскую школу имени И. Айтыкова. И когда Уланский район представлял свою культурную программу в рамках акции «Поклонись родной земле», Тоты Амирова стала почетным гостем на этом празднике. Она часто бывает в родных местах, где словно подпитывается родовой силой, чтобы покорять новые горизонты и не только в небе.
Путь в небо для Тоты не прост. Но она не отступала от мечты ни на шаг, поступила в Рижский институт инженеров гражданской авиации. После его окончания приехала в Алма-Ату и стала работать в Казахском управлении гражданской авиации. После распада СССР Тоты попыталась получить разрешение учиться на летчика. И ей повезло, в рамках эксперимента она получила добро. Мало кто верил в успех хрупкой женщины, но она доказала свое право на полеты. Первым самолетом был Ан-2. Позднее стала управлять Як-40, потом «Боинг-737-200», «Боинг-737-700/800». Позже освоила «Эйрбас-320» и 321.
Тоты Амирова постоянно совершенствует свое мастерство, помимо Рижского института, она училась в Алматинской академии гражданской авиации, Оксфордской летной академии (Великобритания). К тому же, прошла зарубежные курсы подготовки и переподготовки летного состава. То, что у Тоты помимо летной и летно-инженерной специальностей, есть еще и образование авиаэкономиста, сыграло очередную поворотную роль в ее профессиональной судьбе. Больше года назад ее пригласили на работу в Комитет гражданской авиации Минтранскома РК, сейчас это Министерство инвестиции и развития. Здесь Тоты Амирова работает главным инспектором управления летной эксплуатации. И хотя ее страсть - небо, Тоты не собирается возвращаться к летной работе, как она сама говорит, пока казахстанские авиакомпании не будут выведены из «черного списка». Для этого и пришли по призыву Президента страны в комитет такие специалисты, как она. Тоты все же старается не терять навыков пилотной профессии и продолжает летать. Правда, из-за загруженности, график полетов у командира самолета «Эйрбас-320», не такой насыщенный, как раньше.
Несмотря на мужественную профессию и, казалось бы, мужской характер, Тоты Амирова - истинная женщина. Утонченная, с модной прической и в элегантной обуви, она в своем костюме пилота производит неотразимое впечатление. Когда видишь эту молодую женщину, трудно поверить, что ее дочери уже больше двадцати лет. Тоты Амирова считает, что за успехом любой женщины стоит мужчина. - Женщине необходимо, чтобы в нужный момент мужчина сказал ей, что она самая лучшая, - говорит пилот-командир Тоты».
Продолжение следует…
Теги: авиация, авиация Казахстана, история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.